Постановка и автоматизация звука Ш
методическая разработка по логопедии

Барковская Любовь Евгеньевна

 Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Постановка звука «Ш»

(индивидуальное занятие)

Тема: Звук «Ш»

Цели:

  1. Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях; добиваться правильной постановки и правильного звучания изолированного звука.
  2. Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
  3. Воспитательная: прививать интерес к занятию, желание сотрудничать с педагогом.

Оборудование: зеркало, артикуляционные профили, вата, ежик (игрушка), картинки.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

  1. Орг. момент.
  2. Объявление темы занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Показ и анализ правильной артикуляции звука.

  1. Характеристика звука.

  1. Физ. пауза и работа над развитием фонематического слуха.

  1. Постановка звука по подражанию.

  1. Итог занятия.
  2. Домашнее задание.

Смотрю, готов ли ребенок к занятию.

Стук в дверь.

-Ой, кто-то пришел. Но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку:

«Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят».

- Правильно, это ежик. Его зовут Шуня. Давай с ним поздороваемся.

-Что же Шуня нам принес?

Беру предметные картинки, называю их (утрируя звук «Ш»): шишка, ромашка, мышка, пшеница, шапка.

-Какой же звук чаще встречается? (Звук «Ш»)

-Сегодня мы поучимся произносить этот звук правильно.

-Вот как пишется эта буква (показываю картинку, которая обозначает звук «Ш»).

1. Упражнения для губ.

«Улыбка» - губы растягиваются в улыбку и потом в обратное положение.

«Рупор» - губы в положении гласных звуков (о, у).

«Маляр» - гладим твердое небо языком. Обнять языком верхнюю губу.

Упражнения для языка.

«Чашечка» - наружу, обратно в рот (несколько раз).

«Лошадка».

«Кто дальше загонит мяч?» (вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, которая идет посередине).

«Почистим зубы» (научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами).

-Приоткрой рот и кончиком языка почисти нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх.

- Смотри внимательно, что я буду делать, чтобы правильно произнести звук «Ш».

1. Губы выдвинуты вперед «рупором».

2. Зубы разомкнуты.

3. Язык: кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки».

4. Небная занавеска поднята.

5. Голосовые связки разомкнуты.

Звук согласный, т.к. на пути воздушная струя встречает препятствие. Глухой. Поднеси руку к горлышку и посмотри, дрожит голосок или нет. Если нет, то звук глухой. Твердый.

-Сейчас я буду произносить звуки, а ты, как услышишь звук «Ш», приседай.

М, К, Ш, С, Р, Л, Ш, Ф, Д, Ш, Ж, Г, Ш.

-Возьми зеркало и делай, как я. Несколько раз произнеси слог «СА». И во время произнесения постепенно (плавно) поднимаем кончик языка к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. (В момент появления меняющегося шума зафиксировать внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе.)

-А теперь произнеси длительно звук «Ш». Как шипит змея?

Молодец! Занятие окончено.

Нарисовать предмет, в котором встречается звук «Ш».

Конспект занятия

Автоматизация звука «Ш»

(индивидуальное занятие)

Тема: Звук «Ш»

Цели:

  1. Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях.
  2. Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
  3. Воспитательная: воспитание внимательности, усидчивости, интереса к занятию.

Оборудование: карточки, предметные картинки, артикуляционные профили, зеркала.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.

  1. Объявление темы занятия.

  1. Разбор правильной артикуляции.

  1. Автоматизация звука.

  1. Физ. пауза. Развитие фонематического слуха.

  1. Закрепление (автоматизация) звука в слогах.

  1. Автоматизация звука в словах.

  1. Автоматизация звука в предложениях.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог занятия.

Смотрю, готов ли ребенок к занятию.

-Чтобы произнести нам хорошо звук, нужно чтобы наш язычок и кубки хорошо работали.

Выполняем упражнения:

«Улыбка». Губы растягиваются в улыбку, затем в обратное положение.

«Рупор». Губы в положении гласных звуков (О; У).

«Маляр». Гладим твердое небо языком. Обнимаем языком нижнюю губу.

«Чашечка». Язык наружу, обратно в рот.

«Кто дальше загонит мяч?»

«Почистим зубы».

-Сейчас я прочитаю стихотворение. А ты внимательно послушай и скажи, какой звук встречается чаще.

«Кошка на окошке

Штанишки шьет,

А мышка в сапожках

Избушку метет».

«Тише, мыши, тише, мыши

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись».

-Правильно, это звук «Ш».

-А теперь мы будем работать над этим звуком.

-Теперь внимательно слушай, как я буду называть предметы, изображенные на картинках: мишка, ромашка, шишка, груша, машина, пшеница, шарик, вишня, матрешка, малыш, карандаш, бабушка, окошко, дедушка, шапка.

- А сейчас посмотри в зеркало и медленно произнеси «Ш».

-Что ты заметил?

1. Губы выдвинуты вперед «рупором».

2.Зубы разомкнуты.

3. Кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки».

4. Небная занавеска поднята. Голосовые связки разомкнуты.

На столе картинки (змея, из крана бежит вода).

-Как шипит змея? (шшш, шшш, шшш).

-А как льется из крана вода? (шшшш, шшшш).

 -Узнавание звука среди других звуков. Прослушай произносимые мною звуки, когда услышите звук «Ш», хлопайте в ладоши.

А, Р, С, Ш, З, М, Т, У, Ш, П, Б, Н, Ш, С, У, Л, И, Ш.

- Теперь в слогах: РУ, ША, ЛА, МА, НУ, ШИ, ТИ, СИ, СО, ША.

- Теперь в словах: река, шар, шишка, жук, сумка, груша, стол, мишка.

-Повтори первый слог в слове «ШАРЫ» - ША-ША-ША.

В слове «МАШИНЫ» - ШИ-ШИ-ШИ.

В слове «ГРУША» - ША-ША-ША, УШ-УШ-УШ.

-Я буду показывать картинки, а ты говорить, какие предметы на них изображены: шары, груша, шапка. матрешка, шишка, мишка, ромашка, карандаш, окошко.

-Составить предложения по картинке (серии картинок).

-У Мишки пушистая шубка.

______________________________.

____  _____  ________   __________.

____  __ __  ___ __ __ __  ___   ____.

           ш              ш             ш

- Закончить какие - либо фразы, подобрав соответствующее слово.

Шла с базара кошка. У кошки…(лукошко).

Хороши в дорожку пирожки с … (горошком).

Подобрать картинки с животными, либо с какими-то другими предметами, в названии которых присутствует звук «Ш».

Молодец, занятие окончено.

Конспект занятия

Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, связной речи

(групповое занятие)

Тема: Звук «Ш»

Цели:

  1. Образовательная: воспитание правильного, четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, связной речи.
  2. Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, памяти, речи, логического мышления, внимания, интереса к занятию, фонематического слуха.
  3. Воспитательная: внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, учиться правильно анализировать ответы товарищей.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, зеркала, карточки, разрезная азбука, фишки, еловые и сосновые шишки, ракушки, салфетки.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

  1. Орг. Момент.

  1. Сообщение темы занятия. Характеристика звука «Ш».

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Произношение звука «Ш» в слогах. Анализ и синтез слова «ШУМ».

  1. Произношение звука «Ш» в словах.

а) определение позиции звука «ш» в словах.

б) подбор рифм.

  1. Практическое усвоение приставочных глаголов.

  1. Физминутка.

  1. Произношение звука «Ш» в стихах.

  1. Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ слова «Мишка».

  1. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил».

  1. Развитие фонематических представлений.
  2. Составление слов из букв разрезной азбуки по желанию детей.
  3. Итог занятия.

  1. Оценка занятия.

-Здравствуйте, дети! Я смотрю, все ли готовы к занятию. Прошу тихо садиться на свои места. Закройте глазки, расслабьтесь, и слушая музыку, пусть каждый из вас представит себе, что он находится в летнем лесу. Целый час мы с вами будем находиться в загадочном мире нежной летней природы. Летний лес. Стоят красавцы дубы, стройные белые березки, щебечут птицы в густой зелени деревьев. На опушке леса зреет земляника. Бегут по своим делам лесные звери. В сосновом лесу сухо, воздух наполнен запахом хвои. Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Возле лип вьется много пчел. Из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Подойдем поближе к лесному водоему. Посмотрите на белый цветок на воде, он очень красивый.

«Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда: привязан плот –

Он ни куда не поплывет».

-Сегодня к нам в гости на занятие из такого удивительного летнего леса пришел зайчишка-трусишка со своими друзьями: мишкой-шалунишкой, лягушкой-квакушкой-попрыгушкой, мышкой-норушкой.

-Давайте изобразим мимикой и жестами движения друзей зайчишки-трусишки.

-Давайте изобразим какие они.

-Какой мишка-шалунишка?

-Какая лягушка-квакушка?

-Какая мышка-норушка?

-Какой зайчишка-трусишка?

-Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей?

-Сегодня мы еще раз вместе поработаем над этим звуком.

-Какой это звук? «Ш» - согласный, глухой, твердый.

Произнесем все вместе звук «Ш» (и каждый индивидуально).

-Что делали наши губы, когда мы произносили звук «Ш»?

(Губы выдвигались вперед.)

-Они были похожи на бублик или на трубочку? (Они были круглые как бублик.)

-Что делал язык, когда мы произносили звук «Ш»? (Язык поднимался к небу за верхние зубы.)

-А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим «шшш»? Поднесем ладонь ко рту и скажем все «шшш». (Воздух теплый.)

-А что делает голос, когда мы произносим «Ш»: спит или песенки поет? Приложим руку к шее, скажем «ШШШ». В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал, стенки домика не дрожали.)

-Чтобы лучше закрепить звук «Ш», приготовимся к артикуляционной гимнастике. Постараемся все упражнения выполнять правильно.

-Улыбнемся себе, глядя в зеркало.

1. «Наказать» непослушный язык (пя-пя-пя).

2. Улыбнитесь, сделайте язык широким и держите его под счет от 1 до 5.

3. «Грибок» - улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, и прижав широкий язык всей полостью к небу, широко откройте рот.

4. «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу сверху вниз.

5. «Гармошка» - улыбнитесь, приоткройте рот, приклейте язык к небу и, не опуская языка, закрывайте и открывайте рот.

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши!» Зайчишка насторожился: «Шта-што-шту-шты!» Трусишка испугался. Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился.

-Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? («Ш», «У»)

-Дополните их звуком «М». Какое слово получилось?

-Сколько в сове ШУМ букв?

-Сколько звуков?

-Какой звук «Ш» в этом слове по счету?

(на доске размещено: Аш-ош-уш-ши!

Шта-што-шту-шты!

Шу-шу-шу!

Шум –ученик дописывает М.)

Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал.

Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

(Выставляются картинки и предметы: ромашки, ракушки, шишки, ландыши, камыши. Дети называют.)

На опушке росли (ромашки, ландыши). На речушке зайчишка увидел (ракушки, камыши). Угадайте по звукам «Ш», «М», «Э», «Л», кто сидел на ромашке. (шмель). На сосне зайчишка увидел (шишки). Какую птицу заучишка-трусишка увидел на дереве? (кукушку). А у леса он увидел (шалаш). Под кустом росли (волнушки).

-Пожалуйста, отметьте местоположение звука «Ш» фишками на домике в следующих словах: ландыш, шмель, ракушки, шишки. Где же спрятался звук?

Мишка-шалунишка будет вам читать «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.

  1. С другом мы играли в чашки (шашки).

            Пили чай из белой шашки (чашки).

  1. Вылезла из норки шишка (мышка).

На нее упала мышка (шишка).

  1. Под кустом сидели шишки (мышки).

На сосне висели мышки (шишки).

  1. В воздухе летала кошка (мошка).

Молоко лакала мошка (кошка).

  1. На столе стояла кошка (плошка).

На полу сидела плошка (кошка).

-Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к нам шел, а вы помогайте ему вести рассказ.

Я по лесу шел и волнушку (нашел). Дальше в лес (пошел), в чащу леса (зашел) и к  избушке (подошел), потом в избушку (зашел), ничего там не (нашел), дальше пошел). К дереву я (подошел), там я сладкий мед (нашел). По дорожке (пошел) и к вам на занятие (пришел).

-А сейчас немножко отдохнем, поиграем.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли, Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

-Лягушка-попрыгушка любит слушать стихи, для этого она и пришла к нам на занятие. Давайте расскажем лягушке-попрыгушке и ее друзьям по стихотворению.

1. Я согнусь в дугу,

Тише, тише, ни гу-гу

Побегу, на лугу

Петушка подстерегу.

Подкрадусь исподтишка,

Изловлю я петушка.

Петушок, петушок,

Залезай ко мне в мешок.

  1. Язык кверху – ша-ша-ша.

            Наша Маша хороша.

Язык книзу – са-са-са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху – ши-ши-ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – сы-сы-сы,

У осы усы, усы.

  1. Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила,

Застонал, заохал мишка:

-На носу вскочила шишка!

-На кого уронила белка шишку? (На мишку). Сколько в слове мишка слогов, букв, звуков?

М

И

Ш

К

А

А теперь попробуем составить новые слова, заменяя буквы в слове «МИШКА» (мышка, мушка, мошка, кошка). Заменяем вторую букву, а затем первую и вторую (шишка).

-Мышка-норушка хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «Ш».

(Логопед читает сказку Г. Юдина «как Мыша шалил».)

«Как Мыша шалил»

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь по мышиным делам. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

-Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.

- Я их съел… Нечаянно…

-Как съел? Ах ты шалопай!

-Ну что ты шумишь? – заступается мама. Он же пошутил.

-А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: «Шур-шур-шур».

-Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой – шмыг под шкаф.

Или привяжет к шлангу шпагат и тянет его через всю комнату.

-Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

-Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили.

-Кто запомнил слова со звуком «Ш». Назовите их.

Перед вами лежат буквы, попробуйте составить из них слова. Кто составит, должен прочитать составленное слово вслух.

-Ребята! А понравилось ли вам наше занятие?

-Кто приходил к нам?

-Над каким звуком мы сегодня работали? (говорит каждый)

-Какой это звук?

-Сегодня все хорошо поработали на уроке, молодцы! И за это вам от зайчишки-трусишки и его друзей угощение, в котором тоже спрятался звук «Ш» (шоколад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...