"Ежедневник логопеда"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.

Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой полови­не сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.

Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezhednevnik_logopeda.doc750 КБ

Предварительный просмотр:

С. М. Валявко, К. Ю. Белая

Ежедневник

логопеда

детского сада

Москва

Астрелъ

ACT

2001

УДК 376.167.1

ББК 74.3

В 16

Благодарим за помощь в подготовке материалов ежедневника

Н. С. Челей, В. Л. Трифонову (лаборатория дефектологии МИПКРО)

 Jl. JI. Василевскую (ДОУ№ 1913 г. Москвы),

В. К. Иванову (ДОУ№ 1766 г. Москвы),

О. Б. Добровольскую (ДОУ№ 996 г. Москвы),

В. Д. Нечаеву (ДОУ№ 95 г. Красноярска),

Л. Ф. Кузнецову (ДОУ № 259 г. Красноярска).

Валявко С.М., Белая К.Ю.

В 16       Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.

ISBN 5-17-004590-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01500-9 (ООО «Издательство Астрель»)

Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.

Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.

Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.

Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.

УДК 376.167.1

ББК 74.3

ISBN 5-17-004590-5

(ООО «Издательство ACT»)

ISBN 5-271-01500-9

(ООО «Издательство «Астрель»)                   © ООО «Издательство Астрель», 2001

Раздел I

ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.

Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.

Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.

При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О — звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.).

Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.

Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам.

Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования.

Анализ слоговой структуры слов (таблица 6 ) проводится также по общепринятым в логопедии методикам.

Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.

Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9.

Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения.

3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ

Таблица 1

Фамилия,

имя ребенка

Дата рож-

дения

Дата поступ-ления

Откуда поступил

Дом. адрес, телефон

Ф.И.О. родителей, место работы

Краткий анамнез

Медицинские заключения

Заключе-ние ПМПК при поступ-лении

Речевое заключе-

ние лого-педа ДОУ

Когда и куда выбыл

отец

мать

Логопед поликли-ники

Психонев-ролог

(психиатр)

педиатр

4-5

стр. 6-7 - аналог

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Заднеязычные

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Другие звуки

к

к,

г

г,

х

х,

с

с,

з

з,

ц

ш

ж

ч

щ

р

р,

л

л,

Итого:

8-9

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА,

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Таблица 3

Фамилия, имя ребенка

Опознание изолированного звука в ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

Определе-ние коли-чества звуков в слове

Понятие «слог».

Слоговый анализ

Составление схем слов.

Подбор слов к схемам

Знание букв

Навык чтения

с максималь-ной контраст-

ностью

со слабой контраст-ностью

с минималь-

ной контраст-ностью

нача-ло слова

сере-дина слова

Ко-нец слова

Итого:

10-11

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Таблица 4

Фамилия, имя ребенка

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Наречия

Место-имения

семья

тело, его части

игрушки

одежда

обувь

продукты

мебель

посуда

инструменты

транспорт

профессии

дом. животные

дикие животные

домашние птицы

дикие птицы

насекомые

рыбы

овощи

фрукты

ягоды

растения

бытовые

игровые

учебные

движения

Эмоцион. состояния

Действия с инструм.

цвет

форма

величина

пространство

относительные

притяжательные

Антонимы

личные

притяжательные

12-13

ОБСЛЕДОВАНИЕ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Таблица 5

Фамилия, имя ребенка

Префиксальный

способ

образования

глаголов

Суффиксальный способ образования слов

Сложение

основ слов

с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

относительных прилагательных

притяжательных прилагательных

Итого:

14

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Таблица 6

Фамилия, имя ребенка

Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения

Отдельные случаи нарушения в многосложных словах

Итого:

15

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Таблица 7

Фамилия, имя ребенка

Категория числа

Категория рода

Категория одушевленности-неодушевленности

Категория времени

Категория падежа

Знание условных обозначений предметов, признаков, действий

 Типы предло-жений, ис-пользуе-мых в речи

роди-тельный

датель-ный

вини-тельный

твори-тельный

Пред-ложный

пас-сив

ак-тив

пас-сив

ак-тив

ед.

ч.

мн.

ч.

ед.

ч.

мн.

ч.

ед.

ч.

мн.

ч.

ед.

ч.

мн.

ч.

ед.

ч.

мн.

ч.

Итого:

16-17

ОБСЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Таблица 8

Фамилия, имя ребенка

Владение речевыми оборотами для установления контакта

Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми

Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми

Умение отвечать

на вопросы

Умение задавать вопросы в

ходе диалога

Умение слушать собеседника

Умение своевременно вступать в диалог

Умение завершать разговор

Итого:

18-19

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Таблица 9

Фамилия, имя ребенка

Рассказывание знакомой сказки

Пересказ

текста

Рассказ

по картинке

Рассказ

по серии картинок

Рассказ-описание

Рассказ по представлению

20-21

Раздел II

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Целесообразно начинать планирование с анализа результатов коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год. Этот анализ может включать в себя данные о профиле и наполняемости группы; краткую характеристику контингента детей; данные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по выпуску детей и рекомендации по их дальнейшему обучению; сведения о повышении квалификации учителя-логопеда, участии в работе творческих групп, методических объединений и т. д.

Наличие диагностических данных по каждому ребенку (речевые карты) и сводные характеристики речевого дефекта группы (таблицы) дают возможность специалисту прогнозировать и своевременно предупреждать появление вторичных последствий дефекта, наметить приоритетные направления своей деятельности в предстоящем учебном году.

Такими направлениями могут быть:

1. Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным для специалиста разделам.

2. Структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их.

3. Установление рабочих контактов с учреждением повышения квалификации.

4. Систематизация учебно-методического материала в логопедическом кабинете.

5. Обобщение и представление в окружной методический центр, на соответствующую кафедру пединститута для рецензирования опыта работы по одной из проблем и др.

Затем составляется график работы учителя-логопеда, утверждается заведующей ДОУ и вывешивается на двери логопедического кабинета или на специальном стенде для родителей.

В настоящее время существуют следующие формы организации логопедических занятий:

— фронтальные занятия в подгруппах;

— групповые занятия, когда объединяют детей со сходными дефектами;

— индивидуальные занятия.

Состав групп и подгрупп в течение учебного года может меняться в зависимости от конкретных целей обучения и от индивидуальных успехов каждого ребенка. Мы предлагаем определять состав групп в соответствии

22

с периодами обучения, по такому же принципу готовить сетки занятий и циклограммы логопедической деятельности.

При подготовке к каждому занятию мы советуем: подбирать конкретную игровую тему, что позволит быстро наладить контакт с детьми, установить в группе обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность; чаще использовать сюжетно-тематическую организацию занятий; тщательно отбирать виды и формы творческой работы; переключать внимание детей, их действия с одной формы на другую.

Каждое занятие призвано вырабатывать у дошкольников устойчивую мотивацию к коррекционным упражнениям. Ребенок должен усваивать не только определенное учебное содержание (т. е. предметную деятельность и специальные термины, необходимые для ее вербализации), но и отрабатывать определенные модели общения и речевого поведения (педагог — ребенок, ребенок — ребенок, ребенок — дети). Особенно важно это для детей с ОНР и заиканием.

Составлять подробный перспективный план нет необходимости, поскольку имеются государственные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Логопед (особенно начинающий) может планировать свою работу, используя для этого предложенную схему. Опытные логопеды могут использовать перспективный план на свое усмотрение и в удобной для них форме.

Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедических группах (логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования). Только совместными усилиями можно решать задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребенку. Это взаимодействие должно быть подробно отражено в специальной тетради.

В повседневном плане логопеда может фиксироваться предварительная работа — подготовка к фронтальному занятию (просмотр диафильма, разучивание стихотворения-сюрприза, чтение литературного произведения и т. д.).

Несколько пожеланий к определению целей занятия. По нашему мнению, это могут быть:

а) коррекционная речевая цель;

б)  коррекционная внеречевая цель (в том числе формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения);

в) обучающая (познавательная) цель.

Например, коррекционные речевые цели могут быть такими:

23

•   закрепление произношения звука [С] в словах, дальнейшее формирование фонематических представлений о нем;

•   формирование зрительного и моторного образа буквы [Ш] в разнообразной деятельности;

•   обучение аудированию текста с нацеливанием на решение конкретных задач;

•   упражнение в практическом согласовании притяжательных местоимений с существительными в косвенных падежах;

•   обучение составлению рассказа с опорой на модельное изображение.

Коррекционные внеречевые цели:

•   расширение объема зрительной памяти до пяти объектов, данных в линейной последовательности;

•   обучение сравнению предметов одной родовой группы и обобщению результатов сравнения;

•   формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков;

•   отработка родо-видовых обобщений на материале темы;

•   выработка умения группировать предметы (овощи, фрукты, ягоды...) на основе существенных признаков;

•   формирование навыков творческого развития сюжета игры и передачи характеров персонажей.

Познавательные (обучающие) цели:

•   знакомство со слогообразовательной функцией гласных звуков;

•   систематизация детских представлений о труде человека и  роли в нем механизмов и машин;

•   расширение и уточнение представления детей о растениях, наиболее характерных для региона;

•   знакомство с элементарными сведениями об экологических системах.

Занятия по периодам планируются с учетом того, что перед утренниками их количество сокращается, а в июне логопед занимается с группами детей и индивидуально.

АНАЛИЗ

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА ПРОШЕДШИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

25

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

на __________ учебный год

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

26

стр. 27 - аналог

ГРАФИК РАБОТЫ

на _________ учебный год

(I полугодие)

Понедельник                с__________до_________

Вторник                        с__________до________

Среда                        с__________до_________

Четверг                        с__________до_________

Пятница                        с__________до_________

ГРАФИК РАБОТЫ

на _________ учебный год

(I полугодие)

Понедельник                с__________до_________

Вторник                        с__________до________

Среда                        с__________до_________

Четверг                        с__________до_________

Пятница                        с__________до_________

Консультации для воспитателей и других педагогов, работающих в логопедической группе____________________________________________,

родителей________________________________________________________

П р и м е ч а н и е.  Нагрузка учителя-логопеда (1 ставка) составляет 20 часов в неделю, из которых 18 часов отводится на работу с детьми в группах и индивидуально, 2 часа – на консультации для педагогов и родителей.

28

I период обучения

Список детей по подгруппам

Подгруппа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Подгруппа № 2

______________________________________________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группы детей со сходными дефектами

Группа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 3

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 2

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа 4

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Индивидуальные занятия

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

29

II период обучения

Список детей по подгруппам

Подгруппа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Подгруппа № 2

______________________________________________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группы детей со сходными дефектами

Группа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 3

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 2

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа 4

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Индивидуальные занятия

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

30

III период обучения

Список детей по подгруппам

Подгруппа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Подгруппа № 2

______________________________________________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группы детей со сходными дефектами

Группа № 1

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 3

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа № 2

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Группа 4

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Индивидуальные занятия

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

31

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

в____________группе

I период обучения

Понедельник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Среда

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Вторник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Четверг

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Пятница

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

32

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

в____________группе

II период обучения

Понедельник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Среда

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Вторник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Четверг

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Пятница

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

33

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

в____________группе

III период обучения

Понедельник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Среда

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Вторник

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Четверг

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

Вечер__________________________

_______________________________

Пятница

Утро___________________________

_______________________________

_______________________________

34

ЦИКЛОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I период обучения

Понедельник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Среда

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Вторник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Четверг

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Пятница

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

35

ЦИКЛОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

II период обучения

Понедельник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Среда

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Вторник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Четверг

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Пятница

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

36

ЦИКЛОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III период обучения

Понедельник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Среда

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Вторник

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Четверг

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Пятница

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

37

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I период обучения

Таблица 10

Неделя

Изуча-емый

звук

Дифференциация звуков

Звуковой анализ

Лексическая тема

Работа над пониманием речи

Работа над лексико-грамматическими категориями

Отрабатываемые типы предложений

Работа над связной речью

на слух

в произ-ношении

38-39

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

II период обучения

Таблица 10

Неделя

Изуча-емый

звук

Дифференциация звуков

Звуковой анализ

Лексическая тема

Работа над пониманием речи

Работа над лексико-грамматическими категориями

Отрабатываемые типы предложений

Работа над связной речью

на слух

в произ-ношении

40-41

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

III период обучения

Таблица 10

Неделя

Изуча-емый

звук

Дифференциация звуков

Звуковой анализ

Лексическая тема

Работа над пониманием речи

Работа над лексико-грамматическими категориями

Отрабатываемые типы предложений

Работа над связной речью

на слух

в произ-ношении

42-43

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дата______________

Тема занятия____________________________________________

___________________________________________________

Цель: 1.____________________________________________

___________________________________________________

2.____________________________________________

___________________________________________________

3.____________________________________________

___________________________________________________

Оборудование_______________________________________

___________________________________________________

Предварительная работа______________________________

___________________________________________________

Ход занятия

Этап занятия. Краткое содержание

Само-анализ (+, -)

Этап занятия. Краткое содержание

Само-анализ (+, -)

Закрепление материала занятия_______________________________

Стр. 46-245 – аналогично                                                44-45

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

На основании постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. № 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» и письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. № 22-ШТ ставка заработной платы воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп)(в т.ч. дошкольных) выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю, учителей-логопедов и учителей-дефектологов — за 20 часов педагогической работы в неделю.

* * *

В соответствии с приложением к письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т учителям-логопедам за работу в специальных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей с отклонениями в развитии (в т.ч. в логопедических группах) производится повышение ставки заработной платы на 20 %.

Согласно приказа Минобразования России от 20 сентября 1994 г. № 360 учителя-логопеды, работающие полный рабочий день в группах для воспитанников с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении (в т.ч. логопедических группах), находящихся в составе дошкольных образовательных учреждений общего назначения, пользуются ежегодным оплачиваемым отпуском продолжительностью 56 календарных дней.

* * *

Статья 21 КЗОТ РФ. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу.

В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.

Испытание не устанавливается при приеме на работу: лиц, не достигших восемнадцати лет; молодых рабочих по окончании профессиональ-

246

но-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони. Испытание не устанавливается также при приеме на работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию.

* * *

Статья 22 КЗОТ РФ. Срок испытания при приеме на работу Срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, — шести месяцев.

В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам (в ред. указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. и Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.).

* * *

Статья 23 КЗОТ РФ. Результат испытания при приеме на работу Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях.

При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) народный суд (в ред. указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г. и Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.).

* * *

Статья 24 КЗОТ РФ. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом)

Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом).

247

Приложение 2

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования

Российской Федерации

(утверждены Приказом Министерства образования РФ и

Государственного комитета РФ по высшему образованию

от 13 августа 1995 г. № 463/1268)

(Извлечение)

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД И ЛОГОПЕД

(8—14 разряды)

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследуют обучающихся (воспитанников), определяют структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивают уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники бе-

248

зопасности и  противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, ана-томо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

8-й разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 -й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13-й разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

249

Приложение 3

Министерство здравоохранения СССР

Приказ № 245 от 30 августа 1991 г.

(Извлечение)

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения

№ п/п

Наименование учреждения

Расчетные показатели

Норма в граммах

3.

Школьные и дошкольные учреждения

3.1

Школа

На 1 ученика в год

2,0

3.2

Школа-интернат

На 1 воспитанника в год

3,0

3.3

Детские сады и детские дома

На 1 место в год

20

3.4

Детские ясли

На 1 место в год

100

3.5

Детские ясли-сад

На 1 место в год

35

3.6

Специализированные детские учреждения (ясли, ясли-сад), вспомогательные    школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного  аппарата,  для детей   с   последствиями   полиомиелита и детских церебральных параличей

На 1 место в год

120

Примерный образец списания спирта на логопедические цели

Дата

Приход

Расход

Цель

расхода

Кол-во

детей

Фамилии

детей

Остаток

250

Приложение 4

Государственный комитет СССР по народному образованию

Приказ № 18 от 14 января 1991 г.

О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

(Извлечение)

Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей

Количество детей в классе (группе)

Ранний

возраст

(до 3 лет)

Дошкольный возраст

(с 3 до 7 лет)

Школьный и

подростковый возраст

(с 7 до 18 лет)

С нарушением речи:

- с тяжелым нарушением речи;

- с фонетико-фонематическим недоразвитием и нарушением произношения отдельных звуков

6

-

10

12

12

-

П р и м е ч а н и е. Исходя из местных условий и наличия средств наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня в указанных специальных учебно-воспитательных учреждениях может быть ниже рекомендуемой предельной наполняемости.

251

Приложение  5

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЛОГОПЕДИИ

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие. — М.: В. Сека-чев, 1998.

Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй. М.: Аркти, 1998. -(Библиотека практикующего логопеда).

Боромыкова О. С. Коррекция речи у дошкольников, страдающих ее тяжелыми нарушениями, с помощью пения и движения под музыку: Методическое пособие. — СПб.: Акцидент, 1998. — (Из опыта педагога).

Борякова Н. Ю. Ткачева В. В., Соболева А. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

Валявко С. М., Васильева Т. И., Супрыкина О. А. Путешествие в страну шумов, звуков, букв: Сборник сценариев с нотным приложением. М.: Гном и Д., 2000.

Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Владос, 1996.

Волкова И. Н. Подготовка к обучению письму. — М.: Ника-Пресс, 1998. — (Готовимся к школе).

Грибова О. Е. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. — М.: Аркти, 1999. — (Библиотека практикующего психолога).

Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура в работе с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. —М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общих недостатков речи у дошкольников. — М.: Изд. «Социально-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. — Екатеринбург: АРД, 1998. — (Учимся играя).

252

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. — М.: Роспедагентство, 1997. — (Готовим психолога).

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период: Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период: Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду). (Комлект с № 617, 618).

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков (свистящие, шипящие, соноры): Пособие для логопедов, родителей и детей. Комплект из 8 тетрадей. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений. Приложение к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков», М.: Гном-Пресс, 1998. — помощь логопеду).

Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - (Психология детства).

Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки: Практикум по улучшению дикции. — М.: Гном-Пресс, 1997. — (Опыт работы практического педагога).

Ламаева Р. И., Серебряков Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999.

Логопедическое обследование ребенка / С. Е. Большакова. — М.: АПО, 1995.

Лопухина И. С. Логопедия : речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.

Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.

Методы обследования речи у детей. Выпуск II. М.: МИПКРО, 1997.

Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки: Практикум для логопедов и родителей. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

Новоторцева Н. В. Логопедические тетради. — Ярославль: Академия развития, 1997.

Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Книга 1: Комплект учебно-наглядных пособий для детей с нарушением слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. — Смоленск: XXI век, 1999.

253

Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Книга 2. - Смоленск: XXI век, 1999.

Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: ACT; СПб.: Дельта, 1997.

Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / Сост. С. Е. Большакова. - М: АПО, 1996.

Резниченко Т. С. Занимательный букварь и рабочие тетради: Учебно-методический комплект для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. — М.: ACT.

Репина 3. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. — Екатеринбург: Л ИТУР, 1999.

Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. — М.: Гном-Пресс, 1998. — (В помощь логопеду).

Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации. — М.: Гном-Пресс, 1998. — (В помощь логопеду).

Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М.: Владос, 1994.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит: Учебно-методическое пособие по коррекции общего недоразвития речи. — СПб.: Акцидент, 1998.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.

Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Т. Б. Филичевой. - М.: Гном-Пресс, 1999. - (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

ТумановаТ. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. - (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Лавра, 1993.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. — М.: Альфа, 1993.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 1999. -(Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

254

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I.  Диагностика  речи детей.................................................................   3

Таблица 1. Общие сведения о детях..................................................................4

Таблица 2. Обследование звукопроизношения.................................................8

Таблица 3. Обследование фонематического восприятия и навыков

звукового анализа, результатов обучения грамоте.........................................10

Таблица 4. Обследование лексического строя речи.......................................12

Таблица 5. Обследование словообразовательного процесса.........................14

Таблица 6. Обследование слоговой структуры слов......................................15

Таблица 7. Обследование грамматического строя речи.................................16

Таблица 8. Обследование коммуникативных умений детей.........................18

Таблица 9. Обследование связной речи..........................................................20

Раздел II. Планирование работы учителя-логопеда...................................... 22

Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший

учебный год........................................................................................................25

Основные направления коррекционной работы на учебный год.................26

Графики работы учителя-логопеда (по полугодиям).....................................28

Списки детей по подгруппам, группам...........................................................29

Сетки занятий в группах...................................................................................32

Циклограммы логопедической деятельности.................................................35

Перспективное планирование...........................................................................38

Планы   занятий .................................................................................................44

Приложения

1.  Выдержки из официальных документов...................................................246

2.  Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ................................248

3.  Приказ Минздрава СССР № 245 от 30 августа 1991 года (извлечение)...........................................................................................................250

4. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию № 18 от 14 января 1991 года (извлечение).........................................................251

5.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы по логопедии..........................................................................................................252

255

Методическое пособие

Валявко Светлана Михайловна

Белая Ксения Юрьевна

ЕЖЕДНЕВНИК

ЛОГОПЕДА

ДЕТСКОГО САДА

Руководитель проекта Е. А. Белый

Дизайн обложки Д. С. Иванов

Технический редактор Л. Б. Чуева

Подписано в печать 9.12.2000 г. Формат 70x90 1/16

Усл. п. л. 18,72. Тираж 10 000 экз. Заказ № 2942.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры.

Гигиеническое заключение

№ 77.99.14.953.П.12850.7.00 от 14.07.00 г.

ООО «Издательство Астрель»

Изд. лиц. ЛР № 066647 от 07.06.99 г.

143900, Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, 81.

ООО «Издательство ACT»

Изд. лиц. ИД № 02694 от 30.08.00 г.

674460, Читинская область, Агинский район,

п. Агинское, ул. Базара Ринчино, 84.

Наши электронные адреса:

www.ast.ru E-mail: astpub@aha.ru

Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат

детской литературы им. 50-летия СССР Министерства

Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций.

170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября, 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Планшет - мой первый ежедневник.

 Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей ...

Бланк "Ежедневник"

Бланк для проведения утреннего сбора детей в ДОУ....

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...