Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и буква И»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кравченко Юлия Валерьевна

Конспект логопедического занятия

в старшей группе

 «Звук и буква И»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила  учитель-логопед

Кравченко Ю.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия г. Троицка»

Конспект логопедического занятия

в старшей группе

 «Звук и буква И»

Подготовила  учитель-логопед

Кравченко Ю.В.

г. Москва г. Троицк

2020г.    

Цель: Познакомить детей со звуком «И», буквой И.

Задачи:

  • выработка плавную длительную воздушную струю;
  • учить детей правильно артикулировать звук «и»;
  • учить выделять звук «и» из ряда гласных и определять его место в слове;
  • познакомить с буквой И;
  •  развивать мелкую моторику;
  • развивать навыки звукового анализа;
  • развивать слуховое внимание и память;
  • воспитывать усидчивость и интерес к новому.

    Оборудование: листы бумаги с 9 –ю квадратами, листики с разных деревьев, зеркала, поезд с тремя вагончиками, презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент

   Игровое упражнение «Лети листок, на север, на восток…»

- Ребята, посмотрите, к нам залетели листочки с разных деревьев. Возьмите их на ладошку. Подуйте на них долго, плавно, спокойно, не напрягаясь. 

 Игровое упражнение «Навигатор»

Кладем листик на середину карточки (на пустую клетку) (На столах у каждого лист с 9-ю квадратами и картинками)

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит листик.

Указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат.

-Где остановился листик? (на картинке) - Что нарисовано на картинке? (варенье)

Выполним упражнение «Варенье»

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит листик.

Указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат и влево.

-Где остановился листик? (на картинке)

- Что нарисовано на картинке? (часики)

Выполним упражнение «Часики» «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. Снова положите листик на серединку листа с расчерченными квадратами.

Внимательно слушайте!

Вниз, влево, вверх. Опустилась на картинку. Что нарисовано у вас клеточке? (расческа)

Выполним упражнение «Расческа»

Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

  1. Основная часть.

1. - Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Для того чтобы узнать с каким звуком и буквой мы познакомимся, отгадайте загадки.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

- А называют кораблик… (Иголка)

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются… (Игрушки)

- Какой звук вы слышите в словах-отгадках в начале слова? (звук «И»)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о звуке «И».

2. Характеристика звука

           (работа с зеркалами)

- Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук «и». (Хором, индивидуально, громко, тихо).

- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Наши губы растягиваются в улыбке.

Кто хочет проверить, так ли это?

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук «И» и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

- Давайте произнесем звук «И» – громко, а теперь тихо.

- Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук. А гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (красным) Звук «И» – гласный звук и живёт в красном домике .

А теперь давайте поиграем.

3. Игра «Хлопни в ладоши»

- Когда услышите звук «И» хлопаем в ладоши:

И О И А У И Э И И Ы О Э И О

4. Игра «Пассажиры»

- А теперь попробуем определить, где в слове находится звук «И» (начало – первый вагончик, середина – второй, конец слова – третий)

5. Пальчиковая гимнастика  Су - джок

     Ходит, бродит ёжик - коротенькие ножки (перекатывать вверх,

вниз двумя руками)

А свернётся в клубок - и не видно больше ног (катать по кругу )

Одни иголки торчат (сжимать мяч руками)

6. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Отгадайте загадку:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать (Имя)

Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов») (на слайде)

У Ика был домик, а у Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т. д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

- Как вы думаете, можно ли увидеть звук «И»?( Звуки мы не видим)

- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук «И» обозначается буквой «И». Вот как она выглядит (показ буквы - на сладе)

- Ребята, давайте попробуем пальцем напишем букву «И» в воздухе.

- Давайте выложим букву «И» из счетных палочек.

 III. Итог.

- Ребята вспомните, с какими звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Что понравилось больше всего? - Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на  вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Звуки н, нь. Буква Н"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми  старшей группы с задержкой психического развития.   Тема: «З...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Звуки н, нь. Буква Н»

Конспект логопедического фронтального занятия для детей страшей группы ДОУ с ТНР. Использоваться может логопедами и полезен так же воспитателям логогруппы....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...