Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Войнова Надежда Сергеевна

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей будущих первоклассников  «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

До школы осталось совсем немного времени, один год? Вы наверное уже наслышаны, что современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих первоклассниковРечь является показателем интеллектуального развития ребенка, средством общения со сверстниками и непременным условием обучения в школе. На что обращают в первую очередь внимание при поступлении ребенка в школу? На речь ребенка, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребенка.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее: 1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

 6. Состояние связной речи Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики. Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки. Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.

8. Состояние пространственных функций Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти. Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.

11. Развитие мышления Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу? Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок. Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Трудности при овладении чтением и письмом.

 Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

  • Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).
  • Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
  • Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
  • Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу. Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности.

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

  • свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы
  • знать времена года, названия месяцев, дней недели
  • уметь различать цвета
  • уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
  • иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда. Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему "какой должна быть спортивная форма"

материал содержит информацию по наиболее часто задаваемым родителями вопросам: можно ли не снимать на занятии майку и колготки? почему спортивная форма обязательна?...

Какой должна быть речь будущего первоклассника

Материал подготовлен с целью ознакомления родителей будущих первоклассников....

Консультация для родителей «ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫША ДОЛЖНА БЫТЬ В РАДОСТЬ!»

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и ра...