Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Попова Марина Борисовна

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему:

«Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Тема: «Птицы вокруг нас»

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание

  • Развивать интонационную выразительность

  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза

  • Развивать фонематические представления

  • Развивать координацию речи с движением, ориентацию в пространстве

  • Развивать чувство ритма и рифмы

  • Совершенствовать грамматический строй речи, предложно - падежные конструкции

  • Развивать связную речь детей

  • Развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-образовательные задачи

  • Расширять и конкретизировать представлений детей по данной теме.

  • Обогащать словарь и активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развивать умение быть дружелюбными, корректными друг к другу

  • Воспитывать творческую активность и самостоятельность

  • Воспитывать любовь к народному творчеству

Технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные, социоигровые

1.Организационный момент.

Логопед: Сегодня, ребята, мы будем говорить о крылатых выражениях. Что же это такое? Крылатые выражения - это слова или фразы, у которых вырастают крылышки и они разлетаются туда, куда захотят. Могут летать по всему миру. Передаются из поколения к поколению. Существуют такие выражения или фразы с давних времен. Они многим знакомы, но понять их непросто. Мы тоже собираем свою копилку. Люди всегда наблюдали за поведением животных, птиц и сравнивали их поведение с человеком. Крылатые выражения – очень меткие слова.

Слайд №1.

2.В таблице «спрятано» слово. Расставьте буквы по цифрам, прочитайте слово.

Т

И

П

Ы

Ц

2

3

1

5

4

Логопед:

3.Правильно, говорить мы будем о птицах. Послушайте загадки, угадайте птицу, досказав словечко в рифму. Загадки-рифмушки.

Слайд №2.

Логопед:

4. Игра « Посмотри и назови». Птицы окружают нас везде. Помогите мне, назовите, где мы можем увидеть много разных птиц. Дети перечисляют: на улице, на деревьях, на проводах, на балконе, в парке, в пруду и т.д.

Слайд №3.

Логопед:

Давайте сосчитаем птиц, которых вы видите

5. Игра « Веселый счет» (1-2-5).

6. Сейчас послушайте выражения, в которых на людей перенесли черты птиц. Как понять такие высказывания? Детям предлагаются несколько крылатых выражений. Например: «Стреляный воробей», « Белая ворона», «Желторотые птенцы», « Старого воробья на мякине не проведешь», « Яйца курицу не учат» и т.д. Дети пробуют объяснить смысл каждого выражения.

Логопед:

7.Птицы издают различные звуки, распевают на разные голоса. Мы тоже споем свои звуковые «песенки» с помощью цветных фишек (дети выполняют звуковой анализ слов: утка, грачи, курица).

Динамическая пауза.

Логопед:

Птицы перелетают с дерева на дерево, порхают с ветки на ветку. Узнайте их, поменяв местами слоги.

8. Игра «Перевертыши» (ТЕЛ-ДЯ, ЧИ-ГРА, СИ-ЦА-НИ). Задание выполняется с помощью разрезанных карточек со слогами.

Логопед:

9. Игра « Запоминайка». Послушайте, ребята, короткое стихотворение, запомните его. А теперь попробуем повторить его, ускоряя темп: « На крыльце сидит синица, просит сальца и водицы».

Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что такое крылатое выражение? Какие крылатые выражения запомнили?


 


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему:

«Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе  возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас» 

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание
  • Развивать интонационную выразительность
  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать фонематические представления
  • Развивать координацию речи с движением, ориентацию в пространстве
  • Развивать чувство ритма и рифмы
  • Совершенствовать грамматический строй речи, предложно - падежные конструкции
  • Развивать связную речь детей
  • Развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-образовательные задачи

  • Расширять и конкретизировать представлений  детей по данной теме.
  • Обогащать словарь и активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развивать умение быть дружелюбными, корректными друг к другу
  • Воспитывать творческую активность и самостоятельность
  • Воспитывать любовь к народному творчеству

Технологии:  здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные, социоигровые

1.Организационный момент.  

Логопед:                                                                                                                                    Сегодня, ребята, мы будем говорить о крылатых выражениях. Что же это такое? Крылатые выражения - это слова или фразы, у которых вырастают крылышки и они разлетаются туда, куда захотят. Могут летать по всему миру. Передаются из поколения к поколению. Существуют такие выражения или фразы с давних времен. Они многим знакомы, но понять их непросто. Мы тоже собираем свою копилку. Люди всегда наблюдали за поведением животных, птиц и сравнивали их поведение с человеком. Крылатые выражения – очень меткие слова.

Слайд №1.

2.В таблице «спрятано» слово. Расставьте буквы по цифрам, прочитайте слово.

Т

И

П

Ы

Ц

2          3      1         5          4

Логопед:                                                                                                                                          3. Правильно, говорить мы будем о птицах. Послушайте загадки, угадайте птицу, досказав словечко в рифму. Загадки-рифмушки.

Слайд №2.

Логопед:                                                                                                                                                4. Игра « Посмотри и назови». Птицы окружают нас везде. Помогите мне, назовите, где мы можем увидеть много разных птиц.                                                                                                                                                  Дети перечисляют: на улице, на деревьях, на проводах, на балконе, в парке, в пруду и т.д.

Слайд №3.

Логопед:                                                                                                                                                        Давайте сосчитаем птиц, которых вы видите                                                                             5. Игра « Веселый счет» (1-2-5).                                                                                                          6. Сейчас послушайте выражения, в которых на людей перенесли черты птиц. Как понять такие высказывания? Детям предлагаются несколько крылатых выражений. Например: «Стреляный воробей», « Белая ворона», «Желторотые птенцы», « Старого воробья на мякине не проведешь», « Яйца курицу не учат»  и т.д.                                                                                                                     Дети пробуют объяснить смысл каждого выражения.

Логопед:                                                                                                                                                     7.Птицы издают различные звуки, распевают на разные голоса. Мы тоже споем свои звуковые «песенки» с помощью цветных фишек (дети выполняют звуковой анализ слов: утка, грачи, курица).

Динамическая пауза.

Логопед:                                                                                                                                     Птицы перелетают с дерева на дерево, порхают с ветки на ветку. Узнайте их, поменяв местами слоги.                                                                                                                                     8. Игра «Перевертыши» (ТЕЛ-ДЯ, ЧИ-ГРА, СИ-ЦА-НИ). Задание выполняется с помощью разрезанных карточек со слогами.

Логопед:                                                                                                                                                     9. Игра « Запоминайка». Послушайте, ребята, короткое стихотворение, запомните его. А теперь попробуем повторить его, ускоряя темп: « На крыльце сидит синица, просит сальца и водицы».

Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что такое крылатое выражение? Какие крылатые выражения запомнили?

                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»

ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»....

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена  на обогащени...