Картотека игр для детей с ТНР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корс Диана Игоревна

Картотека игр для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volk_kartotega_s_rechyu.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Волк, пастух и гуси.

(Игра для закрепления звука Г)

Следить, чтобы дети говорили громко и четко. Текст выучить заранее. Пастуха и волка выбирает воспитатель.

Пастух.  Гуси-гуси?

Гуси. Га-га-га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Пастух. Ну, летите.

Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.

Пастух.  Ну, летите как хотите, только крылья берегите.

Гуси бегут, волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

Тишина.

(Игра для закрепления звука Ш).

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши и тихо говорят.

Тише, тише, Маша (Миша) пишет,

Наша Маша буквы пишет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети разбегаются. Кого поймали должен придумать слово на звук Ш.

Жуки.

(Игра для закрепления звука Ж).

Дети изображают жуков, сидят на стульчиках и говорят:

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домишки (на стульчики).

Следить, чтобы дети произносили текст четко, чтобы дети-жуки летали медленно, плавно.

Пила.

(Игра для закрепления звука Л).

Дети парами, взявшись за руки крест-накрест, «пилят» дрова и говорят:

Запилила пила,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

Текст разучить заранее. Воспитатель следит, чтобы дети говорили громко, сочетая слова с движениями рук.

Вороны.

(Игра для закрепления звука Р).

Дети делятся на 3 группы: вороны, собаки и елки. Елки становятся в круг и, опустив руки, говорят:

Елки: Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны.

Вороны: Кар-кар-кар.

Елки: Из-за корочки подрались.

Вороны: Кар-кар-кар.

Елки: Вот собаки прибегают, и вороны улетают.

Собаки: Р-р-р-р.

Собаки ловят ворон. Вороны улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Потом дети меняются ролями.

У медведя во бору.

(Игра для закрепления звука Р).

Воспитатель выбирает медведя. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса – там живет медведь. На противоположной стороне линия – дом детей. Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды.

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Медведь: Р-р-р-р!

Догоняет детей. Пойманного медведь отводит к себе.

Подарки.

(Игра с разнообразными движениями).

Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирают водящего, он становится в круг.

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Дети останавливаются, а стоящий в кругу называет подарок. Если он называет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются; если самолет – подражают полету самолета. Когда водящий скажет «стоп», замедляют ход и плавно опускаются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок.

Слышен топот быстрых ног.

                                                 Вот как кружится волчок,

                                                 Прожужжал и на бок лег.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

                                                  Самолет летит, летит,

                                                  Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает игрушку – одного из участника игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

Два Мороза.

На противоположных сторонах площадки два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Два водящих становятся посредине площадки – это два Мороза, Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.

          Мы два брата молодые,

          Два Мороза удалые:

          Я Мороз – Красный нос,

          Я Мороз – Синий нос.

          Ну-ка, кто из вас решится

          В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

                                          Не боимся мы угроз,

                                          И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все дети перебегают на противоположную сторону, а Морозы стараются их заморозить.

«Лесной тропой».

Жарким даём лесной тропой        
(Идут друг за другом по кругу.)

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок.        
(Идут, громко топая.)

За мамой - лисицей крался лисёнок.  
(Крадутся.)

За мамой - ежихой катился ежонок.    
(Приседают, медленно двигаются вперёд.)

За мамой - медведицей шёл медвежонок. 
(Идут вперевалку.)

За мамою - белкой скакали бельчата.  
(Скачут вприсядку.)

За мамой - зайчихой - косые зайчата.
(Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат.        
(Лицом в круг, «лакают»)

Все мамы и дети напиться хотят.

Теленок

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи

Бу-бу                                        два прыжка

Я рогатый                               «рожки» из пальчиков

Бу-бу                                        два прыжка

Я хвостатый                            «хвостик» из руки – за спиной

Бу-бу                                           два прыжка

Я ушастый                              «ушки» из ладошек

Бу-бу                                           два прыжка

Очень страшный          

Бу-бу. Испугаю.

Веснянка

Координация речи с движениями, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.

А уж ясно солнышко                     дети идут по кругу, взявшись за

                                                         руки

Припекло, припекло                      медленно поднимают руки

И повсюду золото                          дети идут по кругу, взявшись за

                                                         руки

Разлило, разлило                            медленно опускают руки

Ручейки на улице                           бегут по кругу на носках

Все журчат, журчат                       руки на поясе.

Журавли курлыкают                     идут по кругу с высоким

                                                         подниманием колен

И летят, летят                                 руками изображают взмахи

                                                         крыльев

Ракета

А сейчас мы с вами, дети,              дети маршируют

Улетаем на ракете

На носках поднимись,                    тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз                           опускают руки

Раз, два, три, потянись                     тянутся

Вот летит ракета ввысь!                   бегут по кругу.

Мчится поезд

Координация речи с движениями, развитие творческого воображения

Чух-чух! Чух-чух!                              Дети бегут друг за другом,

                                                              положив руки на плечи

Мчится поезд во весь дух.                 стоящему впереди ребенку. Первый ребенок делает

Паровоз пыхтит.                                 круговые движения руками

                                                              и произносит слова паровоза

- Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь, тороплюсь,

Тороплюсь.

Гусеница

Координация речи с движениями, развитие творческого воображения

Этот странный дом без окон                 дети лежат на спинках

                                                                  вытянувшись;

У людей зовется «кокон»                       руки вдоль туловища,

                                                                  ногами в центр круга

Свив на ветке этот дом                           поворачиваются на левый

                                                                   бок, руки под  щечку

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпу всю зиму                  поворачиваются на другой

                                                                  бок

Но зима промчалась мимо                    поворачиваются на спину,

                                                                 потягиваются лежа

Март, апрель, капель, весна                  медленно садятся

Просыпайся соня-сонюшка                  встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она.                                Бегут по кругу, машут

                                                                   руками, как крыльями    

Золотая рожь

Ветерок спросил, пролетая:                 бегут по кругу на носках,

                                                                руки на поясе

- Отчего ты, рожь золотая?                  Меняют направление бега

А в ответ колоски шелестят                останавливаются, руки

                                                                вверх, наклоны в стороны

- Золотые руки растут.                          Два наклона к носкам.

На лужайке поутру

Координация речи с движениями, работа  над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

На лужайке  поутру                                дети встают в круг,

                                                                  взявшись за руки

Мы затеяли игру

Я подснежник, ты-вьюнок

Становитесь в наш венок

Раз, два, три, четыре                                делают 4 шага назад,

                                                                   расширяют круг

Раздвигайте круг пошире

А теперь мы ручейки                               бегут по кругу

Побежим вперегонки

Прямо к озеру спешим                            раздвигают круг

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять                       сдвигают круг

Будем в солнышко играть                      бегут по кругу

Мы- веселые лучи,                                  тянутся на носочках вверх

Мы резвы и горячи                                 прыгают на носочках, руки

                                                                  на поясе.

«Мы по улице идём».

Мы по улице идём,

громко песенку поём                             Дети идут на месте

Ля-ля ля, ля-ля-ля                                  Наклоняют голову влево,

                                                                  затем вправо

Мы по улице шагаем,

ноги выше поднимаем                             Идут на месте,

                                                                    высоко поднимая ноги

Делай шаг - раз, два

Взмах руками - три, четыре

Руки вверх и ноги шире                            Поднимают руки вверх

                                                                     и расставляют ноги

Прыгнем вместе высоко

и побегаем легко                                     Прыгают и бегут на месте

«Веснянка».

Солнышко, солнышко

/Идут по кругу, взявшись за руки./

Золотое донышко. 

Гори, гори ясно,

/Меняют направление движения./

Чтобы не погасло. 

Побежал в саду ручей

/ Бегут по кругу./

Прилетели сто грачей.

/«Летят» по кругу./

А сугробы тают, тают,

/ Остановились, медленно приседают./
А  цветочки подрастают.

/Тянутся на носочках, руки вверх./

«Мы по улице идём».

Мы по улице идём, громко песенку поём

(Дети идут на месте) 
Ля-ля ля, ля-ля-ля
(Наклоняют голову влево, затем вправо)

Мы по улице шагаем, ноги выше поднимаем

(Идут на месте, высоко поднимая ноги) 
Делай шаг - раз, два

Взмах руками - три, четыре

Руки вверх и ноги шире
(Поднимают руки вверх и расставляют ноги)

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко

(Прыгают и бегут на месте) 

«Ходим кругом».

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга.

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Что нам …покажет,

Будем дружно повторять!

Водящий показывает движение, а затем выбирает самого лучшего игрока. Игра продолжается.

«Листочки».

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
 На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.) 
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.) 
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Присели.)

«Как у наших у зверят».

Как у наших у зверят

(Хлопки по коленям.) 
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(Топанье ногами.) 
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

(Хлопки в ладоши.) 
А потом вприсядочку
Пляшут звери рядышком.

(Приседания.) 
А как пустяться бежать –
Никому их не догнать.

(Бег на месте.)

«Мы повесили кормушку».

Рано утром на опушке 

(Ходьба с высоким подниманием колен.)

Мы повесили кормушку 

(Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза.)

Для щеглов и для синичек,

(Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек.

(Соединять б/палец левой и правой руки

с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки

(Погрозить указательным пальцем.)

Зерна, семечки и крошки.

(Загибание пальцев л/руки с помощью
указательного пальца правой руки.)

Прилетайте на опушку, 

(Взмах руками вверх-вниз.)

Угощенье ждет в кормушке. 

(Показывают ладони обеих рук,

 слегка наклоняя корпус вперед.)

«Новый год».

У всех Новый год,

И у нас Новый год.

/Дети делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую. /

Возле ёлочки зелёной

Хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз.

/Дети делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость./

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс!

/Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями./

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,

/Делают шаг с притопом, одновременно хлопают./

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс.

/«Пружинка»./

Подвижные игры с речевым сопровождением

Картотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...