Как помочь заикающемуся ребенку?
консультация по логопедии

Данная консультация будет полезна как родителям, так и педагогам. Взрослые узнают, как нужно вести себя с заикающимся ребенком и как правильно ему помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_13.03.2022.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь заикающемуся ребёнку

Окружающим категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство! Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.

Категорически нельзя ссориться в семье или разговаривать на повышенных тонах в присутствии ребёнка!

     Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.

Правило № 1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Необходимо вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, провести профилактику простудных заболеваний, в частности, заболевания лор органов и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. При этом благоприятны физиотерапевтические процедуры: занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психолог может показать ребёнку, как победить свои проблемы, помочь комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться избавиться от заикания до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к неврологу и логопеду и следовать всем  указаниям, так как в программу школьного обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы учителя, что может послужить большой проблемой для вашего ребенка.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи.

Правило № 2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему нужно побольше молчать, и только при необходимости можно разговаривать шепотом. Режим молчания необходим при возникновении или внезапном усилении заикания в течение 2-3 недель, затем постепенно разрешаем разговаривать 1 словом, и постепенно переходим к коротким фразам на выдохе. Учим носиком вздыхать и на выдохе спокойно разговаривать.

Правило № 3. Ограничение общения. Желательно не посещать учебные, дошкольные учреждения, остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям. Никаких громких массовых мероприятий типа: салют, парад, цирк и прочее.

Правило № 4. Анализ ситуации в семье. Необходимо обратить внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

Правило № 5. Спокойствие и только спокойствие! То есть необходимо снизить возбуждение ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно, особенно перед сном включать спокойные релаксирующие аудио сказки. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

Правило № 6. Ежедневно проводить игры для профилактики заикания. Они помогают выработать правильное дыхание с глубоким вдохом и медленным выдохом. Прежде всего, занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и чтением стихов построчно на выдохе. Такие занятия помогут скорректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов. Полезно часто глубоко вздыхать и зевать.

Дыхательные упражнения помогут сформировать правильное дыхание с глубоким вдохом через нос и медленным выдох через рот.

Важно!

  • При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».
  • Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас». Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
  • Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научить хорошо артикулировать звуки, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно.
  • Организуйте каждый день совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить. Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.
  • Показывайте позитивный жизненный настрой, умение преодолевать трудности с улыбкой спокойствием, без страха и паники.
  • Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
  • Полезно дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой центр и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
  • Необходимо организовать посещение логопеда. На логопедических занятиях подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, закрепляя навыки правильной речи. Занятия имеют определённую систему, этапность, последовательность от слова к фразе. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Создайте дома атмосферу доброты и тепла. Помните, что заикание - это прежде всего НЕВРОЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь заикающемуся ребенку?

В данной статье даются советы родителям заикающихся детей дошкольного возраста по организации режима дня детей, страдающих данным речевым нарушением....

Как помочь заикающемуся ребенку

Заикание – нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением – судорогой пр...

Памятка для родителей " Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы"

Не секрет, что хорошие родители любые проблемы своих детей переживают вместе с ними. Как же быть мамам и папам, если они   заметили, что их ребенок стал заикаться?...

Заикание у детей. Семь способов помочь заикающемуся ребенку.

1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, споко...

Памятка для родителей «Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы»

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их реше...