"Тренинг для родителей с элементами игры «Наша жизнь» (для детей с РАС)"
консультация по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

На сегодняшний день статистика нашей страны показывает, что происходит увеличение количества учащихся с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_s_elementami_igry.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей с элементами игры «Наша жизнь» (для детей с РАС)

Цель тренинга: информирование родителей и повышение их компетенции по вопросам развития коммуникативных навыков детей с РАС в домашних условиях.

Задачи тренинга:

– Информирование родителей о важности навыков коммуникации для детей с РАС;

– Формировать навыки и умения проведения игр дома с детьми с РАС;

– Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком.

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие и представление (упражнение «Это Я»)

Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться — назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Учитель-логопед называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Анна Сергеевна естественная, исполнительная». Родитель: «Меня зовут Наталья -,,,,,,,,,,,,,»,, и т. д.

Учитель-логопед: На нашей доске изображена дорога жизни, у вас на столах лежат картинки ребенок и его родители, данная картинка олицетворяет вас и вашего ребенка. Пожалуйста, прикрепите фигурки к тому месту на дороге, где вы сейчас себя ощущаете.

Учитель-логопед: давайте обсудим ваш выбор, почему именно на этом участке дороги вы ощущаете себя? Сообщение темы занятия Упражнение «Отпечаток» Учитель-логопед: Сейчас мы с вами окунемся в атмосферу отпуска и представим, что нам нужно лететь за границу. Чтобы получить визу, нам нужен отпечаток пальца. Возьмите краску, обмакните палец и поставьте отпечаток на вашу визу. А теперь посмотрите внимательно на отпечаток других участников, если хотите вы можете обменяться, чтобы лучше посмотреть. Найдите среди других отпечатков такой же, как ваш. Нашли? Родители отвечают, что не нашли.

Учитель-логопед: Почему, как вы думаете? Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и отпечатки получились разные.

 Это вывод о том, что все дети — разные: различны их способности, возможности и личностные качества. Основная часть. Упражнение «Общение в эмоциях» (карточки с эмоциями).

Учитель-логопед Отвечая на вопрос, выберете карточку с эмоциями, которая подходит для вашего ответа. — С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком? — С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? — Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами? Обсуждение: — Каких карточек с эмоциями оказалось у вас больше? — Совпадают ли карточки эмоций с первого и второго вопросов? — Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы? Сообщение темы занятия «Как правильно, а главное зачем играть с ребенком

Логопед: Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии. Мы, как люди, которые наглядно видят процесс игровой деятельности аутистического ребенка, можем говорить о том, что это немного иной процесс, нежели у нормотипичного ребенка. На практике, применяя различные методики игры, мы можем утверждать, о том, что хорошо работающий метод игры с одним аутистическим ребенком, не дает гарантию отличного результата у другого ребенка. Поэтому мы будем стараться говорить о тех подходах, которые больше всего подходят для работы с большинством аутистичных детей. Вы, как родители сами поймете на интуитивном уровне, какие из методов подойдут именно вашему ребенку.

К сожалению, аутистичные дети, в игровой деятельности начинают вести себя скованно и отстраненно, но по моим наблюдениям через определенное время, они начинают тянуться ко взрослому, который пытается с ним взаимодействовать. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес именно для вашего ребенка и мотивируйте его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам позволяет. Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно вводить установленные вами правила игры. Не бойтесь выходить за рамки своей фантазии, любой процесс осуществляйте в игровой форме, так внимание вашего ребенка будет фиксироваться и через время вы сможете достичь того, что он с удовольствием будет сидеть все необходимое время. В процессе игры старайтесь максимально задействовать все органы восприятия. Играйте, используя подручные средства, все то, что у вас есть дома, ведь для детей с аутизмом чаще интереснее бытовые предметы, чем обычные игрушки.

 Идей для игр очень много, важно, чтобы вы, как родители нашли это время. Помимо того, что через игру вы можете прививать навыки, вы укрепляете эмоциональную связь со своим ребенком. Я считаю, что это крайне важно, душевное состояние родителей. Аутистичные дети с легкостью считывают внутренний фон человека и на подсознательном уровне реагируют на него своим поведением. Да, у вас есть трудности, но это ваш малыш, это часть вас, и только вы можете ему помочь. Поэтому, я считаю важно провести игру по принятию своего ребенка. Игровое упражнение «Для меня важно…»

 Учитель-логопед начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребёнком — это …»; «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка есть недостатки, но …»  Резюме: общение с ребёнком — это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения — образ Я, самооценка. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший» Предлагается похвалить своего ребёнка. Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть. Принцип безусловного принятия: Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать поступки ребёнка, его поведение, но не его чувства. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.

Логопед: а теперь я хочу вам рассказать пару игр, которые вы можете проводить дома со своим ребенком. Сейчас вместе мы с вами в них и поиграем. Игры с крупой. Для развития мелкой моторики. Возьмите большую кастрюлю и насыпьте туда любой крупы. Положите мелкие детали и попросите ребенка их достать оттуда. Такая игры интересна детям любого возраста. Игра для развития слухового восприятия. Возьмите одинаковые баночки в четном количестве. Насыпьте туда разный материал, который издает шум. Уберите одну часть баночек в мешок, а вторую часть оставьте перед ребенком. Попросите его найти одинаковые баночки по шуму.

Учитель-логопед: Вы получили новые знания, давайте теперь перенесем свои фигуры на дороге. У кого-то из вас изменилось местоположение и ощущение себя на дороге? Почему? Давайте обсудим это. Заключительная часть Завершение занятия (ритуал прощания)

Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей: «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье»

Повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ре...

Тренинг для родителей с элементами арт-терапии в рамках родительского клуба «Рисуем на песке».

Цель: ознакомление родителей с техниками рисования на песке и игр с песком. Задачи:  познакомить родителей с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях,...

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни современных детей»

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни современных детей»

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...

Тренинг с родителями "Мы за здоровый образ жизни"

Спортивный тренинг с родителями детей старшей группы...