Хлопаем в ладоши и развиваемся
статья по логопедии (младшая, средняя группа)

Разина Татьяна Викторовна

Данный материал предназначен для учителей - логопедов для отработки темпа и ритма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlopki_v_ladoshi_ispolzovalis_eshche_v_drevnosti.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Хлопки в ладоши использовались еще в древности. Ученые выяснили, что хлопать в ладоши очень полезно - для детского развития. Польза хлопков в ладоши в улучшении взаимодействия между правым и левым полушарием, в результате улучшается концентрация внимания, совершенствуется мыслительный процесс, укрепляется память. Игра «Ладушки» - самый первый стишок почти каждого малыша. Под его несложный ритм удобно хлопать в ладоши. Сядьте напротив ребенка и предложите ему один раз хлопнуть в ладоши, а потом хлопнуть двумя своими ладошками по двум вашим, затем - снова самостоятельный хлопок, затем – «общий». Игру можно постепенно усложнять: при «общем» хлопке скрещивать руки, или хлопать правой или левой рукой по очереди, другой вариант - хлопать левой рукой по правой ладони партнера и наоборот.   Игра «Хлоп, кулачок» Предложите ребенку соревнование - кто первым собьется и сделает «неправильный» хлопок. Правильная же последовательность такова: ладони смотрят друг на друга, хлопок, затем удар левого кулака о правую ладонь, хлопок, удар правого кулака о левую ладонь. Усложнять игру можно, постепенно прибавляя темп. Польза: развитие психомоторной координации, в результате приобретается произвольность, выразительность и точность движений, улучшается реакция, тренируется чувство ритма. 

 Игра «Медленно – быстро» Расскажите ребенку о том, что хлопать можно по-разному, и предложите попробовать - хлопайте медленно или быстро, резко или плавно, громко или тихо, с нарастающей или убывающей силой. Игру можно усложнить: давая задание, «путайте» ребенка, показывая неправильный пример.   Игра «Ладошки и кулачки» Проговаривайте стихотворение, одновременно совершая указанные действия. Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка:

Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют:

Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.

 Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются:

 Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются:

Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали:

Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.

 А ладошки — баловницы

Тоже не отстали:

 Хлоп — хлоп — хлоп — хлоп. (Е. А. Алябьева)

   Игра «Прохлопай ритм» Нарисуйте на бумаге условную схему - точка будет обозначать хлопок, а пробел или черточка - паузу (тишину), причем разной продолжительности. Предложите ребенку прохлопать разные ритмы и схемы. Игру можно усложнить: попросите ребенка воспроизвести ритм по памяти или прохлопывайте ритм знакомых детских песенок (под их звучание или по памяти).

Игра «По слогам» Предложите ребенку хлопать на каждый слог произносимого слова: стол - 1 хлопок, да-ча – 2 хлопка, ма-га-зин - 3 хлопка и т.д. 

 Игра «Повтори действия» Поочередно хлопайте себя по плечам, коленкам, ушам, спине. Задача ребенка - как можно скорее повторить ваше движение. Постепенно увеличивайте темп, а когда малыш собьется - поменяйтесь с ним ролями.

Игру можно усложнить, если позвать новых участников. Польза: тренировка произвольного внимания, в результате ребенок оттачивает слуховую внимательность, учится быстро переключать внимание, концентрировать его. 

 Игра «Забег» Предупредите ребенка, что делать все нужно быстро. Хлопок станет сигналом, что пора начать делать что-то новое. Можно бегать, прыгать, стоять, менять направление движения, приседать, танцевать. Желательно играть под ритмичную музыку. 

 Игра «Зоопарк» Договоритесь с малышом об условных сигналах: один хлопок – «цапля» (нужно встать на одну ногу), два хлопка – «рак» (нужно пятиться назад), три хлопка – «лягушка» (нужно прыгать на двух ногах), четыре хлопка – «бабочка» (нужно порхать, изображать руками движение крыльев), пять хлопков – «пингвин» (нужно неуклюже переваливаться). Чередуйте задания и соревнуйтесь, кто дольше продержится. «Животных» можно время от времени заменять на новых, чтобы у ребенка не угасал интерес. Польза: улучшение навыков ориентации в пространстве. 

  Игра «Сверху – снизу» Сначала прохлопайте вместе с ребенком перед собой, сзади, справа, слева, над головой, под коленками, у стула, в шкафу, возле зеркала и т.д. А затем произносите команду, а малыш должен правильно хлопать. Постепенно увеличивайте темп. Польза: развитие слухового восприятия. 

  Игра «Не пропусти» Ведущий объявляет тему (фрукты, овощи, транспорт, одежда и т.д.), а затем называет 10 слов. Когда звучит слово «по теме» (например, тема - фрукты, а звучит «яблоко»), ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Игру можно усложнить, позвав дополнительных игроков или заменив тему на более сложную (что синего цвета, кто умеет летать и т.д.) Польза: тренировка памяти   Игра «Секретный код» Спрячьтесь за ширму или за дверь и хлопните в ладоши несколько раз (в зависимости от того, до какого числа умеет считать ваш малыш). Предложите ребенку хлопнуть столько же. Игру можно усложнить: прохлопывайте ритм песенки или произвольную последовательность звуков и пауз.

Авторские стихи для прохлопывания ритма.

Подарили мне щеночка,

Он смешно по полу топал,

Что в ладоши громко вдруг

Я от радости захлопал!

А ушастый испугался,

И забрался за комод

- Ты не бойся, я тихонько,

Буду хлопать наперед.

А когда большим ты станешь,

То на выставке собак,

Буду громко, громко хлопать

Очень много раз подряд!

Хлопать славно мы умеем

Хлоп, хлоп, хлоп,

Мы ладони разогреем

Хлоп, хлоп, хлоп.

Хлоп на лево, хлоп направо,

Хлоп, хлоп, хлоп

Мы хлопки считаем браво,

Раз прихлоп и два прихлоп.

Мы на представление

Пошли с сестрой в театр.

К большому удивлению

Попали в первый ряд!

И так нам всё понравилось,

Театр нас восхитил

Артистам громко хлопали

Мы не жалея сил.

Как – то раз шагал в деревню,

Через лес я напрямик.

И как злые людоеды

Комары напали вмиг.

Хлопал я их по коленям,

Хлопал я их по щекам,

По рукам и по спине я

Хлопал сильно тут и там.

А как выбрался из леса,

Я пока тропинкой топал,

Без причины, просто так

Я все хлопал, хлопал, хлопал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (3-ий год жизни, 1 младшая группа) «Хлопает в ладоши дождик во дворе, дарит свою песенку дождик детворе»

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по ОО "Познание" для детей 3-го года жизни. Содержание построено с учетом принципа интеграции, возрастных особенностей, гендерного подхода, основного...

Игра "Кто такой хороший хлопает в ладоши"

Данную игру можно использовать как во время прогулки,так и во время праздников,досугов,развлечений....

Авторские стихи на тему: "Хлопать в ладоши - это интересно и полезно!"

В данном материале содержатся авторские стихотворные тексты для выполнения упражнений с хлопками....

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...