Квест-игра "В поисках пропавших звуков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Царенко Елена Николаевна

Квестовые игры в коррекционно-образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи – один из интересных приемов, который способствует самообразованию и саморазвитию ребенка – его физических качеств, творческой и познавательной активности, что и является  одним из основных направлений работы ДО в контексте ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_v_poiskah_propavshih_zvukov.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной  деятельности детей в подготовительной группе:

«Квест-игра «В поисках пропавших звуков».

Цель: Формирование  фонетико-фонематической  стороны речи детей на материале гласных звуков.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области: 

  • Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
  • Закрепить образы гласных букв.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение.
  • Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
  • Воспитывать доброжелательность, умение действовать в команде.

Задачи ОО в интеграции: познавательное развитие – развивать умение  узнавать и называть буквы, учить работать по заданному алгоритму

Предполагаемый результат: дети закрепят знания о гласных звуках и образах гласных букв, сформируется способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение, научатся действовать в команде.

Предпосылки универсальных учебных действий: Слушает и понимает чужую речь. Строит понятные для партнера высказывания. Умеет применять правила и пользоваться инструкциями. Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Выделяет параметры объекта, устанавливает взаимно-однозначное соответствие. Способен регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Умеет оценивать результат деятельности с помощью взрослого.

Предварительная работа: знакомство со звуками [а],[у],[о],[и],[э],[ы], образами гласных букв, чтение «Сказки о живых звуках» Александровой Т.В., стихотворения Марии Лэнг «Гласные, согласные… Трудные, ужасные…», заучивание стихотворений «Гласных звуков только шесть», «Что такое звук, скажи..» Т Коноваленко, загадок.

Словарная работа: звук, буква, слог, слово, гласные, поются, тянутся.

Современные педагогические технологии: ИКТ; игровая, квест-технология; здоровьесберегающая – технология обеспечения социально-психологического благополучия.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песни «Пиши – Читая», видеозапись письма, карта Острова гласных звуков, мяч.

Оборудование для детей: гласные буквы, прикрепляющиеся к карте, эмблемы команд, веревка, прищепки, гласные буквы из картона.

Конспект НОД  «Квест-игра «В поисках пропавших звуков».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Формы работы,

методы, приемы

Целевые ориентиры

(характеристики)

Предполагаемый результат.

Формирование предпосылок УУД

Логопед: — Ребята, на протяжении многих занятий, мы знакомились с гласными звуками и готовились к путешествию на Остров гласных звуков. Сегодня я пригласила вас в этот зал, чтобы наконец-то отправиться в долгожданное путешествие, но неожиданно получила видеописьмо. Давайте посмотрим его.

Обращение Пиши-Читая: Здравствуйте, дорогие ребята! Злая и вредная Опечатка решила всем навредить. Она стерла с карты Острова гласных звуков  все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет.

Гласные зачем нужны?

Для чего они важны?

Гласных нет – и нет слогов,

Без слогов не будет слов. (М.Лэнг)

Помогите мне найти гласные и восстановить карту Острова гласных звуков. Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту.

Логопед: Ребята, отправляемся в путешествие,  а выполнять задания всегда веселее, быстрее и интереснее с друзьями. Я предлагаю вам, разделиться на команды и занять места в лодках .«Знатоки» и «Умники».

Речевое развитие

Мотивация детей

Просмотр видеописьма. Приглашение в путешествие.

Словесный, наглядный.

Слушает и понимает чужую речь. Возникла потребность получать новую информацию.

Коммуникативные предпосылки УУД

Умение слушать собеседника. Личностные предпосылки УУД

Познавательная и социальная мотивация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Формы работы,

методы, приемы

Целевые ориентиры

(характеристики)

Предполагаемый результат.

Формирование предпосылок УУД

Задание 1.  «Веришь — не веришь»

Ответьте на вопросы. Вопросы для детей:

— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим?
— Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим?
— Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды?
— Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]?
— Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука?

— Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?

Вопросы для присутствующих родителей и педагогов:

— Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков?
— Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?
— Верите ли вы, что в слове «елка» два гласных звука — [о] и [а]?
— Верите ли вы, что в слове «юла» два гласных звука — [у] и [а]?

Полина:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть,

А – на астре расцветает,

И – на иволге летает,

О – на ослике сидит,

У – на улицу глядит,

Э – на эхо отозвался,

Ы – во внутрь слов забрался.

Логопед: Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту.

Речевое развитие

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Педагог задает вопросы, дети и присутствующие взрослые отвечают на них.

Ребенок читает стихотворение.

Прикрепляют на карту букву А.

Словесный.

Слушает и понимает чужую речь, строит диалог.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника.  Строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные предпосылки УУД

Понимание указанной ошибки и ее исправление по просьбе взрослого.

Задание 2. «Аукцион»

Логопед: Отгадайте загадку.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Логопед: О какой букве идет речь?

Дети: Буква У.

Логопед: Правильно, а сейчас аукцион.

Кто слова со звуком У

Всех больше называет,

Тот и пропавшую букву получает.

Речевое развитие

Развивать фонематический слух, восприятие 

Загадывание загадки

Команды называют слова со звуком У, команде– победителю вручается буква У.

Словесный, игровой

Осуществляет действие по заданному правилу.

Умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные предпосылки УУД

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные предпосылки УУД

Умение работать по инструкции взрослого

Задание 3. «Звуковичок»

Логопед: Ребята, мы с вами называли много слов. Из чего же состоит каждое произнесенное слово:

А) из букв;

Б) из цифр;

В) из звуков?

Дети: Из звуков.

Логопед: Молодцы, ребята! Конечно из звуков Давайте еще раз вспомним наше правило: «Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем».

Алиса.

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук попробуй догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.          Т. Коновалова

Логопед: Слушай, думай, отвечай – со звуком И слово угадай.

  • Какие ты знаешь имена, начинающиеся с И? (Иван, Илья, Ира, Инна…)
  • Как кричит ослик? (И-а)
  • Травянистое растение с цветком сиреневого цвета, которое можно встретить на болотах и лугах. (Ирис)
  • Всех на свете обшивает, что сошьет -  не надевает. (Иголка)
  • Когда горит бенгальский огонь, вокруг сыплются …(Искры)
  • Что построила лиса изо льда в известной русской народной сказке? (Избушку)

Логопед: Вы отлично справились с заданием и в награду, Опечатка возвращает нам букву И.

Речевое развитие

Упражнять в выделении начального ударного гласного звука в слове.

Педагог задает вопросы, дети отвечают на них.

Ребенок читает стихотворение.

Прикрепляют на карту букву И.

Словесный.

Осуществляет действие по заданному правилу.

Умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные предпосылки УУД

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные предпосылки УУД

Умение работать по инструкции взрослого

Задание 4. «Слушай, думай, отвечай – нужный звук называй»

На слайде изображения предметов, названия которых начинаются со звука О.

Логопед: Назовите предметы, которые вы видите на экране.

Дети: Облако, обруч, осы, овцы.

Логопед: Какой общий звук в этих словах?

Дети: Звук О.

Логопед: Где он находится?

Дети: В начале слова.

Логопед: А теперь давайте продолжим ряд слов, которые начинаются на звук О.

Дети: Окна, Ольга, окунь, очки, отец и т.д….

Логопед: А теперь я буду начинать слова, а вы заканчивать (игра с мячом): моло..(ко), паль…(то), ок…(но), паль…(то),стек…(ло), поме…(ло), кры…(ло), брев…(но),ло…(то), пись…(мо). Чем они похожи?

Дети: У них одинаковый звук в конце – звук О.

Логопед: Отлично, ребята! Вам любое задание по плечу. Возвращаем на Остров букву О

Речевое развитие

Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности

Рассматривание картинок, беседа, игра с мячом.

Прикрепляют на карту букву О

Словесный, игровой

Выделяет параметры объекта, устанавливает взаимно-однозначное соответствие. Способен регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения.

Познавательные предпосылки УУД

Умение работать по заданному алгоритму.

Регулятивные предпосылки УУД

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Задание 5. «Большая стирка»

Логопед: Перед нами на веревках висят буквы. Нужно добежать до веревки, снять только гласную букву, принести ее команде, положить в корзинку и встать в конец колонны. Необходимо не только быстро выполнить задание, но и правильно.

Задание выполняется под музыку. Команда – победитель возвращает букву Э на карту Острова.

Речевое развитие

Воспитывать доброжелательность, умение действовать в команде

Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Команда – победитель возвращает букву Э на карту Острова.

Словесный, практический, игровой

Активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в соревновании. Владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстников.

Коммуникативные предпосылки УУД

Умение осуществлять взаимный контроль, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные предпосылки УУД

Умение ориентироваться в пространстве, работать по заданному алгоритму

Задание 6. «Веселые буквы»

Логопед: Представьте, что перед вами на столе лежит книга. Что вы видите, читая ее:

А) числа;

Б) буквы;

В) звуки?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно, ребята, буквы.  Они написаны на бумаге, не «разговаривают», а лишь обозначают звук на письме. Посмотрите внимательно на экран, перед вами картинка с изображением запутанных букв. Ваша задача – найти и назвать все буквы.

На экране зашумленные изображения гласных букв. Дети находят их и называют. Логопед возвращает букву Ы.

Речевое развитие

Развивать зрительное восприятие, внимание.

На экране зашумленные изображения гласных букв. Дети находят их и называют. Логопед возвращает букву Ы.

Наглядный,

словесный.

Участвует в совместной деятельности, устанавливает взаимно-однозначное соответствие, фиксирует достижения планируемого результата.

Познавательные предпосылки УУД

 Умение  узнавать и называть буквы, формирование логических операций: анализа и синтеза

Регулятивные предпосылки УУД

Умение удерживать внимание на протяжении всего времени выполнения задания.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Формы работы,

методы, приемы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Предполагаемый результат.

Формирование предпосылок УУД

На экране появляется Пиши-Читай.

Пиши-Читай: Все буквы вы собрали на карте Острова гласных. Не удалось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечатку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала.

Логопед: Любое путешествие когда-нибудь заканчивается, и нам ребята пора возвращаться домой. Дети встали, покружились… и в детском саду очутились.

Понравилось вам путешествие?

Дети: Да, очень.

Логопед: Так что же мы знаем о гласных звуках? Почему они так важны для нас? Можно ли обойтись без гласных? Отличаются ли гласные звуки от согласных?

Дети: Эти звуки мы произносим только голосом. Гласные можно петь, так как во рту нет преграды. Эти звуки обозначаются красной фишкой. Если не будет гласных звуков, не будет и слов. Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове. А согласные звуки не поются.

Логопед: Молодцы, ребята! Мы очень много узнали, путешествуя на Остров гласных звуков. Наше занятие окончено.

Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

Закрепить образы гласных букв.

Беседа.

Словесный.

Слушает и понимает чужую речь, строит диалог.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника, вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные предпосылки УУД

Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.

Список литературы:

  1. Волина В.В. «Праздник букваря» - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.
  2. Ст. Коноваленко С.В., Гайдуковой И.В. «Пропавшая буква» логопедическая викторина для старших дошкольников», ж/л «Логопед» №9, 2018, с.55.
  3. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов)-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 
  4. Ст. Сагитовой А.Ф. «Самые классные – гласные», ж/л «Логопед» №3, 2016, с.55.
  5. https://bebiklad.ru/stihi/stihi-pro-bukvu-u-na-bukvu-u
  6. https://rostovkino.ru/fonetika-glasnye-i-soglasnye-zvuki-razlichie-mezhdu-glasnymi-i.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет с квест-игры "В поисках пропавших зверей"

Мы проснулись и обнаружили необычное письмо, которое нужно было не читать, а слушать. Звери просили о помощи, они заблудились. Чтобы их найти, нужно было выполнить много заданий и найти подсказки....

КВЕСТ - ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО ПОДАРКА»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района           КВЕСТ - ИГ...

Сценарий квест игры "В поисках пропавшего моста"

Цель: Установление дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами через форму квест игрыЗадачи:1.     Познакомить родителей с новыми формами семейного досуга2....

Квест-игра "В поисках пропавшей сказки"

Сценарий квест-игры "В поисках пропавшей сказки" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект квест - игры «В поисках пропавших часов» (для детей подготовительных групп) Фотоотчет

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15644821","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"400","width":"395"}}]]...

Квест-игра «В поисках пропавших подарков» ко Дню Защитника Отечества

Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений; знакомить детей с традицией празнования Дня защитников Отечества....

ОД по обучению грамоте Форма проведения: квест - игра «В поисках пропавшего подарка»

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте....