Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)

Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики для старшей группы детского сада. Материал сгруппирован по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok.docx78.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

 физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики

(по лексическим темам)

для старшей группы детского сада

учитель-логопед: Уткина Е.Н.

Лексическая тема:  «Наш детский сад» (старшая гр.)

Физминутка

Стойкий солдатик

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте — скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже... А потом...

Марш на месте не спеша.

Дети. Зарядка хороша.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе      пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики.         в замок (несколько раз)         

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять     пальцы с мизинчика поочередно 

Начинаем мы считать.          соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать         (Руки вниз, встряхивают кистями)  

Дыхательная гимнастика

«Вертушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза

«Маятник»

Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза

«Красивая игрушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ах!». Повторить 3 –4 раза

«Скакалка»

Имитировать прыжки на скакалке (вдох); на выдохе произносить «Прыг – скок!» Повторить 3 –4 раза

Лексическая тема: «Игрушки» (старшая гр.)

Физминутка

Карусели

Сели мы на карусели,        Полуприседание.

На качели пересели.        Шаг в сторону и полуприседание.

Сто знакомых встретили,        Повороты туловища в стороны.

На поклон ответили:        Наклоны вперед с разведением рук.

Здравствуйте.        
Бежали наши ножки        
Бег на месте.

по узенькой дорожке,

А еще ноги шли по дороге —         Ходьба на месте. 

Вот наш дом, здесь и отдохнем.      Спокойно садятся

Пальчиковая гимнастика

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки, (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка, (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.)

Это пёс. (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс. (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки. (Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)

Дыхательная гимнастика

«Надуй шарик»

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза

«Трубач»

Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося «Ду-ду-ду»

«Летят мячи»

Ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. Вдох; на выдохе бросить мяч от груди вперёд (имитировать), произносить длительное «Ух!» Повторить 3 –4 раза

Чистоговорки 

Бик-бик-бик — синий кубик;

 бан-бан-бан — у Вовы барабан;

ом-ом-ом – строим дом

лёт-лёт-лёт — железный самолёт;

ина-ина-ина — Мишина машина;

 ка-ка-ка — новенькая куколка;

суда-суда-суда – на столике посуда; аф-аф-аф – деревянный шкаф

Лексическая тема: «Фрукты» (старшая гр)

Физминутка

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Пальчиковая гимнастика

Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу

Дыхательная гимнастика (каждый день).

«Сбор урожая»

Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).

Щёчки-яблочки

  1. Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
  2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Спрячем абрикос за щёчку

  1. Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку
  2. 2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Вкусная груша

  1. Вдох
  2. На выдохе произносить: «Мммм!»

Артикуляционная гимнастика (каждый день)

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый.

Чистоговорки про фрукты

ТА-ТА-ТА – яблочко моя мечта.              

АТО-АТО-АТО – витаминами богато        

ТИ-ТИ-ТИ – где же яблоко найти?          

АТЬ-АТЬ-АТЬ– надо яблоню искать.    

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали  много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

Лексическая тема: «Овощи» (старшая гр)

Физминутка

Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (
Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
(Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика

Репка.
Репку мы сажали
(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке) 
Репку поливали
(имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка
(выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
(расцепили руки, потрясли кистями)

Дыхательная гимнастика

Овощи-толстушки и овощи-худышки

  1. На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
  2. На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.

Арбуз.  Ноги вместе, руки ниже рёбер.

  1. Сделать вдох и надуть живот, как арбуз.
  2. На выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза.

Капуста растёт. Сидя на корточках.

  1. Медленно подниматься (вдох).
  2. На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза.

  • Артикуляционная гимнастика

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свои бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;  лук, чеснок,  стручок  гороха  и другие — «худышки».

  • Чистоговорки.

Ох-ох-ох – лучше всех горох         Ха-ха-ха – это чепуха                              

Овь-овь-овь – сладкая морковь      Ла-ла-ла – вкусная свекла                      

Оп-оп-оп – душистый укроп           Ой-ой-ой - огород у нас большой

Ай-ай-ай  - собираем урожай          Адки-адки-адки - поливаем грядки

Ук-ук-ук - собираем лук                  Цы-цы-цы - созревают огурцы

Чок-чок-чок – полосатый кабачок  Овка-овка-овка - сочная морковка

Чок-чок-чок - горький чесночок      Ец-ец-ец- зеленый огурец

Ан-ан-ан - спелый баклажан             Ат-ат-ат- из овощей салат

Лексическая тема: «Овощи-фрукты» (старшая гр)

Физминутка

ОГОРОД

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем    ( «таскают»)

И картошки накопаем.   («копают»)

Срежем мы кочан капусты,   («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко   («рвут»)

И вернемся по дорожке.  (шаги на месте)

Пальчиковая гимнастика

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.

Дыхательная гимнастика

«Сбор урожая»

Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).

Щёчки-яблочки

  1. Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
  2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Спрячем абрикос за щёчку

  1. Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку
  2. 2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Овощи-толстушки и овощи-худышки

  1. На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
  2. На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.

Арбуз

Ноги вместе, руки ниже рёбер.

  1. Сделать вдох и надуть живот, как арбуз.
  2. На выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза.

Капуста растёт

Сидя на корточках.

  1. Медленно подниматься (вдох).
  2. На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза.

Артикуляционная гимнастика

  • Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
  • Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
  • Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
  • Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
  • Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
  • Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Лексическая тема:  «Осень»

Физминутка

Дождик осенний из туч моросит, (броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит (руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев)

Ветер осенний ветви качает (плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет. (присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)

Пальчиковая гимнастика

Вышел дождик на прогулку. (Пальчики «шагают» по столу)

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку, наругал большую кошку, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)

Вымыл зонтики прохожих, крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями,  как будто отряхивают с них воду)

Дождик кончился, устал. (Кладут ладони на стол) (Нищева Н.В.)

Дыхательная гимнастика

«Вдыхаем аромат леса»

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

«Ветерок качает листок».

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе

«Дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза

Лексическая тема:   «Перелетные птицы»

Физминутка

Цапля серая носатая                          (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя             (
руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка ,                  (
руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой
,                 (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая
,                          (на двух ножках, руки к носу
Целый день стоит, как статуя.             (
руки  на пояс)

Пальчиковая гимнастика

Лебёдушка

Вдоль по реченьке

Вдоль по реченьке

Лебедушка плывет,

Выше бережка

Головушку несет,

Белым крылышком

Помахивает,

На цветы водичку

Стряхивает.

Изобразить руками ровную поверхность.

Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.

Помахать руками.

Потрясти кистями рук.

Дыхательная гимнастика

«Аист».

Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту.

Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.

 «Гуси летят».

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

«Гуси шипят».

И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5—6 раз).

Артикуляционная гимнастика

  • Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)
  • Птичка  проснулась и вертит головой. Повороты головы влево и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
  • Сонная птичка. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади
  • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
  • Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
  • Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
  • Очень вкусная пища! Облизать губы

Лексическая тема:  «Русские народные  сказки»

Физминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Пальчиковая гимнастика

Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке) 
Репку поливали
(имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка
(выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
(расцепили руки, потрясли кистями)

     

Дыхательная гимнастика

Дыхательное упражнение «Речка журчит»

Глубоко вдохнуть носом, на выдохе дуть в трубочку. Выполнить 3-4 раза.

Дыхательное упражнение «Яблонька»

И. п. – о. с. Вдохнуть ртом или носом (кому как удобно), присесть и не дышать (кто сколько может выдержать), затем встать

Выполнить 2-3 раза.

Дыхательное упражнение «Печка»

И. п. – о. с. На выдохе шептать (без участия голоса): «пых-пых-пых…» Вдох носом. Выполнить 3 подхода по 4-5 раз.

Лексическая тема: «Одежда. Обувь»

Физминутка

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок                      крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата,                            Показывает заячьи ушки

В шапочках красных мы стали грибочки,                    Соединяет руки над головой.

В шапочках черных – черника на кочках,                   Присаживается на корточки.

В шапочках синих дождинками стали                         Встает, ставит руки на пояс.

И по дорожкам легко поскакали.                                 Прыгает вперед на двух ногах.

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Дыхательная гимнастика

«Стираем бельё»

Потереть кулачки друг об друга – вдох; на выдохе произносить «Трём – трём – трём!» Повторить 3 – 4 раза

«Отжимаем бельё» 

Прижать кулачки друг к другу, с усилием вращать ими. На выдохе произносить «Жмём – жмём – жмём!» Повторить 3 – 4 раза

«Гладим бельё»

Скользить правой ладонью по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Пш – ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза

Лексическая тема:  «Дом. Мебель»

Физминутка

На кровати можно спать,  (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять.  (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить,  (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать.  (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас,( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)

Пальчиковая гимнастика

Эту мебель мы купили  Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.

С папой вместе в магазине. 

Это стул, на нем сидят. Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель.

Это стол, за ним едят.   

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили  Произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.

С папой вместе в магазине.  

Дыхательная гимнастика

«Большой и маленький дома». 

И. п. – основная стойка; вдох – встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох – присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза – ходьба по залу. Повторить 4–6 раз.

У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Мишка наш пошёл домой,
Да и крошка заинька.

«Подуем на…»

И.п.: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.

Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

«Часики».

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить: «Тик-так». Повторить 8—10 раз.

Артикуляционная гимнастика

«Чердачное окошко». Вытягивать губы широкой трубочкой при сомкнутых челюстях.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.

«Красим крыльцо». Облизать зубы.

«Красить потолок». Кончиком языка проводить по нёбу.

«Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: Т-Т-Т, Д-Д-Д.

Лексическая тема:  «Посуда»

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник.

(дети надули животик)

Очень важный, как начальник.

(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки,

(присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

(легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

Пальчиковая гимнастика

Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки
Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок,
Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку.

Дыхательная гимнастика

«Горячий чай»

Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.

 «Каша кипит»

Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]

«Пьём сок через трубочку»

Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть

«Кипит чайник»

Слегка выпятить живот – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!»

Лексическая тема:  «Продукты»

Физминутка

В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)

 Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)

 Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)

 Чуть до дома донесли. (приседают)

Пальчиковая гимнастика

Мышка зёрнышко нашла,

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка –

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Дыхательная гимнастика

«Тесто» Подняться на носки, приподнять плечи – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» Повторить 3 – 4 раза.

 «Жарим пирожки» Сжать правую руку в кулак – вдох; переворачивать кулак вверх – вниз и произносить «Скр – скр – скр!» Повторить 3 – 4 раза.

 «Варим суп»

«Мешать бульон» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза.

Лексическая тема:  «Зима»

Физминутка

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.      (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.  (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.     (соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.   (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.             (Имитировать лепку  комов.)

Птичек крошками кормили,    (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.      (Вести указательным пальцем правой рука

                                                   по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.               (Класть ладошки на стол то одной,

                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,         (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.           (Производить движения воображаемой ложкой,  

                                                          положить руки под щеку.)

Дыхательная гимнастика

«Воет буря»

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Погреем пальчики»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Вьюга»

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Артикуляционная гимнастика

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык  «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Лексическая тема:  «Зимующие птицы»

Физминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится
, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (
Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (
Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (
Присели.) 
Почесала клювом грудку, (
Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (
Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (
Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

Пальчиковая гимнастика

Я зимой кормлю всех птиц: (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей Вот кормушка у дверей.
 (показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
 (загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
 
Пусть клюет его она.
 (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Дыхательная гимнастика

«Ворона» Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!». Повторить 3-4 раза

 «Кукушка» Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. Повторить 3-4 раза.

 «Дятел»

1 –вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

2. – на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!». Повторить 3-4 раза.

Артикуляционная гимнастика

  • Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
  • Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
  • Сова  проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
  • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
  • Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
  • Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
  • Очень вкусная пища! Облизать губы
  • Дятел Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».

Лексическая тема:  «Новогодний праздник»

Физминутка

Наша елка велика  (круговое движение руками),

Наша елка высока (вставать на носочки),

Выше мамы, выше папы   (присесть и встать на носки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять! (пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс)

Пальчиковая гимнастика

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
 (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
 (на вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
 (разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
 (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Дыхательная гимнастика

«Снежки»

Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза

«Катание с горы»

Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза

«Катание на коньках»

Стоя, левая рука за спиной. Имитировать катание на коньках, на выдохе произносить «Хруп – хруп – хруп!» Повторить 3 – 4 раза

Лексическая тема:  «Зима» (повторение).

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.      (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.  (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.     (соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.   (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.             (Имитировать лепку  комов.)

Птичек крошками кормили,    (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.      (Вести указательным пальцем правой рука

                                                   по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.               (Класть ладошки на стол то одной,

                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,         (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.           (Производить движения воображаемой ложкой,  

                                                          положить руки под щеку.)

Дыхательная гимнастика

«Воет буря»

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Погреем пальчики»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Вьюга»

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Лексическая тема:  «Человек. Наше тело»

Физминутка

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать                  Загнуть большой палец

Этот пальчик лег в кровать               Загнуть указательный палец

Этот пальчик чуть вздремнул            Загнуть средний палец

Этот пальчик уж уснул                      Загнуть безымянный палец

Этот крепко-крепко спит                    Загнуть мизинец

Тише, тише, не шумите…                   Погрозить пальцем

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Разогнуть кулачек

Дыхательная гимнастика

Расту большой

  1. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох).
  2. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Выдыхая, произнести «Ух». Повторить 3-4 раза.

Весёлое настроение

  1. Плавный вдох
  2. На выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»
  3. Плавный вдох.
  4. На выдохе произнести: «Хо-хо-хо». Повторить 2 раза.

Лексическая тема:  «Домашние животные и птицы»

Физминутка

«Котята»

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

Пальчиковая гимнастика

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

Дыхательная гимнастика

«Мычит корова на лугу»

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].

Приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить – вдох; на выдохе произносить «Му – му – му!»

 «Жеребенок Фырка фыркает»

Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

«Кошка и котёнок»

Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»; вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза

Лексическая тема:  «Дикие животные»

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Пальчиковая гимнастика

Белочка
Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Дыхательная гимнастика

«Голоса животных» Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

 «Любопытный ёжик». Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

Лексическая тема:    «Животные жарких стран»

Физминутка

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

Пальчиковая гимнастика

В саванне

На каждое название животного загибают по одному пальцу.

Тигр, жираф, огромный слон,

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот,

Он стоит разинув рот.

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей! (Н. Нищева)

Дыхательная гимнастика

«Змея шипит» Вдохнуть через нос, на выдохе наклонить туловище вправо – влево («змея покачивается»). Медленно произносить [ш]. Принять исходное положение, сделать вдох носом и повторить упражнение 3 – 4 раза.

 «Рычит лев» Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза, на выдохе произносит [р-р-р] или изображает рычание с помощью других звуков.

 «Слон пьёт воду» Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.

 «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопаткой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Лексическая тема:  «Животные Холодных стран»

Физминутка

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка - пингвинишка

В черном фраке и манишке. (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Пальчиковая гимнастика

Белые медведи мороза не боятся,   Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Нравится им в море ледяном купаться. Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Не страшны им в Арктике Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.

Клыкастые моржи,

На рыбу и тюленей охотятся они. Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Дыхательная гимнастика

«Погреем пальчики»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Вьюга»

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Лексическая тема:  «Защитники Отечества Военные профессии»

Физминутка

Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета. (
Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (
Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (
Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (
Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре — (
Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (
Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (
Шагаем на месте.)

Пальчиковая гимнастика

Аты — баты, аты — баты!

 (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

Дыхательная гимнастика

«Трубач» Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ ду]…).

«Пулеметчик» Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

Самолёт
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Лексическая тема:  «Мамин праздник. Семья »

Физминутка

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.                                        
Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

Пальчиковая гимнастика

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,                   (сжимают обе ладошки в «замочек»)

 Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Дыхательная гимнастика

«Старая бабушка» Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

 «Бабушка ругается» Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

 «Малыш плачет» «Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза

 «Малыш идёт» Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза

Лексическая тема:  «Профессии. Инструменты»

Физминутка

Я – шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

 Зашуршали у машины.                 (имитация  вождения автомобиля)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.                     ( подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.            (повороты, приставив ладони к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.                (шитьё, прибивание молотком, пляска)

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту.            ( руки в стороны, наклоны корпуса)

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс.    ( имитация шитья)

Я  - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.                        (плавные взмахи руками вверх-вниз)

         

Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Дыхательная гимнастика

«Трубач»

Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ду]…).

«Лесорубы»

Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе.

«Гармошка»

И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Лексическая тема:   «Транспорт»

Физминутка

Теплоход

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика

По реке плывёт кораблик,

Он плывет издалека, Сложили руки лодочкой и делаем  ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке, Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. Приставляем руку к пояснице,  изображая движения хвостиком

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты. Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

Дыхательная гимнастика

«Пароход гудит».  Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Самолёт» Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.

Лексическая тема:  «Весна»

Физминутка

  "Капля".

Капля раз, капля два,  (пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,  (раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом. (руки вверх - вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.  ( руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой).

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»).    

Дыхательная гимнастика

«Цветы» На вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая всё тело, задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2-3 раза.

 «Собираем цветы» На вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать. На выдохе произносить: «Аааах!»

«Одуванчики» Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.

 «Цветы распускаются» Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

Лексическая тема:  «Времена года »

Физминутка

Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
 (имитируем сбор ягод в корзинку)

Пальчиковая гимнастика

Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идёт, Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).

А за весною следом

 Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идёт за летом осень.

И за осенью сама

Вновь идёт, спешит зима. Повторяют другой рукой.

Лексическая тема:  «Космос»

Физминутка

«Луна»

В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать. (руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)

И пониже перевесить. (руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Дыхательная гимнастика

«Надеваем шлем от скафандра».

И.п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.

 «Запускаем двигатель».

И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.

«Летим на ракете».

И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.

 «Пересаживаемся в луноход».

И.п. - узкая стойка, руки вдоль туловища.

Вдох  и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».

Повторить четыре- шесть раз.

«Лунатики».

И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в сторону, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи», повторить по три-четыре раза в каждую сторону.

 «Вдохнем свежий воздух на Земле».

И.п. - ноги врозь, руки вдоль туловища.

Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.

Лексическая тема:  «Насекомые»

Физминутка

Чок – чок, каблучок!(потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.(движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –(движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.(покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Пальчиковая гимнастика

«Пчела»

  Прилетела к нам вчера                    машут ладошками

  Полосатая пчела.                             на каждое название насекомого

  А за нею шмель-шмелек                 загибают пальчик.   

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.       Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам.

  Пожужжали, полетали,        

  От усталости упали.             роняют ладони на стол.

Дыхательная гимнастика

«Жук»

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

«Комарик»

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

«Чья бабочка улетит дальше?» Сдувание бабочек.

Лексическая тема:  «Дикие животные и перелетные птицы весной»

Физминутка

Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (
Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (
Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (
Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика

Кто живет в лесу
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

Дыхательная гимнастика

«Любопытный ёжик».

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

«Медвежонок»

Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».

Лексическая тема:  «Город. Россия»

Физминутка

Город

Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (
поворот головы влево)
Ярмарки и магазины
(поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (
Потянулись вверх — присели)

Пальчиковая гимнастика

Дом

Я хочу построить дом,          Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём,      Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,      Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла.       Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,      Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.         Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,                      Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,                     «Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвёл.       Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

Лексическая тема:  «9 мая -День Победы»

Физминутка

Наши воины идут-раз-два, раз-два, (Ходьба на месте.)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та
(Имитируют игру на барабане.)
В море наши корабли: нынче здесь – завтра там!
(Руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу.)
Долго плавали в дали по морям, по волнам!
 (Круговые движения руками.)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт?
(«Держат автомат», поворачиваясь вправо-влево.)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд!
 («Моторчик».)
Над землёю самолёт: у-у, у-у!
(Руки в сторон
Разрешён ракетам взлёт: у-у-у-ух, у-у-у-ух!
(Приседают, ладошки сложены перед грудью, встают-поднимают руки вверх.)
Наши пушки точно бьют: бух, бах!
(«Бокс», выбрасывают вперёд то правую, то левую руки.)
Нашей армии – салют!
(Поднимают руки в стороны-вверх.)
Ура! Ура!

Пальчиковая гимнастика

Аты — баты, аты — баты!

 (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

Лексическая тема:  «Лето»

Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,           Сжимают – разжимают кулачки

Будем летом мы играть:    Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать   Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.

И грибочки собирать      Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».

Дыхательная гимнастика

«Жарко»

«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

 «Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковые гимнастики и комплексы кинезиологических упражнений

в данной разделе можно ознакомиться с подвижными играми, которые я провожу с детьми своей группы, а также физминутками. Расписаны комплексы пальчиковой гимнастики и комплексы кинезиологических упражне...

Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики, направленных на укрепление детско-родительских взаимоотношений в игровом взаимодействии

Подготовила: Старший воспитатель - Белоусова Инна Владимировна.Цель:Обогащение опыта эмоционального детско-родительского общения, позитивного взаимодействия в совместной игровой деятельности.Развитие ...

Подвижные игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики на тему «Насекомые»

Приложение 2 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Картотека физминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики по лексическим темам для детей среднего возраста - 2023

Пальчиковая гимнастика, дыхательная, физминутки — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск ум...