Конспект подгруппового логопедического занятия "Рыбы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шипилина Ольга Николаевна

Конспект подгруппового логопедического занятия "Рыбы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_podg._pereskaz.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ – театрализация. «Речные рыбы». 

Цель: - актуализация словаря по теме «Речные рыбы»;

- выработка плавной, спокойной речи при пересказе – тетрализации; 

- развитие общих речевых навыков (тембровой окраски голоса, интонационной

выразительности речи);

- развитие слухового и зрительного внимания;

- воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Развитие общих речевых навыков.

а) Упражнения №2, 6, 8 комплекс №1

б) Упражнения №1, 4 комплекс №2

в) Упражнения №5 комплекс №3

г) Упражнение №14 комплекс 4
^ 3.Основная часть.
Логопед: - Для того, чтобы отправиться в сказку «Как чуть не погибла плотвичка», выполните мои задания.

1. Беседа. Актуализация знаний по теме. Совершенствование навыка чтения.

Логопед ставит на наборное полотно карточки со словами:



СОМ



ЩУКА



ЛЕЩ



Логопед: - Прочитайте слова.

Дети читают хором.

Логопед: - Кто это такие?

Дети: - Это речные рыбы.

Логопед: - Каких еще рыб вы знаете?

1-й ребенок. Судака.

2-й ребенок. Плотву.

3-й ребенок. Окуня.

4-й ребенок. Голавля.

Логопед: - Молодцы!

Логопед переворачивает карточки, на обратной стороне которых изображения сома, щуки, леща.

^ 2. Составление звуковых схем слов. Совершенствование навыка звукового анализа.

Логопед. Назовите этих рыб.

Дети. Сом. Щука. Лещ.

Логопед. Четко произнесите каждый звук в слове и составьте схему слова.
Логопед вызывает троих детей. Дети составляют схемы.Логопед: -Очень хорошо. Путешествие начинается. Занимайте места.

Дети-артисты уходят за ширму.
^3. Пересказ - тетрализация «Как чуть не погибла плотвичка». 

Развитие общих речевых навыков (тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи), творческой фантазии.

На наборном полотне первая иллюстрация к сказке.
Логопед:

-Однажды летом девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул свежий ветерок, волны с шумом набегали на берег. Девочка и не заметила, как уснула. И приснился ей сон, что она не девочка, а маленькая серебряная плотвичка с красным хвостиком.

Плотвичка:

-Какая чудесная у меня река: чистая, прохладная! И я в ней — хозяйка.

Логопед:

-Неожиданно темное бревно на дне омута зашевелилось. Оказывается, это спал сытый после охоты сом.

Сом:

-Ты-то хозяйка? Глупая! Прячься скорее, не то станешь чьей-нибудь добычей.

Логопед:

-Плотвичка послушалась и успела спрятаться в густых водорослях как раз вовремя. Неожиданно, как тень, мелькнуло длинное туловище щуки, и полосатый окушок оказался у нее в пасти.

Щука:

-Славная охота! Эй, усатый, тут только что была маленькая плотвичка. Ты ее не видел?

Сом:

-Не видел. Плыви себе! Не мешай отдыхать. 

Щука уплывает.

Сом: 

-Вот видишь, сейчас бы и ты оказалась в зубах у хищницы.

Лещ:

-Кстати, от сома тоже подальше держись. Он добрый, пока сытый, а так в его огромной пасти тоже немудрено оказаться.

Плотвичка: 

-Может, и ты — хищник?

Лещ:

- Нет, я не охотник. Меня можешь не бояться. Я сам боюсь и щуку, и судака. 

Логопед:

-И не успел лещ договорить эти слова, как прямо на плотвичку бросился серебряный красавец-судак.

Девочка вздрогнула и проснулась.

— Как хорошо, что я не маленькая плотвичка! — воскликнула она и побежала домой.

  1. Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики.


Логопед:

-Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».
Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив

Свои домики везут. руки за спину.)


Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично накло-

На рыбок глядят. няют голову влево-вправо.)
Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив ру-

Плавничками гребут. ки, двигая только ладонями.)
Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на

А теперь наоборот. оборот.)
^ 5. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи.

На наборное полотно выставляется иллюстрация к сказке.

Логопед: - О чем приснился девочке сон?

Дети: - Девочке приснился сон, что она превратилась в серебряную плотвичку и оказалась на дне рек.

Логопед: - Каких рыб она там увидела?

Дети: - Она увидела сома, щуку, леща, судака.

Логопед: - Кто из этих рыб не является хищником?

Дети: - Лещ — не хищная рыба.
^ 6. Составление рассказов-описаний о речных рыбах. Развитие связной речи. На наборное полотно выставляется комплект картинок.

Логопед: - Давайте составим рассказы о рыбах, которых увидела девочка. Сначала скажите, как называется рыба, затем — хищная ли она. Какая она по размеру, по цвету? Какие у нее туловище, голова, плавники?

Ребенок: - Я расскажу о щуке. Щука — хищная рыба. Она большая, пятнистая. У нее длинное туловище и удлиненная голова. У щуки сильный хвост и большие плавники.

Логопед: - У тебя получился красивый рассказ. Кто еще хочет составить рассказ?

Ребенок: - Я расскажу про леща. Лещ — речная рыба. Он большой, серебристый. У него широкое туловище, покрытое крупной чешуей. У леща широкий хвост и большие плавники.

(Можно послушать еще 1—2 рассказа.)
^ 7. Пальчиковая гимнастика «Налим». Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи, правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхания). Координация речи с движением.

Логопед. А теперь встаньте в круг, повернитесь лицом в центр круга. Сейчас вы расскажете потешку про налима, делая вдох перед каждым двустишьем..
Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, ими-

тирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями

порознь.)
Прилетали к ним три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки.
И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

(Народная потешка)

^ 8. Игра «Волшебные картинки». Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой моторики.

Логопед. Пройдите за столы. Возьмите карточки. Что вы видите?

Дети. Мы видим точки и цифры.

Логопед. Если вы правильно соедините цифры, то у вас получатся картинки. Возьмите простые карандаши и соедините точку над цифрой 1 с точкой над цифрой 2, точку под цифрой 2- с точкой под цифрой 3 и так далее по порядку.

Дети выполняют задание. 

Логопед. Что получилось? 

Дети. Это щука.

Логопед. Возьмите зеленые карандаши и заштрихуйте туловище щуки вертикальными прямыми линиями, а голову, хвост и плавники закрасьте желтыми карандашами. Можете подарить эти волшебные картинки мамам.
^ 9. Подведение итогов занятия.

Логопед выясняет, в какой сказке побывали дети, чем они занимались, что им понравилось. Оценивается работа на занятии каждого ребенка.

Логопед: - Дома вылепите из пластилина любую рыбку из нашей сказки для выставки и расскажите сказку маме и папе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....