«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Вера Юрьевна

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме. . В статье приводятся примеры игровых методов и приемов обучения грамоте детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС ДО»

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин . Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [1, с 8].

Проблемой изучения и формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались и занимаются такие исследователи как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Ф.А. Сохин, М.М. Кольцова, Е.В. Гурьянов, П.А. Горфункель, М.М. Безруких, С.О. Филиппова, Т.И. Дубровина, А.П. Бондаренко и многие другие. [13,с 15].

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

- обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Обучение грамоте многими родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как:

- общая и мелкая моторика, координация движений,

- чувство ритма,

- зрительно-пространственные представления,

- сформированность фонематической системы.

Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

Данная проблема всегда была для меня интересной, а исходя из её важности и актуальности тема  моего опыта работы была определена.

Новизна моего опыта состоит в комбинировании  элементов известных методик и технологий [Л.Е. Журовой, Н.В.Дуровой, Н.В. Варенцовой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной], в заимствовании и применении в новых условиях опыта данных авторов, а так же в усовершенствовании отдельных сторон моего педагогического труда, создании пособий, игр и использование их в образовательном процессе.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики  в старшей группе.

Задача исследования:

- выявить состояние речевой готовности детей 5 лет к обучению грамоте.

По результатам диагностики у всех детей отмечались нарушения пространственных представлений, фонематического слуха, чувства ритма, координации движений руки, недоразвитие грамматических навыков.

 Деятельность с дошкольниками, имеющими нарушения речи, заставляет  задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению в школе.  В своей практике я использую инновационные технологии. Преимущество этих технологий в том, что их использование позволяет значительно снизить  трудности в овладении грамотой. 

Одним  из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,  выбрала  метод проектной деятельности, так же использую метод наглядного моделирования; элементы стретчинга. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии:

- использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей;

- создание игровой ситуации;

- использование наглядного занимательного материала;

- использование игровых ситуаций и стихотворных текстов;

- использование дидактических игр и игровых упражнений.

Опираясь на методику подготовки детей к обучению грамоте, создала модель методических приемов взаимодействия педагога с ребенком.

1 этап - Игры, упражнения, направленные на формирование у детей ориентировки в звуковой стороне речи.

2 этап - Игры, способствующие интеллектуальному и нравственному развитию.

3 этап - Игры с буквами, азы чтения.

Основные цели 1 этапа – научить правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове. 1 этап – это фундамент будущей грамотности дошкольника. Процесс обучения грамоте нельзя рассматривать в отрыве от интеллектуального и нравственного развития детей. Поэтому 2 этап – это когнитивное и чувственное развитие.

И  3 этап – игры с буквами, азы чтения - самый ответственный период в обучении чтению.

Успехи в овладении чтением зависят от предшествующего опыта ребенка, поэтому к каждому этапу модели отношусь добросовестно.

Мною были составлены годовые планы по подготовке детей  к обучению грамоте, намечены задачи для работы с детьми.

Всю деятельность по обучению грамоте  веду по трем направлениям:

- создаю условия для развития звуковой стороны речи;

- мотивирую детей на знакомство со знаковой системой языка (буквами);

- формирую интерес к выполнению графических упражнений

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева. [12, с.43].  Поэтому, опорной точкой, ведущей к успешной реализации намеченной цели, я назвала бы развивающую предметно-пространственную среду ребенка. Наполнила её интересными развивающими играми,  разнообразным игровым материалам.

Так в группе появилось сенсорное панно-азбука, сенсо-моторный центр; картотека лингвистических игр, загадок на каждую букву; картотека упражнений игрового стретчинга;  иллюстративный материал по развитию речи; папки-копилки в которых собран весь арсенал средств необходимых для звукового моделирования, анализа слов, предложений, схемы; дидактические игры и пособия.

Как уже говорила выше,  на первый план был выдвинут метод проектной деятельности, поскольку он формирует у воспитанников потребность выявлять (на начальном этапе с помощью воспитателя) проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения.

Так, в работе над проектом «Школьная пора» дети «собирают» в школу портфель с синим карманом, а рюкзак с зеленым. В портфель дети кладут: ручку, карандаши, фломастеры, краски, книги, компас и т. д. В рюкзак: пенал, линейку, мел, тетрадь. Дают характеристику первого звука в названии предмета, его цветовое обозначение.

С приходом осени, организую  работу над проектом «Витамины из кладовой природы». Дети «складывают» в корзину фрукты и ягоды. Перед детьми карточки с квадратиками, число которых, соответствует количеству звуков в словах. Ударные звуки заштрихованы.

           Педагог предлагает ребенку положить в корзину: грушу, лимон, малину, вишни, ананас, персик. Ребенок произносит слово, выделяя ударный гласный звук, определяет количество звуков в слове, находит местоположение ударного звука и подбирает нужную схему к заданному слову. Затем кладет ее в корзину. Это упражнение у ребенка развивает фонематический слух, умение ставить ударение, определять количество звуков в слове и их последовательность.                        

Тема «Космос и далекие звезды» традиционна. При подготовке к обучению грамоте организовала работу над мини-проектом «Ознакомление марсиан с Землей». Чтобы подготовить ракету к отлету, дети называют предмет, в котором «живут» звуки [с], [с'], объясняют марсианам для чего нужен данный предмет: (это - стул, на нем сидят; это - сыр, его едят; это - собака, она дом сторожит, это – кастрюля, в ней варят суп) и помещают картинки с изображением предметов в отсеки ракеты: в нижний отсек слова-картинки, которые состоят из трех частей, в средний – из двух и в верхний – из одной. Ребенок интонационно выделяет заданный звук, дает его характеристику, определяет местоположение в слове (в начале слова, середине, конце). Это пособие помогает детям закрепить деление слов на слоги, развивает фонематический слух детей, упражняет в определении позиции звука в слове.

Перед детьми на магнитной доске изображена модель Солнечной системы. Каждой орбите присвоен свой номер. У детей в руках изображения планет с соответствующим номером.

Задания:

- Догадайся, на какой орбите находится планета, название которой соответствует заданной звуковой схеме (Марс) – орбита № 4

- Найди место планете, название которой состоит из четырех звуков (Уран) – орбита №7

- На какой планете живем мы с тобой? (Земля). С какого звука начинается это слово? Какой это звук? (Согласный, мягкий) – орбита № 3

Для работы над проектом «Наши пернатые друзья» использовалось пособие: «Какие птицы прилетели на кормушку?» У детей в руках карточки с изображением птиц:  Сначала на кормушку прилетят птицы, в названии которых «живет» звук [с] или [с'] (снегирь, сорока, синица, скворец) и т.д.

Так, при помощи проектного метода дошкольники научились различать четко все гласные и согласные звуки; находить гласные в словах; ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной; усваивать согласные в сочетании со всеми гласными. 

Когда знакомлю детей с буквой, определяем какой звук она обозначает, «поселяем» букву в соответствующий замок: гласные буквы живут в Красном Замке, согласные – в Синем. Я стараюсь преподнести материал так, чтобы у детей появилось желание нарисовать рисунки, сочинить свои сказки.

В процессе обучения детей чтению использую разнообразное множество дидактических игр и пособий. Они помогают объяснить новый материал, создать определенное эмоциональное настроение. В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же пособие можно использовать в различных играх и в разной деятельности. Так возникли универсальные наглядные пособия «Кубики», «Веселый поезд», «Колесо обозрения».

Пособие «Кубики» я использую в различных целях: при обучении детей отгадыванию загадок, при классификации предметов и, самое главное, при обучении грамоте. Например, на гранях кубика помещаю несколько рисунков, на доске составляю схему какого-то слова, а ребенок должен найти на кубе рисунок с изображением того предмета, чье название подходит к схеме. Пособие очень помогает в определении ударного слога.

Вот так проходит игра «Узнай слово по его музыке». На двух гранях кубика выкладываются картинки с изображением свёклы и моркови. Дети называют слова, делят их на слоги. Далее я выстукиваю на бубне «музыку» слова, тихим ударом передавая безударный слог, сильным – ударный. Прослушав бубен, дети называют слово «свёкла», если сильным был первый удар, или слово «морковь», если сильным был второй слог. Эта игра помогает понять суть ударения, когда один из слогов произносится с большей силой. Пособие «Кубики» помогает детям запоминать и различать графически похожие буквы, составлять звуковую схему слова и прочее. 

Аналогично я использую пособия  «Веселый поезд» и «Колесо обозрения». Это позволяет «отдохнуть» другим пособиям.

Собрать, накопить игры – это еще не главное. Главным является умелое применение игры. Стараюсь делать так, чтобы игра естественно вплеталась в ту или иную деятельность и составляла единый сценарий.

Через игру ребенок учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Например, для лучшего усвоения новых букв я предлагаю своим воспитанникам пофантазировать и сказать, на что похожа та или иная буква. Дети вырезают изучаемую букву, тем самым закрепляют ее графическое изображение. А из набора узких полосок, кругов и полукругов собирают и разбирают буквы по элементам.

Мои воспитанники очень любят игру-шутку «Буква-озорница». Читаю детям стихи, а они должны услышать неправильное слово и сказать, как его изменить, чтобы фраза была верной.

Чтение слогов я превращаю в интересную игру «Волшебный магазин».

Для ее проведения не нужно предварительной подготовки и специальных наглядных пособий. Достаточно эти слоги записать на доске в столбик, над ними нарисовать крышу, внизу – вход в магазин. Далее я придумываю различные задания. Например, магазин наш «волшебный», в нем можно «купить» всевозможные предметы. На каком этаже можно купить молоко? Или дети делят слова на слоги, выделяют слог, в котором есть изучаемый звук, а затем уже отыскивают нужный этаж.

Задания варьирую в зависимости от возраста и способностей детей. Но не останавливаюсь на достигнутом, иду все время вперед, совершенствуя свое мастерство.

Хотелось бы отметить детские работы по теме «Моя Буквария», которые дети делали по своему желанию. По форме это альбомный лист или книжка-самоделка, где в миниатюре изображена большая Буквария. Но здесь полный хозяин -  ребенок. Это имеет свое воспитательное значение, так как познавательный эффект заметно возрастает, если дети вместе с педагогом своими руками создают наглядные пособия.

Итог работы очевиден: дети через игру, стимулирующую творческое восприятие, воображение познакомились с буквами, научились читать.

Уже к концу старшей группы некоторые дошкольники начинают писать буквы по образцам и графическим контурам, поэтому в подготовительной к школе группе я начинаю учить своих воспитанников печатать буквы, слияния, слова, предложения. Интересен и увлекателен для детей альбом метафор «На что это похоже?». Он помогает детям творить не только образы, но и язык. Сравнивая между собой предметы, разглядывая трещины на стенах, случайные пятна, зимние узоры на окнах и т.п. дети находят в образах буквы, что помогает предотвратить их зеркальное видение. Чтобы процесс обучения грамоте был интересным и эффективным использовала игровые приемы с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

- образно представить структуру слова;

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

- определять место звука в слове (начале, середине, конце)

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове;

- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

- научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отрабатывать навык  слогового чтения.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми  помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

 Применяю в своей работе методику игрового стретчинга. Коррекция особенностей моторного развития детей направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации. Стретчинговые упражнения одновременно помогают успешному формированию речи, они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Упражнения по методике игрового стретчинга включаю в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, рассказывание сказок. (фото Пример: В поиске друзей (кот леопольд), рассказывание сказки о жадном императоре , сюжетно-ролевая игра «Веселый зоопарк».

Начиная со старшей группы, веду подготовительную работу к письму, учу детей правильно сидеть при письме, держать карандаш, ручку; ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прежде чем давать упражнения в тетради, формирую у детей графический навык. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, от уровня сформированности психических процессов (внимание, зрительная двигательная память), пространственных представлений. Помогают мне в этом физические упражнения для развития детской руки, игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Игры с палочками, пуговицами, фасолью, крупами, упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке и пр.

Рисование, лепка, аппликация, мозаика, конструирование, разные виды ручного труда – также эффективные пути подготовки руки ребенка к письму.

Необходимым условием формирования организованности детей, их спокойного, уравновешенного поведения, хорошего настроения, а следовательно и полноценной подготовки к школе, я считаю режим дня. Для предупреждения умственного утомления продолжительность двигательной активности детей и время, предусматриваемое на спокойные игры и занятия  в моей работе примерно одинаково. Так же слежу за правильной позой ребенка во время игр, учебной и свободной деятельности. Не забываю  и о том, что в шумной обстановке дети наиболее нервозны, поэтому обеспечиваю им комфортные условия пребывания в ДОУ.

Обучение грамоте тесно увязываю с деятельностью детей на протяжении всего рабочего дня. На прогулке это может быть игра «Назови последний звук в слове» или «Нарисуй (дорисуй) букву на песке (на снегу)» и т.п. Во время умывания - игра «Сравни слова по звучанию» (мыло-шило, кран-банан, вода-года) При проведении подвижных игр предлагаю детям пройти по «букве-веревочке» и назвать эту букву.

В ходе работы  активно сотрудничаю с родителями  воспитанников. Было проведено групповое собрание, где родители, имеющие старших детей – школьников, поделились с тем, какие трудности возникали при изучении русского языка в школе. Также с родителями проводились индивидуальные беседы по данной  теме, которые способствовали приобщению их к совместной работе.

Вторая специфическая форма работы с родителями, которую я использую в своей практике, открытые занятия.

Актуальны в работе консультации, мастер-классы на темы: «Развитие общих речевых навыков», «Развитие фонематического слуха у дошкольников», «О подготовке детей к школе», «Читаем сами», «Успехи детей по обучению грамоте».

Стараюсь, чтобы такие консультации были предельно четкими, содержали только необходимый родителям конкретный материал и провожу их не для «галочки», а для пользы дела.

Отработанная  система  по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс. Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того, дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

Проводимая работа является также частью решения задач по преемственности между детским садом и школой. Это подтверждают результаты диагностики детей, адаптационных карт первоклассников, а также отзывы учителей школ наших выпускников. Привлечение родителей к данной деятельности позволило мне успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c.

2. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.

3. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1989. – 528 с.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи // Ж.

5. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006.

6. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.

7. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004.

8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.–М.:Просвещение,1985.-207с.

9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 104 с

10.Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006. – 181 с.

11. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

12.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателя детского сада. / изд. 5-е; Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.

13. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26.

14.Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2003.

15.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2005.- 94 с.

16. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...