«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
презентация по логопедии

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творческих заданий в работе над коррекцией и развитием речи.

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. В ней интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста с ТНР, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

 

В своей работе на данном этапе я использую квесты во время фронтальных занятий с детьми с ТНР. 

В каждом квесте для детей с ТНР я обязательно совмещаю элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квест - игры, как универсальная игровая технология, позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь дошкольников в коррекционно-образовательный процесс, поддерживать интерес в течение всего занятия и помочь быстрому усвоению и прочному закреплению изученного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kononova.pptx126.42 КБ
Файл soobshchenie_po_teme.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи Кононова Елена Александровна, учитель-логопед «МБОУ «СШ №92 г. Вельска», структурное подразделение «Детский сад №22 «Алёнушка»

Слайд 2

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест – это технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Слайд 5

Алгоритм



Предварительный просмотр:

«МБОУ «СШ № 92 г. Вельска»,

структурное подразделение «Детский сад №22 «Алёнушка»

Сообщение по теме:

«Использование квест-технологии

в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими тяжёлые нарушения речи»

Учитель-логопед:

Кононова Елена Александровна

Вельск, 2021

Слайд 1

Я представляю вашему вниманию тему «Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи».

Актуальность

В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.  В педагогическом процессе инновации выступают в качестве новых внедрений в организацию взаимодействия педагога и ребенка. Инновационные формы работы с каждым годом расширяют возможности педагогов, в том числе и логопедов в работе с дошкольниками с ТНР.

Не секрет, что у дошкольников с ТНР отмечается низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи,  недостаточная сформированность фонематической системы языка,  непонимание временных и пространственных представлений, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. Эти рече-коммуникативные недостатки усугубляются особенностями перцептивной, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы: эмоции неустойчивы, наблюдается недостаточность зрительно-слухового праксиса, выражена тревожность, чрезмерная гиперактивность. Эти факторы приводят к трудностям формирования произвольности психических процессов.

Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творческих заданий в работе над коррекцией и развитием речи. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для коррекции и  развития речи,  формирования новых знаний, логопедическая помощь может осуществляться в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых детьми, является квест.

Применение квест-технологии  позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, позволяет решать задачи формирования навыков реактивного коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности.

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. В ней интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста с ТНР, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Квест-технология становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить коррекционно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Слайд 2

Что такое квест?

Сначала следует выяснить, что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.

Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест, по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание.

Во многом опираясь на труды Л. С. Выготского, Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

Квест – это технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

•        образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

•        целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Слайд 3

Задачи

В каждом квесте для детей с ТНР я обязательно совмещаю элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии мной реализуются следующие задачи:

Коррекционно - образовательные:

•        обучение решению обучающих задач, путем добывания и систематизирования новой информации;

•        обучение самостоятельному умозаключению;

•        обучение правильному звуковому анализу слов;

•        обучение умению составлять рассказ по схеме;

•        закрепление умений работать с нетрадиционным материалом.

Коррекционно - развивающие:

•        развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми;

•        развивать умение вступать в диалог, выразительность речи, способствовать речевому общению детей;

•        создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;

•        развивать воображение, внимание, мышление, память, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание;

•        развивать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно - воспитательные: 

•        воспитывать любознательность, познавательную активность, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам;

•        формировать положительные нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь; самостоятельность, инициативность, ответственность;

•        воспитывать контроль за собственной речью. 

Слайд 4

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты для детей с ТНР, стараюсь придерживаться определенных принципов.

1. Принцип навигации. Выступая как координатор процесса образования, направляю детей, «наталкиваю» их на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Моя задача: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.

2. Принцип доступности заданий. Подбираю задания так, чтобы они не были чересчур сложными, соответствовали возрасту, индивидуальным и речевым особенностям дошкольников.

3. Принцип системности. Выстраиваю задания так, чтобы они были логически связаны друг с другом.

4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи прячу за игровыми приёмами.

5. Принцип интеграции. Использую разные виды детской деятельности и интеграцию образовательных областей при проведении квестов.

6. Принцип разумности по времени. Рассчитываю время на выполнение заданий таким   образом, чтобы дети не устали и сохранили интерес.

7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Выстраиваю так образовательный процесс, чтобы смотивировать детей настолько и в такой степени, которая позволит им выполнять мои просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме.

8. Принцип присутствия выбора. Иногда  очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда преподношу задание так, чтобы дети восприняли задание, как результат собственного желания, для этого предлагаю им огромный выбор средств.

9. Принцип наличия видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд 5

Таким образом, создавая квест-игру, придерживаюсь определённого алгоритма:

1.  Определяю, для какой подгруппы детей будет предназначена игра.

2. Формулирую тему и цель игры.

3. Продумываю инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих

чертах, а потом прописываю инструкцию дословно.

4. Придумываю игровую метафору, интригу игры.

5. Мысленно проигрываю полностью всю игру и прописываю методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).

6. Еще раз представляю себе игру и оцениваю, каковы ее ресурсы как для

самих участников, так и для ведущего.

7. Подготавливаю карточки с заданиями и «продукт» для поиска (карта, клад, сюрприз, подсказки и т.д.).

8. Разрабатываю маршрут передвижений, который должен быть непривычным, но безопасным для детей, а также необходимое и достаточное количество заданий.

Слайд 6

В своей работе на данном этапе я использую краткосрочные квесты во время фронтальных занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. По сюжету они линейные или кольцевые в форме путешествий.

Так один из квестов был разработан мной дляо бучения детей слухо- произносительной дифференциации звуков: [м] - [н] - [мь] - [нь].

Во время организационного момента детям была предложена карта-лабиринт. Путешествуя по ней, дети за каждое правильно выполненное задание получали букву.  В конце занятия с помощью букв должны были узнать, какой их ждёт сюрприз.

Во время путешествия дети выполняли артикуляционную гимнастику, давали характеристику звукам. Работая в парах, дифференцировали звуки [м] - [н] - [мь] - [нь] с помощью «Звуковых домиков», определяли место заданных звуков в словах, выполняли слоговой и звуковой анализ слов.

Для обеспечения заинтересованности, работоспособности детей, поддержания детской инициативы и осуществления дифференцированного подхода к детям был подобран различный дидактический материал, детям предлагался выбор пособий. В результате, собрав все буквы и выложив слово, дети смогли найти место, где для них был спрятан сюрприз.

Таким образом, создав атмосферу увлекательного путешествия с помощью квест-игры, получилось активизировать детей, сохранить у них интерес и внимание к выполнению заданий на протяжении всего занятия по подготовке к обучению грамоте, получилось ненавязчиво достигнуть поставленных целей.

Так же использую квест-игры в работе с детьми по развитию и совершенствованию связной речи. Для составления рассказа по сюжетной картине В.М.Каратая «Золотая рожь» был разработан квест, в ходе которого дети искали подсказки в конвертах, спрятанных в группе. В результате были реализованы задачи по обучению отгадыванию и толкованию загадок, составлению логических цепочек, по активизации словаря, по обучению составлению связных рассказов по сюжетной картине.

В конце выполнения всех заданий детей ждал приятный сюрприз (угощение чаем с сушками).

В ходе выполнения заданий дети были активны, предлагали собственные пути решения заданий, высказывали собственные мысли и предположения, слушали внимательно задания. В итоге работы смогли выразить собственные чувства к проделанной работе, оценить результат своей деятельности.

В дальнейшем я планирую использовать квест-технологию для проведения итоговых занятий по лексической теме, для закрепления полученных навыков. А также использовать квесты в индивидуальной работе с детьми по автоматизации поставленных звуков.

Слайд 7

Квест - игры, как универсальная игровая технология, позволяет уйти от традиционных форм обучения детей с нарушениями речи и значительно расширить рамки образовательного пространства, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь дошкольников в коррекционно-образовательный процесс, поддерживать интерес в течение всего занятия и помочь быстрому усвоению и прочному закреплению изученного материала.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать качества.

Таким образом, квест-игры - можно по праву считать инновационной технологией в логопедической работе, внедряющей современные, новые приемы и методы коррекционной работы, направленные на повышение ее качества, а также квест – игры одна из интереснейших форм работы, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что и соответствует основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

 Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дош...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...

Презентация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В презентации отражён один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...