Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
картотека по логопедии (старшая группа)

Семенова Елена Семеновна

В данном материале содержатся Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. При этом следует различать физиологоическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.

Физиологическое

(жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в тёплое время года – в прогулки.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.

  1. Вдох и выдох через нос.

Вдох - глубокий, выдох – длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона.

                    Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.

                    Вдох толчками – выдох обычный.

                    Вдох обычный – выдох толчками.

                    Вдох толчками – выдох толчками.

                    Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

  1. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

Варианты те же.

  1. Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты те же.

  1. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно мы тренируем и то и другое.

  1. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребёнок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

без участия речи.

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

  1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

  1. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, апельсин, огурец, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  2. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не «гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу), макет дома с «включённым светом в окнах» (дети дуют – свет гаснет).

  1. «Костёр». Логопед кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  2. «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?».

Каждому ребёнку дать чистый пузырёк (колпачок от фломастера, шприца и т.п.), чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька.

Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

  1. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую-вторую доли – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
  2. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  3. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.д.
  4. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.
  5. «Флажок». Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
  6. «Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола.  Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё.  Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
  7. «Покатай карандаш». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).
  8. «Трубочка». Детям предлагается подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги или мелкие предметы.
  9. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку.  Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
  10. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?
  11. «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, пёрышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается подуть на них.  Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.
  12. «Бабочки». Дети дуют на бабочек, вырезанных из тонкой бумаги и прикреплённых тонкими нитками к «зелёной полянке».
  13. «Кто там?». Дети дуют на «занавеску» из тонкой бумаги, прикреплённую к стойке, чтобы узнать, кто за ней спрятался.
  14. «Футбол». Дети задувают мячи – шарики из ваты (фольги) -  в футбольные ворота.
  15. «Загони машину в гараж». Через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гаражи.
  16. «Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.  Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.
  17. «Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика.  Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.
  18. «Надуй игрушку». Детям предлагается надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
  19.  «Духовые инструменты». Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их называют духовыми (дудочка, свирель, труба, духовая гармошка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.
  20. «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?
  21. «Губная гармошка». Пронзительный звук издаёт гармошка, сделанная из расчёски, если дуть на неё через тонкую полоску бумаги.

Начинать следует с лёгких упражнений.  Необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка и могут вызвать головокружение. Поэтому после каждого упражнения необходим отдых.

После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале гласных звуков.

Цель.  Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных звуков

 сначала шёпотом, затем громко.

  1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э.
  2. Произношение двух гласных на одном выдохе: а – э,   о – у,   и – ы,   э – и.
  3. Произношение трёх гласных:

а – э – о,    о – у – и,     о – у – а,    о – э – ы,    а – у – о.

  1. Произношение четырёх гласных:    а – э – о – у,    а – о – у – э,  

о – у – а – и,    а – о – у – э.

  1. Произношение гласного ряда на одном выдохе шёпотом, голосом.
  2. Произношение гласного ряда на одном выдохе шёпотом, голосом

 со сменой темпа.

  1. Произношение гласных в звукоподражаниях

музыкальным инструментам – труба гудит:  у-у-у-у-у;

предметам – кукла Ляля плачет:  уа-уа-уа;    пароход гудит:  у-у-у-у;

животным – медведь ревёт:  а-а-а-а;    голодный волк воет:  у-у-у-у;

явлениям природы – ветер (вьюга) воет:  у-у-у-у;

людям – девочка плачет:  а-а-а-а.

  1. «Эхо». Детей распределяют на две группы.

Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, у, о)

или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

  1. «Вьюга». Перед детьми – сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки:

        Горизонтальное движение – дети говорят тихо,

        Руки вверх – усиление голоса,

        Руки вниз – уменьшение силы голоса.

  1. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес.  Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: « О-о-о!».

 Как говорит Петя?  (Дети длительно повторяют). 

Петя шёл по лесу и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!».

Давайте поможем Пете. (Дети повторяют). 

Ребята услышали Петю и прибежали к нему.  Много грибов набрали ребята.  А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют).

  1. «Ауканье». Логопед делит детей на две группы.

Они складывают руки рупором и произносят слово «ау».  

Первая группа произносит ау тихо, а вторая – громко, протяжно.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале согласных звуков.

Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко.

Логопед должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).

  1. Произношение глухих согласных на одном выдохе:   ф, с, ш, х.
  2. Произношение двух согласных на одном выдохе:   ф-с,  с-ш,  ш-с,  х-ф и др.
  3. Произношение трёх согласных на одном выдохе:   ф-с-ш и др.
  4. Произношение четырёх согласных на одном выдохе:   ф-с-ш-х и др.
  5. Произношение согласных в звукоподражаниях

предметам – зазвонил телефон:   з-з-з-з;

                         ревёт трактор:   р-р-р-р;

                         качает насос (паровоз выпускает пар):   ш-ш-ш-ш;

                         сдувается шарик (из крана течёт вода):   с-с-с-с;

животным – мышонок шуршит (змея шипит):   ш-ш-ш-ш;

                        тигр (злая собака) рычит:   р-р-р-р;

                        комар (оса) летит:   з-з-з-з;

                        жук жужжит:   ж-ж-ж-ж;

явлениям природы – лес шумит:   ш-ш-ш-ш;

                                   воет вьюга (ветер):   в-в-в-в;

людям – «не шумите»:   тс-с-с-с.

  1. «Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить:   пф-ф-ф-ф.

 Повторить 4-5 раз.

  1. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди.

 Втягивая живот – вдох, выпячивая – выдох.

 Выдыхая, громко произносить:   ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).

  1. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох. Выдыхая, произносить:   ф-ф-ф-ф (3-4 раза).
  2. «Ёжик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади.

Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке

  ф-ф-ф-ф. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

  1. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены.

 Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад

 (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке   ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох (5-6 раз).

  1. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз.

 Разведение рук в стороны – вдох.

Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш (5-6 раз).

  1. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с (руки скользят вдль туловища) (6-8 раз).

  1. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке с-с-с-с (3-4 раза).
  2. «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч.

 Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

 Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: р-р-р-р (5-6 раз).

  1. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни.

 Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут.

 На выдохе произносить: м-м-м-м (5 раз).

  1. «Дует ветер». Дети водят хоровод.  Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце.  Дует тихий ветерок:   в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо:   в-в-в-в). Вечером дети идут домой. Подошли к дому.

 И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В (произносится громко).

Как дует сильный ветер?» (Дети громко повторяют).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале слогов.

Цель. Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук.  Используется приём наращивания слогов, т.е. сначала даётся один слог, потом два, три и т.д.

  1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными:

 па,   па-па,   па-па-па,   па-па-па-па;

пап,   пап-пап,   пап-пап-пап,   пап-пап-пап-пап;   (апа и т.п.).

  1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:

та-па,   ти-пи,    то-по;      та-па-ва,  ти-пи-ви;       та-па-ва-ка,    и т.п.

  1. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными:

па-пу,    па-па-пу-пу,    па-па-па-пу-пу-пу;     па-по,   и т.п.

  1. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными:

Па-па-та,    па-па-то,    па-па-ту,   па-па-бу;    па-то-ту-пи;    па-по-ту-ти;   и т.п.

  1. Произнесение слогов в звукоподражаниях

музыкальным инструментам – барабан: там-там-там,

                        колокольчик: динь-динь-динь,   дудочка: ду-ду-ду.

предметам – стучит молоток: тук-тук-тук;   сигналит машина:  би-би-би;

                        идут часы: тик-так, тик-так,    косит коса: вжик-вжик-вжик,

                        фотографирует фотоаппарат: чик-чик-чик.                                                    

животным – кошка: мяу-мяу,   курица: ко-ко-ко,    гусь: га-га-га.

явлениям природы – капает водичка: кап-кап-кап,

                                   булькает водичка: буль-буль-буль,

людям: укусила оса: ой-ой-ой.

  1. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

 Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить:  тик-так.

  1. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая, произносить:   ку-ка-ре-ку.
  2. «Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками      и приговаривая:   чух-чух-чух.
  3. «Охотники». Стоя, палка (ружьё) в руках.  Ходьба, высоко поднимая колени.  На 1-2 – вдох, на 6-8 – выдох с произнесением слова    тиш-ш-ш-ше.
  4. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох

с произнесением слова   ух-х-х-х.

  1. «Лови мяч». Стоя, руки с мячом подняты вверх.  Бросить мяч от груди вперёд. Произносить, выдыхая,  длительное    ух-х-х-х  (5-6 раз).
  2. «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох.

Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

Выдыхая, произносить:    ух-х-х-х   (4-5 раз).

  1. «Маятник». Стоя, ноги на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны.

При наклоне – выдох, произносить:   ту-у-у-ух  (3-4 наклона в каждую сторону).

  1. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут.

 Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить:   гу-у-у-у.

  1. «В зоопарке». Логопед предлагает вспомнить, кого дети видели в зоопарке. Показывая картинки с изображением зверей и птиц, просит назвать их и сказать, как они кричат (Тигр рычит: р-р-р-р,   ворона каркает: кар-р-р – кар-р-р,

 ёжик фыркает: фр-р, фр-р,   сорока трещит: тр-тр-тр  и т.д.).

  1. «Лесенка». Перед детьми на доске – картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
  2. «Корова и телята». Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу».

 Они распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе:

 «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?».

 Дети первой группы произносят низким голосом:   му-му-му.

Логопед обращается к детям второй группы: «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?». Дети отвечают высоким голосом:   му-му-му. 

Затем группы меняются ролями. Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

  1. «Кто это?». Ребёнок подражает крику и движениям животного, изображённого на картинке. Остальные дети должны угадать, какое это животное.

  1. «К нам приехал паровоз». Логопед.  К нам приехал паровоз.

                                                Дети.        С чем?

                                                Логопед.  С коровами.

                                                                 ( с гусями, собаками, утками,…)

                                                Дети.        Му-му-му.

                В зависимости от названного животного или предмета дети выполняют    

        звукоподражания.

Дыхательно-голосовые упражнения

 на материале слов.

Цель. Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идёт на одном выдохе.

Удлинённый выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

  1. Произнесение ряда слов на одном выдохе:   папа, папа, пока;

 папа, пока, кипа;    папа, пока, кипа, пика и т.д.

  1. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник;

понедельник, вторник;    

понедельник, вторник, среда и т.д.

  1. Перечисление названий месяцев.
  2. Перечисление времён года.
  3. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, проговаривая: «1-й этаж, и 2-й этаж, и 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?
  4. «Позовём животных». По картинкам, которые предлагает логопед, дети подзывают животных, произнося междометия или их клички.

 Например, кошку: кис-кис-кис;    корову Майку: Майка, Майка, Майка;

 щенка: Шарик, Шарик, Шарик и т.д.    Подзывают животных ласково, доброжелательно, призывно, многократно повторяя слова.

  1. «Кто за кем или за чем следует?». Дети называют предметы (или игрушки), перечисляя их на одном выдохе.

 Вариант игры. Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе.

  1. Упражнение на счёт. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую – на рёбра (для контроля).

 Глубокий вдох на счёт 1-2 (про себя), задержка дыхания на счёт 1 (про себя), плавный выдох на счёт 1-10 (вслух).

Затем добирать воздух и продолжать счёт до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха.)

Дыхательно-голосовые упражнения

на материале предложений, фраз.

Цель. Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук.

Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.
  • Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребёнок повторяет фразу, добавляя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
  • Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребёнок повторяет фразу, дополняя её названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет ещё одну игрушку.
  • Ребёнок повторяет фразу, дополняя её ещё одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.
  • «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов.

Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

  1. Ответы на вопросы.  (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)
  • Какой сегодня день недели? (Сегодня…)
  • Какой завтра день недели? (Завтра…)
  • Какой день недели был вчера? (Вчера…)
  • Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник,…)
  • Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы – декабрь.)
  • Какой второй месяц зимы? (Второй…)
  • Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь,…)

(Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.)  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"

игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох , способствуют активации мышй губ.....

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"

Буклет "Игры и упражнения для развития речевого дыхания"...

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....