Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

         Данное занятие содержит практический материал  из опыта  работы с дошкольниками старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи по формированию и развитию связной речи с помощью использования одного из видов рассказывания – описания картины.

         Описание картины – это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картины, умение задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картине, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картине, что является часто недоступным для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данное  занятие одно из системы занятий, где спланирована работа каждого этапа; учитываются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи: на занятиях используются увлекательные упражнения, способствующие как активизации деятельности детей, так и развитию психологической базы речи.

         Для повышения эффективности занятия по обучению составлению рассказов описаний по картине:

- параллельно обучению рассказыванию проводится коррекционная работа по расширению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических и синтаксических конструкций; норм семантико-синтаксической связи;

- развиваются навыки планирования связных развернутых высказываний, благодаря использованию картинно-символического плана как графически зафиксированной программы рассказа;

- сочетаются специальные задачи с общими задачами нравственного и эстетического развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей для детей с ТНР

Тема: Составление описательного рассказа по предметной картинке              

           «Елочка»

Цель:  Формирование навыка составления описательного рассказа по предметной картинке и плану-схеме.

Задачи:

1.Формировать грамматически правильную речь (закрепить навык словоизменения, согласования слов; нормативное употребление предложных конструкций).

2.Развивать зрительное восприятие, творческое воображение,   выразительность речи.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру. Прививать любовь к природе.

Оборудование: Предметная картинка: «живая» ель, украшенная новогодними елочными игрушками, план-схема для описания растения, предметные картинки: шишки, елочные игрушки, подарки, снег, белочка, заяц, птицы, ежик; контурные изображения елочек, елочных игрушек; дерево родственных слов; игра «Найди одинаковые предметы».

Ход занятия

1. Организационный момент. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, умения сравнивать.  Игра «Найди одинаковые предметы».

- Среди нескольких предметов найдите два одинаковых.

Шаблон ЕЛКИ (43 картинки с силуэтами елочек). | Семейная Кучка                                                              Шаблон ЕЛКИ (43 картинки с силуэтами елочек). | Семейная Кучка

2.Объявление темы. Загадывание детьми загадок  о ели.

- Кто знает загадки о елке?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ни чего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(елка)

Что это будет?

Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Шары золотистого цвета.

Подарки. Мерцанье цветных огоньков.

Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.

Пляски и песни. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?..    (елка)

- Назовите ваш любимый зимний праздник (Новый год).

- Нам на Новый год Дед Мороз прислал рисунок нарядной елочки (Приложение 1)  и просил рассказать о ней.

3. Рассматривание картинки «Елочка». Ответы на вопросы по содержанию картинки.

  • Что изображено на этом рисунке?
  • Какого цвета эта елочка?

- Как называются еловые ветки?

- Опиши еловые лапы, используя слова: пушистый, зеленый, пышный, красивый.

- Что растет на ветках ели вместо листьев?

- Как по-другому называются иголки ели?

- Что еще кроме иголок (хвои) может расти на ветках ели? (игрушки, шишки, орехи).

4. Практическое усвоение составления предложных конструкций. Игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»

- Елочка решила с нами поиграть. Посмотрите и скажите кто (что) на елке, кто (что) под елкой?

     Картинки: шишки,  елочные игрушки, подарки, снег, белочка, заяц, птицы, ежики и др. прикрепляется к картине с помощью липучки.

     Дети составляют предложение:

- Шишки растут на елке. Заяц пробегает под елкой. Снег лежит на елке и под елкой. Елочные игрушки висят на елке. Белочка прыгает на елке. Белочка спрыгнула и села под елку. и т.д.

5. Динамическая пауза.

Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания,  выразительности речи.

С Новым годом! С Новым годом!   Здравствуй, Дедушка Мороз!                                             

Дети стоят лицом в круг,

Кланяются.

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

Идут по кругу, изображают,

Как несут елку на плече.

На верхушке выше веток                                  

Стоят лицом в круг. Поднимают руки, произносят фразу на выдохе.

Загорелась, как всегда,

Опускают руки, произносят фразу на выдохе.

Самым ярким, жарким светом

Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе.

Пятикрылая звезда.

Опускают руки, произносят фразу на выдохе.

6. Продолжение беседы по картинке.

- Почему эта елочка так украшена?

- Что ты видишь на ветках этой ели?

- Опиши игрушки, которые ты видишь на елке, кроме верхушки.

- На что похожа верхушка (на звезду, на цветок, на снежинку)?

- Опиши верхушку.

- Где стоит елка?

- Почему ты так решил?

- Что висит над елкой?

- Перечисли цвета, которыми раскрашены фонарики.

- Раскрась квадратики в такие цвета, которыми нарисован первый фонарик.

- Чем еще украшают новогодние елки?

7. Пальчиковая гимнастика.                                                      

                                              Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Ладони от себя, пальчики

пропускаются между собой.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони под углом друг к другу

пальчики выставляются вперед.

8.Практическое усвоение образования родственных слов.

-  Как по-другому можно назвать ель (елка)?  Назови ель ласково (елочка).

 Дети подбирают родственные слова к слову

ель – елочка, елка, еловая, елочная, ельник.

9.Практическое усвоение согласования существительного с прилагательными.

    Мы отправляемся в зимний лес, на лесную поляну, где растет эта нарядная елочка.

    Дети находят на ковре карточки с контурным изображением елочек и елочных игрушек. Чтобы «оживить» (раскрасить) картинки, дети должны сказать какая  елка – стройная, красивая, зеленая, нарядная, пушистая…,

Какие елочные игрушки – стеклянные, блестящие, красивые, разноцветные…

10. Динамическая пауза.

Координация речи с движением. Гимнастика для глаз.

Прогулка в зимнем лесу

Мы пришли в зимний лес

Ходьба по комнате.

Сколько здесь вокруг чудес!                      

Разводят руками.

Справа – березка в шубке стоит,

Руку в сторону – смотрят,

Слева елка на нас глядит.

Отводят руку и прослеживают взглядом.

Снежинки в небе кружатся

Движение «фонарики» и смотрят вверх.

И на землю красиво ложатся

Кружась, приседают.

В лесу красота и покой,                              

А нам пора уже домой.                              

Разводят руки в стороны

Садятся на места.

11. Составление описательного рассказа по плану-схеме.

По каждому пункту плана (схематичной картинке) ребенок составляет предложение (дети  рассказывают «по цепочке»).  Предложения объединяются в рассказ, и один ребенок повторяет весь рассказ.

План описания растения
  1. Какое растение изображено на рисунке?
  2. Какого цвета это растение или его части?
  3. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане?
  4. Какое время года художник изобразил на рисунке?
  5. Особенности этого растения (размер, свойства: красивый, полезный…)
  6. Какие краски использовал художник?
  7. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, потрогать…)
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Пример описания:

     На рисунке изображена ярко-зеленая елка. Она растет на улице. Около ее ствола лежит снег. Пушистые лапы елочки украшены новогодними игрушками: голубыми шарами,  розовыми колокольчиками. На елочке висит гирлянда желтых и красных флажков. На макушке – украшение    в виде цветка с красной серединкой, желтыми лепестками. Над елкой висят разноцветные фонарики.

     Это красивое новогоднее дерево. Художник использовал яркие краски, чтобы передать праздничное настроение. Когда я смотрю на этот рисунок, то вспоминаю новый год и улыбаюсь.

12. Итог.

 - Какое хвойное дерево нравится Деду Морозу?

 - Что украшают люди, готовясь к Новому году?

 - О какой елочке мы рассказывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....