Картотека игр на внимание для детей дошкольного возраста
картотека по логопедии

Дидактический материал на развитие внимания у детей старшего и поготовительного к школе возраста,дошкольного возраста, классифицированный в картотеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_vnimanie.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие внимания

  1. «Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

  1. «Прямой и обратный счет»

Цельразвивать способность к распределению внимания.

Инструкция: Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

  1. «Наблюдательность»

Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Вам необходимо по памяти описать участок детского  сада, путь из дома в детский  сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.

  1. «Сосчитай глазами»

Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.

Инструкция: Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напиши ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.

 

  1. «Запретные движения»

Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.

Инструкция: Я покажу движение, которое будет являться запретным к исполнению. (Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное, которое не следует повторять. Запретных действий может быть и не одно.)

  1. «Едем на пароходе»

Цель: развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации.

Инструкция: Ведущий говорит: «Мы отправляемся в путешествие и собираем  багаж. Каждый имеет возможность взять по одной вещи». Участники по кругу называют желаемое. Ведущий записывает последовательно все названное. После этого продолжает рассказ: «Наш пароход поворачивает в обратную сторону, поэтому сейчас мы будем последовательно вспоминать, кто что брал, в обратном порядке». Первый участник теперь должен воспроизвести вещь, названную последним участником, второй — предпоследним и т.д.

  1. «Не пропусти профессию»

Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Инструкция:  Дети, встаньте в круг и внимательно слушайте слова, которые я произнесу. Когда среди слов встречается название профессии, вы должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ.

  1. «Зеваки»

Цель: Развитие произвольного внимания

Инструкция: Идите по кругу, держась за руки. По сигналу останавливайтесь, делайте четыре хлопка, поворачивайтесь кругом и продолжайте движение. (Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.)

  1. «Что изменилось?»
    Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.

Инструкция: (На столе 6-7 картинок или предметов).

Посмотри, пожалуйста, на картинки одну минуту. Теперь отвернись и я что-то изменю. (Убирается одна из картинок. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. Можно не убирать, а поменять 2 из них местами).

  1. «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание

Инструкция: Хлопни в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.
(Можно использовать вариант игры с мячом. Кидать мяч и называть предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает).

  1. «Цепочка слов» 

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Инструкция:
 Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т.д.
(Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры).

  1. «Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов материалов.
Инструкция: Я завяжу тебе глаза и дам в руки предмет. А ты назови предмет и определи, из чего он сделан.

  1.  «Построй дорожку»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: все треугольники (круги, квадраты)

  1. «Найди  предмет»

Цель: развивать саморегуляцию и умение концентрировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания.

Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

  1. «Быстрее нарисуй»

Цель: развивать умение переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания.

  1. «Найди отличия»

Цель: развивать произвольное внимание, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

  1. «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развивать концентрацию и объем внимания

Оборудование: мозаика, образец.

Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе.

  1. «Смешанный лес»

Цель: развивать распределение внимания.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстро.

  1. «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развивать объем внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенный простой карандаш.

Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить сходство предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца, необходимо найти предмет подобный образцу и показать;

в) рисунок  (карточка с изображением более пяти предметов) из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти пред меты и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

 

  1. «Муха 1»

Цель: развивать концентрацию внимания, пространственные представления

Оборудование: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи".

Инструкция:

Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит с помощью подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаете по очереди. Вы должны следить за перемещениями "мухи" и не выпустить ее за пределы игрового поля.

(Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала).

 

  1.  «Ладошки»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Инструкция: Садитесь в круг и кладите ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Ладошки поднимаются поочередно, т.е. пробегает "волна" из поднимающихся ладошек. Ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

 

 
«Кто быстрее соберет?»
Цель: развивать активное внимание.
Оборудование: предметы различных форм.
Инструкция: Я разложу 5 предметов на столе. Нужно с закрытыми глазами быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, в котором я укажу.

  1. «Лови - не лови»
    Цель: развивать умение распределять внимание.
    Оборудование: светлый мяч, темный мяч.
    Инструкция: Ребята, становитесь в круг. У вас два мяча - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.
    (В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.
    Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями).


24. «Карлики и великаны»
Цель:  развивать активное внимание.
Инструкция: Дети, становитесь полукругом. Я буду называть предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то вы становитесь на носочки и поднимаете руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка) - садитесь на корточки.

(Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека).


25. «Зеваки»
Цель: развивать произвольное внимания.
Инструкция: Идите по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу “Стоп!” останавливайтесь, делайте четыре хлопка, поворачивайтесь на 180 градусов и начинайте движение в другую сторону.
(Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка).


26. «Узнай, что это?»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цветные карандаши, листы для рисования.
Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить , часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.


27. «Разведчики»
Цель: развивать зрительное внимание
Оборудование: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Инструкция: Рассмотри (достаточно сложную) сюжетную картинку и запомни все детали. Затем я переверну картинку и буду задавать вопросы («Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы).


28. «Сделай так же»
Цель: развивать внимание и зрительно-моторную координацию.
Инструкция: а) делай, как я. (Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа); б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.


29. «Волшебное слово»
Цель: развивать внимание и фонематические представления
Инструкция: Сначала договоримся, какие слова будем считать «волшебными». («Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву). При произнесении «волшебных слов» вы должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу ( встать или др.)

30.  «Пуговица»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Оборудование: бланки с таблицей, наборы пуговиц
Инструкция:  Перед нами лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. Игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Выставляю на своем поле 3 пуговицы, ты должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. Теперь я закрою листком бумаги свое игровое поле, а ты повтори на своем поле повторить то же. (Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее).

31. «Испорченный телефон»
Цель: развивать слуховое внимание
Инструкция:  Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем.

32. «Подбери пару к слову»
Цель: развитие внимания.
Оборудование: мяч.
Инструкция: Дети, встаньте в круг. Я буду бросать мяч одному из вас и говорить, например: «Игрушка». Выловите мяч и отвечаете: «Кукла». (Используются стимульные слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт).

33. «Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель: увеличивать объем внимания и памяти.
Оборудование: счетные палочки.
Инструкция:   Я выложу из счетных палочек композицию . Смотрите и запоминайте. Затем я закрою листом бумаги, а вам надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру.

(Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку).


Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с. 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ - М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию....

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну ...

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

В картотеке представлены игры и упражнения для коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель, возраст, инструкцию....

"Картотека игр на развитие внимания для детей дошкольного возраста"

quot;Картотека игр на развитие внимания для детей дошкольного возраста"...

Картотека игр на развитие памяти и внимания для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие памяти и внимания  для детей от 4 лет....

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников»

Коррекционные игры и упражнения помогут ребенку не только преодолеть многие комплексы и проблемы, развить собственные способности, но и просто приятно и весело провести время ....