Семинар - практикум для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Айплатова Александра Васильевна

             Познакомить воспитателей с методикой проведения  артикуляционной гимнастики, с основными требованиями. Дать воспитателям специально подобранный картинный материал для формирования правильного произношения звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Подготовила и провела на педагогическом совете: учитель-логопед Айплатова А.В.

Цель: познакомить воспитателей ДОО с методикой выполнения артикуляционной гимнастики.

                                          Вводная часть

     Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 80% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 5 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 5 лет – наступает патология.

    Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

      Только 30% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы: слуховое восприятие звуков, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат. Поэтому, с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие речевого слуха, дыхания и речевого аппарата.

      В последнее время  рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. При выполнении упражнений,  у многих возникают трудности правильного выполнения.

Сегодня, хотелось бы,  познакомить воспитателей с методикой проведения  артикуляционной гимнастики, с основными требованиями.

                                         Теоретическая часть

             Вопрос к воспитателям:

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика  необходима для достижения нескольких целей:

• Улучшения подвижности органов артикуляции;

• Увеличения объема и силы движений;

• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Усилению кровообращения;

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников:

      Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения недостатков речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

      Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Заборчик», «Трубочка»… и динамические (подвижные): «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. 

     Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность. Комплекс «С»- для свистящих, «Ш»- шипящих, «Л». «Р» - сонорных звуков.

                               

                      Методика проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Начинать с 2-3 упражнений, постепенно довести их количество до 10-15.

     Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

     Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинать гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд или под счет до 5 -10. (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим).

3. На первых занятиях упражнение повторяется до 5 раз в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В начальный период ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

             Артикуляционная гимнастика и театрализованная деятельность

      Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего использовать стихи и картинки.

     Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными. Картинки – ассоциации дают возможность лучшего  запоминания артикуляционного упражнения.

                        Практикум «Артикуляционная гимнастика» 

                                     (Упражнения демонстрируются)

Оборудование: ассоциативные картинки с изображением артикуляционной гимнастики.

Раздаточный материал для каждой группы:

 - методика проведения артикуляционной гимнастики 

- комплексы артикуляционной гимнастики с ассоциативными картинками

       Любая  картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются развивающие задачи, цели, поставленные на занятии и создаются предпосылки к успешному формированию и постановке звука.

     Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, челюстей.

      Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

        Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

                                    Заключение

        Нельзя отрицать важности артикуляционной гимнастики для детей. Поэтому предлагаю ввести артикуляционную гимнастику обязательным ежедневным компонентом режима группы. Проводить гимнастику нужно ежедневно по 5 – 7 минут.

        Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет воспитанников с правильным звукопроизношением и развитой речью.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Семинар -практикум для воспитателей.Тема : "Артикуляционная гимнастика".

Особенности проведения артикуляционной гимнастики. Основной комплекс артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....