Игры для развития фонематического слуха
картотека по логопедии (старшая группа)

Игры для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и игры подойдут для копилки воспитателей и родителей. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие

Для развития фонематического слуха, предлагаю поиграть с детьми в игры.

Игра «Шутки – минутки»

Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Игра «Назови слово с другим звуком»

На предложенное вами слово, ребенок говорит свое. заменяя звук.

П - Б

Пас – бас, пух – бух, пар – бар,

пыль – быль, почка – бочка, пока – бока,

порт – борт, панки – банки, папочка – бабочка,

плеск – блеск, плошки – блошки, запор – забор,

правый – бравый, палка – балка.

К - Г

Калина – Галина, кости – гости,

корка – горка, колос – голос,

икра – игра.

Т – Д

Таня – Даня, точка – дочка, тачка – дачка,

трель – дрель, туш – душ, творец – дворец,

ток – док, там – дам.

Предложите ребенку показать близкие по звучанию слова.

Где мель, а где мел?

Где мишка, а где миска?

Где речка, а где редька?

Где ночка, а где дочка?

Где бочка, а где почка?

Игра «Лишнее слово».

Вы четко произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

Игра «Лишнее слово» (второй вариант).

Вы  произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

Игра «Поэт».

Вы  читаете двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке и предлагаете ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)

Игра «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры.

I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

мишка — мышка

Удочка —уточка

Мак — рак

Коза — коса

Кит — кот

Трава — дрова

Усы — уши

Кадушка — катушка

Дом — дым

II вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

Количество играющих: 1-2 человека и более.

Игра «Что звенит?»

Цель: определение направления звука.

Оборудование. Звоночек или колокольчик, погремушка, дудочка и т.п.).

Описание игры. Покажите ребенку 3-4 звучащих предмета, игрушки. Закройте ребенку глаза, позвените игрушкой, и предложите ему угадать, какая игрушка звенела.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

Игра «Тихо — громко»

Цель: развитие координации движений и чувства ритма

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий — бежит.

Игра «Замени в слове первый звук на звук «Г».

Какое слово у тебя получиться?

(взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове первый звук).

Код - …од

Кол - …ол

Крот - …рот

Колос - …олос

Кости - … гости

Корка - …орка

Кладь - … ладь

Игра «Замени в слове первый звук на звук «Г» или «К».

Какое слово у тебя получиться?

(взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове первый звук).

Борт - …орт

ноготь - …оготь

пачка - …ачка

Буча - …уча

волос - …олос

норка - …орка

Палка - …алка

русак - …усак

хром - … гром

Игра «Исправьте ошибки Незнайки».

По небу летит... карета.

По дороге едет... ракета.

На лугу пасется. . . корона.

У царя золотая... корова.

На березе сидит... ворота.

Во дворе открыты... ворона.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Цель:  развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой слух и дикцию детей.

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя-... (петушок).

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана).

***

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало... (жарко).

***

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула).

Игра «Звуки поменялись местами»

Скажите детям, что Незнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предложите детям помочь ему исправить ошибки.

Ой, кричат вокруг хозяйки,

В огород забрались майки (зайки).

Здесь хорошее местечко -Протекает мимо печка (речка).

Слезы льются у Оксанки,

У неё сломались банки (санки).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько норку (корку).

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

Спросите детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)

Дайте детям задание произнести слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка - речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).

Игра «Буква – озорница»

Взрослый читает стихи, дети определяют слова, в которых буква-озорница поменяла буквы.

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку.

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу.

Русская красавица

Своей козою славится.

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко.

На поляне лесной

Вырос зуб молодой.

Под березами, где тень

Притаился старый день.

Игра «Построй домик»

Цель : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

Игра «Собери цветочек»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв

глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Игра «Солнышко»

Цель: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

Игра «Собери яблочки»

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игра «Улиточка»

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Игра «Лягушка»

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке,

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Игра «Улавливай шепот»

Цель: развивать остроту слуха.

Описание игры. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Игра «Выдели слово».

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Подумай, не торопись.»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....