«Артикуляционные перчатки для биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии

Зайцева Любовь Викторовна

«Артикуляционные перчатки для биоэнергопластики

в работе  учителя-логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bioenergoplastika.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Артикуляционные перчатки для биоэнергопластики

в работе  учителя-логопеда»

Зайцева Л.В. учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 211», г. Ярославль

«Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!»

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важное условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем правильнее у ребёнка речь и богаче словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, раскрепощённее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в настоящее время количество детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи растет. Одной из главных задач в коррекционной работе учителя-логопеда является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.  [1]

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: ― Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Учёные И.П. Павлов, А.А. Леонтьеви А.Р. Лурия доказали, что уровень развития речи во многом зависит от степени сформированности взаимосвязи общей и речевой моторики. [2]

По сведениям О.И. Лазаренко и А.В. Ястребовой: Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они раскрепощены, пластичны и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает мелкую моторику и координацию движений. [7]

Органы речевого аппарата принимают конкретное  положение  или артикуляционный уклад, при произнесении определенного звука, неправильное положение органов артикуляции  приводит к нарушению звукопроизношения.  Для формирования правильных артикуляционных укладов, необходима артикуляционная гимнастика, которая состоит  из комплекса упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.  Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, быстро надоедают детям и снижают интерес детей к этому процессу, что  в свою очередь  приводит к уменьшению эффективности выполнения данных упражнений. Поэтому в  своей коррекционной   работе  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  я использую артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био —человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Другими словами «биоэнергопластика» – это соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Применение данной технологии активизирует мышление и внимание, развивает чувство ритма и пальцевую моторику, учит детей ориентироваться в пространстве. [3]

Основным принципом биоэнергопластикиявляется  сопряжённая работа артикуляционного аппарата с кистями и пальцами рук, где движения рук копируют движения речевого аппарата.

Главными задачами биоэнергопластики  являются:

1.  Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

2.  Развивать точность движения  и силу органов артикуляции;

3.  Развивать координацию пальцев рук и мелкую моторику;

4.  Развивать память, внимание;

5. Развивать  межполушарную взаимосвязь;

6.  Учить детей  выполнять артикуляционное движение органов совместно с движением  пальцев  рук.

При регулярном использовании элементов биоэнергопластики синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшается уровень развития высших психических функций, улучшается общая и мелкая моторика, коррекция звукопроизношения и развития фонематического слуха проходит наиболее эффективно.

Использование игровых упражнений, с перчатками в виде любимого героя, способствует положительному эмоциональному состоянию детей, позволяет поддерживать интерес к артикуляционной гимнастике, тем самым,  увеличивая эффективность артикуляционных упражнений.

Для изготовления данного логопедического пособия необходимо взять пару перчаток и различную фурнитуру (бисер, глаза, помпоны, нитки, бантики и т.д.) украсить их таким образом, чтобы получилась кукла-перчатка.

На начальном  этапе работы дети тренируются в правильном выполнении упражнения перед зеркалом, затем у детей к артикуляции подключаются движения ведущей руки, через несколько занятий подключается вторая рука. После того, как дети освоили все упражнения, можно добавлять веселые стихи, сопровождающие упражнения.

При выполнении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики дети сидят на стульчиках напротив учителя-логопеда. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Например, артикуляционное упражнение «Бегемотик» -  дети открывают и закрываю рот, одновременно с этим, упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук; артикуляционное упражнение «Чашечка» - дети улыбаются, открывают рот и устанавливают язык наверху в форме чашечки, при этом  кисти рук согнуты и принимают положение чашечки.

Применение данной технологии оказывает влияние  на положительную динамику в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы

1. Биоэнергопластика для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/01/24/bioenergoplastika-dlya-detey ( начало)

2. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008. ( ученые)

3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011. ( понятие)

4. Крупенчук О. И. "Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика", издательство «Литера», 2020 г.

5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная   гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М.: Сфера, 2001.

7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: - метод. пособие для воспит. дошк. образоват. Учреждений. – М.: Гуман. Изд. центр Владос, 2015   ( по мнению )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Перспективное планирование Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Важным условием для начала успешного  школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биолог...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой...

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет для родителей и воспитателей: "Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой для свистящих звуков "

В коррекционной работе с детьми учителя-логопеды все чаще используют здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важны...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...