Мастер-класс "Развитие речи дошкольников посредством песочной терапии"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шульгина Юлия Андреевна

Проводя педагогические и коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Развитие речи дошкольников посредством песочной терапии»

 

                                            Подготовила: учитель-логопед

Шульгина Ю.А.

                                    МБДОУ №32 «Аленький цветочек»

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Рефликсия.

Ход проведения:

1. Теоретическая часть.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Жизнь маленького человека, как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Дети 21 века с рождения окружены техникой и проявляют к ней немалый интерес. На инстинктивном уровне ребенок в 3 года знает, как найти нужную игру на планшете или телефоне, не понимая при этом, как самостоятельно одеться или почистить зубы.

И от взрослых зависит, вредит гаджет или все-таки приносит пользу. Если приучить ребенка к игре на компьютере и, как только он заплачет или ему станет скучно, давать поиграть, малыш начнет воспринимать технологическую игрушку как единственное интересное занятие. Он быстро научится манипулировать родителями для скорейшего ее получения, а для того чтобы придумать себе другое дело, ребенку просто не хватит воображения. Но если технологиями дополнять занятия, а не заменять другие игры или общение, их использование ускоряет процесс развития.

Зачастую воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи используют современные технологии как инструмент к вовлечению детей в процесс обучения. В этой статье мы расскажем о том, как детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга решает развивающие, образовательные и коррекционные задачи с помощью интерактивной песочницы.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые я использую на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Логопед: Для того чтобы нам разделится на три команды, я вам предлагаю взять из моего мешочка по одному жетончику. Прочитайте, пожалуйста, что у вас написано! Это означает, что у нас с вами образовалось три команды, команда слушателей, команда творческой группы и команда художников. Команда  творческой группы будет выполнять практическую работу. А команда художников будет рисовать, но рисовать необычным способом.  Пройдите   и   присядьте   на стулья.

Проводя педагогические и коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний.  Занятие в песочнице можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода). Слайд.

Ритуал входа – это своего рода организационный момент - позволяет ребенка ввести в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач.  Задания предлагаются несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся  с игровым сюжетом или выполняют задания. В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж. Ритуальным персонажем может быть Королева песка,  Принцесса песчинка, Песочная фея, Песочный верблюд, черепаха. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузиться в сказочную атмосферу.

Ритуал выхода по времени сравним  с вводной частью. Он завершает занятие. Здесь подводятся  итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные занятия и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Сейчас я вам покажу и расскажу, как можно использовать  световые песочницы, интерактивную песочницу и цветной песок на занятии по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста  по лексической теме: «Домашние животные».

2. Практическая часть.

Слайд.

Цель занятия: актуализация словаря по теме «Домашние животные» через использование элементов песочной терапии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных;

2. Активизировать и расширить словарь по теме домашние животные;

3.Формировать слоговую структуру слов,

4.Формировать грамматический строй речи.

5. Упражнять детей отвечать на вопросы  полными ответами.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую моторику;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

4.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, голос, фантазию, мимику, речевое дыхание, навыки ориентировки в пространстве;

5.Закрепить знания о свойствах песка.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь к домашним животным;

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

3. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.

Оборудование:

Интерактивная песочница с песком, световые песочницы, цветной песок,

миниатюрные фигуры домашних животных, автомобилей, домов, людей, деревьев, аудиозапись с голосами домашних животных, основа для выполнения работы с нарисованным силуэтами домашних животных, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Конспект по развитию речи с элементами песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Домашние животные».

Попрошу выйти ко мне творческую группу, для выполнения практической работы. Возьмите, пожалуйста,  бейджики и напишите ваше имя и отчество.

                 1. Орг. момент. Ритуал входа.

Логопед:  На этом этапе занятия я предлагаю детям  ответить на вопрос: « Любят ли они путешествовать?».  И отправиться в путешествие в песочную страну. Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал. Я предлагаю вам,  уважаемые коллеги, подойти и встать около песочниц. Вытяните руки над песочницей ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

Далее мы здороваемся с песком. Положите ладони на песок, раздвиньте пальцы, а теперь сожмите  их в кулак. Приподнимите  кулаки и тоненькой струйкой высыпьте песок в песочницу. А теперь возьмите песок и перетрите  между ладошками. Предлагаю описать, что чувствуют дети,  касаясь песка, какой он? Затем предлагаю взять линеечки, и разровняйте песок.

Вот на этом этапе занятия я решаю следующие задачи:  заинтересовываю детей, располагаю на общение и настраиваю на  предстоящую деятельность, а через тактильные ощущения снимаю психофизическое напряжение у детей и закрепляю знания о свойствах песка.

2. Основная часть.

1. Введение в тему:

Логопед:  На следующем этапе  в основной части моего занятия  ввожу ритуальный персонаж:  хозяйку песочной страны – Черепашку. Вчера, когда черепашка отдыхала на песке, она  услышала  чьи-то голоса, но не смогла определить, чьи это голоса.  Давайте, ей поможем.

Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.

Логопед.  Чьи голоса вы слышали? (ответы)

                 Корова, собака, лошадь, свинья – это кто? (ответы)

Где живут домашние животные? (ответы)

Логопед.  Я предлагаю вам и черепашке отправиться в деревню, где живут домашние животные и рассказать ей о них.

Логопед:  Поставьте  в песочницу указательный и средний пальцы правой руки в песочницу. Будем рисовать дорожку, по которой мы идем в деревню.

Едем, едем поутру.

Везем в деревню детвору.

Малыши глядят в окошко,

Светит солнышко на них.

Нарисуем указательным  пальчиком круг, после лучики вокруг. Какое солнышко? Травка зеленеет. Рисуем травку, двигаясь пальчиком снизу вверх. Какая травка?  По небу плывут облака. Сожмите пальцы в кулак и поставьте отпечатки. Какие облака?

Логопед:  Вот мы с вами и в деревне. Приглашаю всех подойти к большой песочнице.  Послушайте, что произошло. В деревне прошел песочный дождь и засыпал всех домашних животных песком. Нам нужно найти домашних животных. А в этом нам поможет письмо жителя деревни.

На этом этапе занятия я решаю следующие задачи: ввожу ритуального персонажа, что благотворно влияет на детей и позволяет им погрузиться в сказочную атмосферу,  уточняю знания детей по лексической теме, продолжаю развивать мелкую моторику и предлагаю рисовать на песке, оречевляя свои действия.

Логопед читает письмо.

                 2. Дидактическая игра «Найди домашнее животное».

Логопед. Далее провожу дидактическую игру «Найди домашнее животное».  Читая письмо жителя деревни, предлагаю детям  отыскать в песочнице фигурки домашних животных и рассказать о том, кого они нашли.

Логопед. ……., найдите первое домашнее животное, которое  находится около дерева. Вам нужно найти дерево, раскопать песок около него и найти домашнее животное.

Логопед. Кого вы нашли?  Корову.

Логопед. Второе домашнее животное находится около  машины……,  найдите его пожалуйста.

Логопед. Кого вы нашли? Собаку.

Логопед. Третье домашнее животное находится около  белого камня.   ……., найдите белый камень и раскопайте песок около него.

Логопед. Кого вы нашли? Козу.

Логопед. Четвёртое домашнее животное находится около дома.  ……,  найдите и раскопайте песок около него.

Логопед. Кого вы нашли? Лошадь.

Логопед. Вот мы и нашли всех домашних животных.  Назовите их.

                 С помощью игры ««Найди домашнее животное» решаю следующие задачи: формирую навыки ориентировки в пространстве и уточняю знания по лексической теме.

3. Дидактическая игра « К кому подходит человечек?»

Логопед.  Далее провожу игру« К кому подходит фермер?».

                 Рассказываю детям о том, что к домашним животным приближается фермер. Предлагаю назвать, к кому из домашних животных  он подходит.

Ответ ребенка: Фермер подходит к собаке.

                 Фермер подходит к корове, к собаке, к козе, к лошади.

С помощью игры « К кому подходит фермер?» решаю следующие задачи: совершенствую грамматический строй речи через употребление существительных в дательном падеже.

4.  Дидактическая игра « Волшебные домики».

Логопед. Следующая игра, в которую я предлагаю поиграть                   «Волшебные домики». Ставлю перед ними следующую задачу. Говорю им о том,  чтобы домашние животные не замерзли,  так как скоро  наступит зима, нужно на песке нарисовать  для них волшебные домики. Первый домик – это круг. Второй домик - это треугольник.

Двум участникам МК предлагается нарисовать домики на песке.

Логопед. Расселим  животных  по домикам. В круг поселим  домашних животных, в названии, которых  два слога, а в треугольник  домашних животных, в названии которых три слога.

С помощью дидактической игры « Волшебные домики» решаю следующие задачи: работаю над формированием слоговой структуры слова.

По окончанию этой игры  хвалю детей за их усилия, за то, что они спасли животных, построили для них домики, расселили. Хорошо поработали. Но говорю, о том, что  они не все дела еще выполнили.  Предлагаю сделать для черепашки  на память фотографии домашних животных, чтобы она в своей, Песочной стране рассказала  о них своим друзьям.

5. Дидактическая игра: «Фотографии».

Большое спасибо творческой группе за выполненную работу, прошу вас пройти и сесть на стулья. А ко мне приглашаю выйти коллег из команды Художники.

Сейчас мы с вами сделаем фотографии домашних животных. Подойдите к столам, садитесь.  Фотографии  будем делать необычным способом,  будем рисовать цветным песком. Посмотрите, перед вами лежат силуэты домашних животных. Вам нужно взять кисточку, окунуть ее в клей и аккуратно намазать рисунок клеем. Затем посыпать его цветным песком. Аккуратно стряхнуть весь лишний песок обратно в банку. На листе останется только тот песок, который приклеился к рисунку.

Выполнение работы. ( Звучит музыка)

Дидактическая игра: «Фотографии»  - это очень хорошая игра  для развития руки, которая тренирует мелкую моторику, щипковый захват, точность, развивает  внимание и умение детей действовать последовательно  и добиваться определенного результата.

3. Ритуал выхода.

На заключительном этапе занятия я говорю детям о том, что нам пора возвращаться в детский сад. Ритуальный персонаж  благодарит детей за выполненные задания и прощается с ними. Я предлагаю  подойти к песочницам, протянуть  руки над песочницей и повторить за мной:

В ладошки наши посмотри – 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти  помог!

После ритуала выхода, можно попросить детей рассказать о занятии  и инициировать уборку в песочнице.

3. Рефлексия:

Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались и с удовольствием включались в работу. Это моё мнение. А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к мастер-классу с помощью смайликов. Если вам было интересно, и вы узнали много полезного для вас, то возьмите прищепку желтого цвета и прикрепите к желтому смайлику, а если было скучно и неинтересно, возьмите красную прищепку и прикрепите к красному смайлику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"

Проект "Развитие познавательных способностей  младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"...

Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"

Повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста черезиспользование метода песочной терапии....