Формирование квазипространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Формирование квазипространственных представлений

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

          Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека.   Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form-e_kvaziprostranstvennyh_predstavleniy.docx702.15 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МАДОУ детский сад №18 «Росинка»

 г.Бор Нижегородской обл.

Громова Г.В.

Формирование квазипространственных представлений

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

          Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека.   Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

     Результаты логопедического обследования речи 5-летних детей в начале обучения показывают довольно низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. У большинства  возникают трудности:

- в определении сторон пространства (особенно правой и левой);

- непонимание отношений между предметами, их неустойчивость;

- детям сложно понять предложные конструкции:  

Покажи, где карандаш за мишкой; где перед мишкой; под мишкой.

- установить причинно-следственные связи: разложить серию картинок в логической последовательности;

- логико-грамматические отношения:

 Ваню ударил Денис. Кто драчун? Аня нарисована Верой. Кто художник?

- практически недоступен переносный смысл фразеологизмов и пословиц.

     Кроме того, исследуя катамнез (сведения об успеваемости  наших выпускников в начальной школе), с сожалением приходится констатировать, что часть детей

- с трудом понимают условия задачи, пересказывают тексты;

- зеркально пишут буквы и цифры;

- испытывают сложности при копировании, списывании материала с доски, учебника и др.

Одной из причин возникновения подобных трудностей является недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

     Объективно существует 3 вида (уровня) пространственных представлений.

                                     1. Соматогнозис – схема тела.

                                     2. Внешнее  пространство

(ориентировка в окружающем пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами и ориентировка на плоскости)

                                     3.Квазипространство. Это пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов. 

Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер,  осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-грамматические конструкции, сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами и флексиями.  

 Это умение использовать в речи правильно  все предлоги и сложные грамматические конструкции.

 Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

    При постановке цели коррекционно-педагогической работы определились задачи:

- учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

 - формировать навыки самостоятельного использования в устной речи слов и  конструкций, выражающих пространственные и временные отношения.

    Для реализации поставленных задач крайне важно комплексное психолого-педагогическое воздействие  всех педагогов, а также  интеграция различных видов детской деятельности:
- на логопедических занятиях упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);
- вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты:. умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
- в других видах образовательной деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);
- в совместной с родителями деятельности.

                           Основные направления работы:

  1. Формирование у детей  пространственных представлений.
  2. Развитие лексико-грамматических структур языка.
  3. Понимание и употребление логико-грамматических конструкций.

       Формирование пространственных представлений

начинаем с освоения телесного пространства. Пятилетних дошкольников с ОНР  знакомим с названием и расположением частей тела, дифференцируем представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах, правых и левых его частях.
Для этого использую
- нейроигры «Ухо-нос», «Оладушки», «Лягушки»

- интерактивные игры («Комариная школа», «Железный дровосек» - портал «Мерсибо»),  а также элементы телесно-ориентированных технологий:

- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

 - глазодвигательная гимнастика. Напрмер:

                   Глазки влево, глазки вправо,

                   Вверх и вниз, и все сначала!

-физкультурные минутки. К примеру:

                         По плечам себя похлопай,

                        По бокам себя пошлепай,

                        Можем хлопнуть за спиной,

                        А теперь - перед собой.

                        Вправо можем, влево можем,

                        И крест-накрест руки сложим.

Существует большой арсенал рифмованных физминуток с упоминанием частей и сторон тела.

                             Освоение внешнего пространства -                                                   это освоение пространственных отношений между предметами. В работу включаются упражнения на определение направлений в пространстве: «влево»«вправо»«вперед»«назад»«близко»«далеко».

   Оживленно, с яркими эмоциями походит игра «Солнечный зайчик», где дети называют местонахождение светового блика.

 «Слева-справа» - дидактическое пособие на дифференциацию звуков С-Ш

(слева - шапка, справа – шарф и др.)

C:\Users\user1\Desktop\ВСЕ ФОТО\ТЕЛЕФОН\20220203_101659.jpg

С удовольствием  дети находят лишний предмет на картинке или экране. Например: «Какая рыбка лишняя?» Детям предлагаю найти рыбку, отличающуюся от остальных. Одна их пяти рыбок плывет вправо, остальные – влево.

Живой интерес у детей вызывают действия с умной пчёлкой Би-бот: нахождение нужной картинки, определение направления и программирование её движений. «К кому пчелка направится в гости?»

           Ориентировка на плоскости
Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе.
Здесь вводятся понятия: в середине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы.  Трудности формирования пространственных понятий можно облегчить с помощью игровых заданий.

    Графические диктанты, обожаемые детьми, проводим сначала на игровизоре, а потом на листе бумаги. Игровизор Воскобовича- это удобный игровой графический тренажер. Для лучшего запоминания углы поля обозначены картинками: ЛеВ – левый верхний, ПаВлин – правый верхний, ЛаНь – левый нижний, ПоНи – правый нижний. На нем не страшно ошибаться, поскольку изображение легко стирается с пластиковой поверхности.

   Многочисленные «ходилки» также способствуют развитию пространственной ориентировки на листе. Логопедом задаётся направление движения: 2 клетки вниз, 3 клетки вправо и т.д. Нужно назвать картинку или выполнить задание в клеточке.

             Развитие лексико-грамматических структур языка

 Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов и предложно-падежных конструкций. Это длительный, многоступенчатый процесс: от понимания значения простых предлогов (в, на под) до усвоения и использования в речи детьми сложных предлогов (из-под, из-за, между, через и др.)  Я лишь немного проиллюстрирую этот этап важный работы.

На Коврографе «Ларчик» предлагаю следующие задания:

- Найди квадрат, который находится справа от серого; между синим и красным.  

- Расположи птиц так, чтобы голубь был под деревом, снегирь на дереве, а синица над деревом. И т.п.

    Настольные игры «Солнышко» (составить предложения с предлогами-лучиками); «Ромашка» (различение предлогов В – На), «Маленькие слова», «Четвертый лишний» и другие позволяют в увлекательной форме упражнять дошкольников в различении и употреблении предлогов.

 В комплекте планшета «Логико-малыш» тоже есть ряд заданий на употребление предлогов. Например, задание: расскажи и покажи, мальчику добраться до дома.

   Ему нужно пролезть через отверстие в стене, перейти по мосту, проплыть на лодке, взобраться на гору, спуститься с горы, пройти по дорожке.

     Активно использую интерактивные игры с предлогами. Портал «Мерсибо» предлагает достаточно большой выбор таких игровых заданий («Рюкзак туриста», «Шагом марш!», «Кто за кем?» и др.)

Кроме прочего предлагаю много анимированных заданий для экрана. К примеру:

«Какая картинка лишняя?» (на трех картинках кукла на столе, на одной – под столом)

«Баба Яга и избушка» (подлетела к избушке – отлетела от избушки; залетела за избушку – вылетела из-за избушки; залетела под – вылетела из-под и т.д.)

   Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

 Прежде всего – это пополнение словаря антонимов по каждой лексической теме.

 Далее  прошу детей  ответить  на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше: год или неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?». Покажи на рисунке, кто старше? Кто моложе?

Задание: «Концовки»     Если жираф выше тигра, значит, тигр …(ниже жирафа)                      Если дорога шире тропинки, значит, тропинка…(уже дороги). И Т.п.

   Затем предлагаю детям более сложные задания на сравнение не двух, а трех объектов: груша тяжелее яблока, но легче банана. Что самое лёгкое? Самое тяжелое? Стараюсь максимально визуализировать ситуацию.

        Понимание и употребление логико-грамматических конструкций

 что сути и является квазипространственными представлениями.

    Логико-грамматические конструкции — речевое выражение пространственных отношений. Овладение ими непосредственно зависит

 - от сформированности пространственных представлений;

 - от достаточного уровня развития  лексико-грамматического строя речи;

- и умения отвлеченно мыслить.

    Для развития этого сложнейшего механизма, в котором тесно переплетаются элементы познавательной и речевой деятельности, требуются специальные упражнения.

           «Покажи»                                                        «Положи»

 - ручку  карандашом                                  - ручку слева от пуговицы

 - карандаш ручкой                                      -  ложку справа от вилки

 - левым мизинцем правое ухо

 - правым мизинцем нос

                                                  «Покажи на рисунках»

         - где внучка бабушки                                            - где мама дочки                                                          

         -  где бабушка внучки                                           - где дочка мамы

                                                 - где хозяин собаки

                                                 - где собака хозяина

                                                 «Как правильно?»

                    - Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку?

                  - Заяц спрятался за куст или куст спрятался за  зайца?

                  - Бабочка ловит девочку или девочка ловит бабочку?

                                          «Ответь на вопросы»

    Особую сложность представляет для детей понимание инвертированных конструкций, в которых порядок слов противоположен порядку действия) 

      - Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

      -  Света старше Вики. Кто моложе?

      - Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?

      - Мальчик бежит за собакой. Кто впереди?

      - Колю ударил  Егор. Кому больно?

      - Вова ждёт Катю. Кто опоздал?

      - Мама зовёт дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?

                             «Определи, что было раньше» 

    - Мы пошли гулять перед ужином.

       Что мы сделали сначала, что потом?

    - Папа убрал снег после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

       

                             «Трик-трак, это не так!»

      - Светит солнце, потому что на улице тепло.

      - Зима пришла, потому что река замёрзла.

      - Я взяла зонт, потому что пошёл дождь.

                           «Путаница» - ошибки художника.

    Специальных занятий, посвященных данной теме, не поводится. Отдельные упражнения включаются во все виды коррекционно-педагогического процесса. А для занятий по лексическим темам подобрана картотека логико-грамматических заданий.

     В процесс работы по автоматизации и дифференциации звуков органично вписываются такие задания, как «Рассыпанные предложения» в картинках и без зрительной опоры.

    Закрепляя произношение шипящих звуков, предлагаю ребенку не просто повторить фразу, а выбрать правильный вариант:                                                     «Кошка под шкафом» или «Шкаф под кошкой»?                                                  «Мошка ловит кошку» или «Кошка ловит мошку»?                                               «Плюшка ела бабушку» или «Бабушка ела плюшку»?  И т.п.

    Активно использую Дидактическое пособие автора Елены Круогла «Читаю-понимаю» на автоматизацию звука Ш.

Прочитай. Выполни задание.

Паша, Маша и Миша строили башни.

Мишина башня ВЫШЕ Машиной башни.

А Пашина башня ВЫШЕ Мишиной башни.

Какая башня у Маши?

   Логико-грамматические упражнения, включаемые в различные тематические занятия:C:\Users\user1\Desktop\ВСЕ ФОТО\Безымянный.png

          «Транспорт

Миша не плыл и не ехал.

Коля не ехал и не летел.

Максим не летел и не плыл.

Кто на чем передвигался? 

                                                             

                                             

                                                                                                                                                 

C:\Users\user1\Desktop\ВСЕ ФОТО\насекомые.png

             

                        «Насекомые» 

       Божья коровка села не на цветок

       и не на листок.

      Кузнечик – не на гриб и не на цветок.

      Куда села бабочка?        

                 

                  «Новый год»
 Компот украшал ёлку не шишками и не сосульками.    

Карамелька – не шишками и не шариками.
Чем украшал ёлку Коржик?

C:\Users\user1\Desktop\ВСЕ ФОТО\нов год.png

                                                   «Зимующие птицы»
                                    Голубь больше галки, но меньше вороны.
                                   Кто больше всех? Кто меньше всех?

На рябине много птиц. Снегири сидят выше,

чем поползни, но ниже свиристелей.

Кто выше всех? Кто ниже всех?

«Дикие животные»

Лиса бежит за зайцем, а волк за лисой.

Кто бежит первым? Кто последним?

     Специально подобранные игры, задания и упражнения,  используемые в разных видах речевой деятельности, способствуют лучшему усвоению детьми с ОНР временных и пространственных представлений, пониманию сложных логико-грамматических конструкций, а значит, успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

                                                                                                           2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...

Методы работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие словаря прилагательных это длительный процесс, опирающийся на постепенном расширении и углублении знаний детей о признаках предметного мира.Поскольку актуализация и расширение словаря признак...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...