Использование дидактических пособий в работе по коррекции звукопроизношения.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Ольга Филкова

Этот материал поможет спецалистом в индивидуальной работе, направленной на постановку и коррекцию звукопроизношения у детей. Использование данного пособия носит многофункциональный характер, что позволяет решать множественные задачи в логопедической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических пособий в работе по коррекции звукопроизношения.

Логопедическая практика – это увлекательный и сложный процесс, требующий большого вклада творческих ресурсов от логопеда. Увлечь современного ребенка, удерживать его интерес и внимание на протяжении всей образовательной деятельности в современных реалиях становится все сложнее.  К этому ведут различные предпосылки: сложность структуры речевого нарушения, слабая мотивация к игровой деятельности и т.д.

Я считаю, что в современной логопедической практики использование различных видов дидактических пособий,  повышает интерес ребенка к занятиям, поэтому целесообразно применять на всех этапах формирования правильного звукопроизношения.

В своей практике стараюсь использовать игры созданный своими руками, которые имеют разностороннюю вариацию.

Предлагаю вашему вниманию логопедическое пособие «Веселые картинки», которое можно использовать на логопедическом занятии, в индивидуальной и подгрупповой деятельности для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Это многофункциональное пособие, изготовленное с использованием природного материала – камни.

На камнях изображены картинки -символы артикуляционных упражнений. Использование такого пособия имеет немалое значение в развитие ребенка через все анализаторы, т.е. камень, как природный материал, заряжает позитивной энергетикой природы, в моем пособии я использовала камни, привезенные с Горного Алтая. Камень может быть холодным и теплым, тем самым активизируя тактильные анализаторы ребенка. Он яркий,  красочный. Играя с ними, дети получают эстетические эмоции.

C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\камни.jpg

Варианты использования пособия:

  1. «Что нашел?» - камни, завернутые в фольгу, спрятаны в мешочек или корзинку. Детям нужно достать камень, развернуть его и сказать, что он нашел. Затем выполнить это артикуляционное упражнение. Здесь же можно активизировать словарный запас детей подбирая прилагательные отвечая на вопрос какой камень? ( тяжелый, теплый, холодный, твердый, красивый, большой и т.д.)

Цель: развитие пальцевого праксиса, артикуляционной моторики, словарного запаса.

  1. «Запомни повтори» - логопед выкладывает камни на стол в определенном порядке и предлагает ребенку, сначала положить их в том порядке, как он услышал, затем выполнить их в том порядке, который лежат камни. Для этого можно использовать атласную ленту или парковку, ритмический круг. Здесь же по окончании выполнения упражнений, предложить детям убирать камни в той последовательности, которую называет логопед.

Цель: развивать слухоречевую память, умение выстраивать моторную программу, артикуляционную моторику.C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\20220317_101657.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\20220317_101732.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\20220317_093315.jpg

 Еще пособие, сделанное на камнях «Что делаем?»

Это камни большего размера на которых изображены картинки – символы действий. Тут также детям предлагаем играть как, на индивидуальном занятии, так и в мини группах.

C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\камни действ.jpg

Варианты использования пособия:

  1. «Разложи по порядку и повтори» детям предлагают найти камень, на котором изображено то действие, которое логопед называет или показывает (другой ребенок). Можно называть (показывать по три действия), так можно и тренировать слухоречевую память.  После этого ребенок воспроизводит эти действия. Еще один способ выкладывать камни – это словесная инструкция. Их выкладывают на ортоковрики, например, положи камень поливает на зеленый квадрат, а капает на желтый и т.д. Или выполни действие, которое ты видишь в последовательности и ребенку предлагается зрительная схема расположения коврика.

Цель: развитие  слухоречевой памяти, умения выдерживать моторную программу.

  1. «Вчера, сегодня, завтра» детям предлагают выбрать любого героя, игрушку с автоматизируемым звуком в слове. И проговорить все действия от имени этой игрушки. Например, по лексической теме «Дикие животные» дети выбирают себе животное со [Р] в названии (кенгуру, жираф, тигр, крокодил, носорог и т.д.) и животные выполняют эти действия: жираф  сидит, жираф идет, жираф лежит ….. Далее  логопед предлагает изменить время на прошедшие: жираф сидел, жираф, ходил, жираф лежал…. И т.д.

Цель: автоматизация  правильного звукопроизношение в предложениях, формирование  грамматической основы речи.C:\Users\Пользователь\Desktop\работа 2021-2022г\20220317_093658.jpg

Таким образом используя одно пособие можно ставить различные цели и решать коррекционные задачи, удерживать интерес у ребенка к логопедическим занятиям. Когда ребенок сохраняет интерес на протяжении всего занятия, коррекционный процесс становиться не только увлекательным, но и имеет положительный результат.

Материалы для создания пособия: плоские камни различного размера, акриловая краска, картинки, лак и ваша фантазия.

Учитель – логопед  О.В. Филкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...

Дидактическое пособие «Рисунки - символы при коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».

Дидактическое пособие «Рисунки  - символы при коррекции звукопроизношения у детей с ТНР»....

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Результативность использования логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения детей с ОНР. (Из опыта работы.)

Работая  с дидактическими  играми  и  игровыми  упражнениями  по  автоматизации  звуков ....

Использование дидактических пособий в работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста

Дидактическая игра "Дружная семейка" на развитие мелкой моторики рук....

Использование дидактических пособий в работе с детьми с ОВЗ

Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает всесторонне развить творческие возможности ребенка, социализировать его к окружающей среде и обществу, я...