Развития речевого дыхания в домашних условиях
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кривцова Ирина Николаевна

Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_r.r.dyhaniya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей на тему:

«Развития речевого дыхания в домашних условиях»

 

Некоторые родители, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать ребенок и так умеет прекрасно». Но в таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. 

Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.  

Важно понимать, что правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. 

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. 

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.  

Запомните параметры правильного ротового выдоха: 

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; 

- выдох происходит плавно, а не толчками; 

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; 

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); 

- выдыхать следует, пока не закончится воздух; 

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. 

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. 

Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией, речи, или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь? Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.  

Ниже предложены некоторые игры для тренировки речевого дыхания, отработанные логопедами в процессе многолетней практики. Целью данных упражнений является развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. 

 

 

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха 

 

Лети, бабочка! 

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. 

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.  

Покажите ребенку бабочек и предложите поиграть с ними. 

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. 

Педагог дует на бабочек. 

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? 

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. 

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 

 

Ветерок 

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).  

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". 

Ребенку предлагается поиграть с метёлочкой. Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку. 

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! 

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно. 

 

Листопад 

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.  

Ход игры: взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. 

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! 

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. 

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова. 

 

Снег идёт! 

Оборудование: кусочки ваты. 

Ход игры: взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. 

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! 

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова. 

 

Одуванчик 

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики. 

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики. 

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки. 

Также можно организовать игру "Дед или баба?": 

- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед! 

 

Вертушка 

Оборудование: игрушка-вертушка. 

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.  

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: 

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. 

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. 

 

Песня ветра 

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".  

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.  

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. 

 

Летите, птички! 

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). 

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Взрослый предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). 

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка! 

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались. 

 

Катись, карандаш! 

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.  

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. 

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше. 

 

Весёлые шарики 

Оборудование: легкий пластмассовый шарик. 

Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. 

- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! 

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола. 

 

Воздушный шарик 

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.  

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. 

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. 

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! 

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.  

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки). 

 

Плыви, кораблик! 

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. 

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. 

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! 

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. 

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели. 

 

Уточки 

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде. 

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. 

- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. 

Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется. 

- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! 

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей. 

 

Буря в стакане 

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра. 

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. 

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! 

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. 

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. 

Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. 

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова. 

 

Расти, пена! 

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. 

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. 

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть. 

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях"

Предложенная Вашему вниманию консультация раскрывает особенности физиологического и речевого дыхания. Игры для речевого дыхания  - эти упражнения просто необходимы детям, дово...

"Упражнения по развитию речевого дыхания в домашних условиях"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхан...

Консультация для родителей "Занимательные упражнения для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях."

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? ...

Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях

Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях...

Консультация для родителей:" Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"

Консультация для родителей: " Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"...