Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Полёт в космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Итоговое занятие в подготовительной группе по теме: "Космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Тема: «Полет в космос».

Цели занятия.      

  • Образовательные:

1.закрепление знаний о речевых единицах (звуке и букве, слоге, слове, предложении).

  • Коррекционно-развивающие:
  1. развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия);
  2. обогащение и активизация словаря по теме «космос»;
  3. развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.
  • Воспитательные:

1. создание ситуации успеха;

           2. воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;

3. повышение речевой активности.

Оборудование:

  1. Для украшения группы: звездочки, изображение солнышка, шарики, выставка рисунков детей «Жители других планет» и «Проекты космических кораблей».
  2. магнитная доска, цифры и буквы; зашифрованная пословица,
  3. Магнитофон, музыкальные записи: группа «ППК» («Перезагрузка»).

                       Ход  занятия.

1.Оргмомент.

Л о г о п е д.  Дорогие ребята, уважаемые родители! Скоро наступит 12 апреля, мы будем говорить о первом полете человека в космос.

 - Космос - это бесконечное пространство со звездами  и планетами. Небо в космосе черное, на нем блещет огромное количество звезд и планет. Летают в космос на космическом корабле. Космические корабли отправляются в космос  с  космодрома. Управляет космическим кораблем космонавт.

- Кто был первым космонавтом?

2. Основная часть.

  Стальная птица - алый хвост

  Полетела в стаю звезд.

- Ракета летит, двигатель работает: р-р-р!

- Произнесите звуки [р], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздеиствием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.

- Двигатель работает мягко: рь-рь-рь!

        Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперед и опускается к краям верхних зубов.

- Расскажите, какой звук [р] ([рь])?

3. 3акреnленuе звуков [р], [рь]            

        а) - Сегодня я предлагаю вам совершить космическое путешествие. Нужно хорошо подготовиться. Несколько месяцев мы с вами изучали звуки и буквы, учились читать, печатать. Сегодня вам понадобятся не только знания, но еще собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в путешествие?

 Д е т и.  Да!

б) Выделение звуков из состава слова.

- Посмотрите на картинку «Космодром». Назовите по картинке слова со звуком [р] ([рь]). (Космодром, ракета, иллюминатор, скафандр, nерчатки, ранец, карманы, фотоаппарат, зеркало, ремни, фонарь, метеорит, приборы ).

Логопед объясняет значение незнакомых слов.

- Назовите слова со звуком [р] ([рь]) в начале слова (в середине, в конце).

4. Слоговой анализ слов.

Л о г о п е д. Пора собираться в дорогу. У вас на столах картинки. Раз, два, три – картинку переверни.

На доске висят таблички:  1-й отсек, 2-й отсек, 3-й отсек.

Как нам распределить в отсеки слова сок, вилка, фонарик?

Подводим итог: в 1-м отсеке слова в 1 слог,  во 2-м  -  2 слога,    в 3-м – в 3.

Дети распределяют по отсекам слова:

1-й отсек                        2-й отсек                                3-й отсек

Сок                                     вилка                                         фонарик

Соль                                  кружка                                       календарь

Хлеб                                  стакан                                         тренажер

Как можно назвать одним словом предметы 1-го отсека, 2-го?

Какие предметы настоящие космонавты не берут в полет? Почему?  

5.Физминутка.

 Л о г о п е д.  Для полета нам нужен экипаж.

        Выполнение движений с произнесением чистоговорки.

Ра - ра – ра!  Вот ракета нам. Ура!

Руки над головой, ладони  соприка-саются с  кончиками пальцев.

Ро - ро – ро! Выходи скорей, Петро.

Ходьба на месте.

Ру - ру – ру!  Собирай всю детвору.

Хлопки в ладоши.

Ре - ре – ре!  Соберемся во дворе.

Бег на месте.

Ры - ры – ры! Для космической игры.

Вращательные движе-

ния рук перед грудью.

Л о г о п е д. Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля занять свои места!

Э к и п а ж. Есть занять места!

Активизация словаря. Взлет космического корабля.

6. Звуковой анализ.

а) - Занимаем места в ракете. Чтобы ракета взлетела, надо отгадать код взлета. Вот его схема:

Схема дана каждому ребенку.

- Сколько звуков в слове? Первый звук согласный, он дважды звучит в слове космос.

Дети называют звук и обозначают его фишкой на схеме.

- Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний согласный в слове полет.

- Третий звук - ударный гласный в слове звезда.

- Четвертый звук - это твердый звук работы двигателя.

Дети отгадывают слово старт.

Л о г о п е д:

- Пристегнуть ремни! К взлету готовы?

-Начинаем отсчет. 

Экипаж (хором): пять - четыре - три - два - один... Старт!

Релаксация. (под музык. сопровождение.)

Л о г о п е д. Закроем глаза, сядем удобно. Дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше.                   

                                      Поднимается ракета,

                                          Чертит небо ярким светом.

(развешиваю на доске слова, таблицы)

-  Внимание! Приближаемся к спутнику Земли. Как он называется? Прочитайте слово на доске. На какое слово нельзя держать курс?  Какое слово лишнее?

Луна

Лунка

Лунный

Луноход

Прилунился

Полнолуние

Кто найдет лишнее слово  и объяснит свой выбор. Что общего у остальных слов?

Э к и п а ж . Они связаны по смыслу, имеют общий корень.

Л о г о п е д. Что означает слово «прилуниться»? (приземлиться -   сесть на землю )   Сесть на луну.

Л о г о п е д. Мы прилуняемся.

Волшебная цепочка.

 Л о г о п е д. Ребята, чтобы попасть на спутник земли,  мы должны встать цепочкой так ,чтобы конечная буква в названии одного слова являлась начальной буквой в названии другого.

Карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – 1-й ряд.

Сук – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – 2-й.

 Развитие межполушарного взаимодействия.

Л о г о п е д. Ребята, мы справились с трудностями, теперь можно и поиграть. А вы знаете, как инопланетяне здороваются?

Упражнение «Буратино».

Ладонь л.руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу.

К мизинцу л.руки прижать большой палец правой. Двигать всеми пальцами. Затем поменять руки.

Л о г о п е д. А так инопланетяне играют.

Упражнение «Ухо – нос».

Л.рукой взяться за нос, пр. – за левое ухо – «раз». «Два» - поменять положение рук. (8 – 10 раз)

Л о г о п е д.

 -  Внимание! Экипажу вернуться на космический корабль. Нам пора возвращаться, но чтобы попасть на наш корабль , надо отгадать зашифрованное слово, без которого на борт нашего корабля нельзя попасть. Закодировано слово разновысотными буквами, поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой.

                           п  Т  а р  (Трап)

Л о г о п е д. Посмотрите ребята в иллюминаторы, с буквами случилась неприятность:

1) Некоторые элементы букв стали невидимками:

                            А  Н  Ж  Ф  К

2)  Другие буквы перевернулись в невесомости:

3)  Одна буква так испугалась … что послушайте что с ней приключилось:

                          Мы обычные слова, всех нас знает каждый.

                          Мы содержим букву А трижды или дважды.

                          Иногда всего одну (только не в начале).

                          Но сегодня …- ну и ну! Все они сбежали.

        БРБН           СТКН             СХР            ПРТ              КРНДШ            

        ( бабаран,    стакан,         сахар,          парта,             карадаш)

7. Работа со звуко-слоговыми схемами.

Идет спокойно наш полет.

Нас впереди планета ждет.

-Летим. Слева от корабля красная планета – Марс. Марс – это самая близкая к Земле планета. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Назовите звуки в этом слове по порядку. Выложите схему слова МАРС.

Дети составляют схему слова Марс.

- Летим дальше.

                        Наша ракета мчится вперед.

Какая планета в гости нас ждет?

- А это что за необычная планета справа по курсу? Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Отгадайте название планеты по верхним половинкам букв. (Сатурн.) Наш корабль (ракету) зажали кольца Сатурна. Нам необходимо сделать звуковой анализ слова САТУРН

Дети составляют схему слова Сатурн.

                       

                        Вот планета перед нами,

Покрыта белыми облаками.

        - Узнайте название планеты, (Венера.)

- Выходим на связь с планетой Венера. Нам сообщают, что на планете сильная жара. Там так жарко, что пирог можно испечь за несколько секунд, даже без духовки. Облетим горячую планету.

Летим вперед, летим вперед!

Последняя планета ждет.

8. Формирование грамматического строя речи.

- Но что это с нашим кораблем? Его клонит то вправо, то влево. Стрелки на приборах дрожат. В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь - осколки падающих звезд. Чтобы прекратился метеоритный дождь, закончите         правильно предложения словами красивые метеориты.

- Мы видим в космосе ... ... .

- В космосе много ... ... .

- Мы наблюдаем за ... ... .

- Мы не можем подлететь к.......

- Мы будем долго nомнить о... ....

- Корабль благополучно пролетел сквозь метеоритный дождь.

- Отгадайте ее название, поставив буквы в порядке, указанном цифрами. (Земля.) Ребята, нашему космическому кораблю пора возвращаться. Вас ждут родители. Идем к Земле.

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Космос"

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».Цели: 1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и...

Конспект логопедического занятия в старшей группе тема «Космос»

Конспект логопедического занятия в старшей/подготовительной группе тема «Космос».Цели: познакомить детей с темой «Космос».Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей подбирать однокоренные слова...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"

Задачи:Коррекционно-образовательные:·         Уточнить и расширить знания детей о космосе;·         Активи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III по теме "Космос"

Я очень люблю кроссворды и всегда стараюсь использовать их в своей работе. Так занятия становятся более интересными, насыщенными и позновательными....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Мы читаем. К. И. Чуковский»

Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством К. И.Чуковского. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенс...