Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Денисова Наталья Николаевна

Конспект может быть использован для показа открытого занятия для родителей и педагогов детского сада, цель которого – показать знания, умения и навыки детей, которые они получили в результате проведения с ними коррекционно-развивающей работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Золотой ключик» г. Георгиевска»

Конспект

итоговой непосредственно образовательной деятельности

 по обучению грамоте детей

подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему:

«Путешествие по Островам Знаний»

Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №41

«Золотой ключик»

г. Георгиевска»

Денисова Н.Н.

г. Георгиевск

2022г.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: совместная игровая образовательная ситуация.

Возрастная группа: дети подготовительной к школе группе (6-7 лет) с ТНР.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученные детьми во время проведения коррекционно-развивающей непосредственно-образовательной деятельности в течение учебного года в игровой форме.

Программное содержание:

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

- проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, умение применять их в практической деятельности, игре.

коррекционно-развивающие: 

- закрепить умение различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

- закрепить понятия «согласные-гласные» звуки, умение различать согласные по твердости-мягкости;

- закрепить навыки звукового и слогового анализа слов, умение делить слова на слоги и определять место звука в слове;

- закрепить умение составлять из букв слова, преобразовывать одни слова в другие;

- закрепить навык чтения слов из 2-3 слогов;

- развитие фонематических процессов, речевого слуха и дыхания, слухового восприятия, памяти, внимания, связной речи, тонкой моторики;

- развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос, логически грамотно и последовательно строить своё высказывание.

коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии, интерес к учебной деятельности, к школе, желание правильно выполнять задания, умение работать в команде.

- воспитывать навыки самоконтроля за речью;

- создать положительную мотивацию к обучению в школе.

Предварительная работа:

Знакомство с гласными и согласными звуками, буквами. Выполнение графических диктантов. Словесные игры «Назови слово, на заданный звук», «Назови место звука в слове», «Раздели слова на слоги» и т.д. Д/и «Составь слово», «Читаем сами».

Словарная работа: закрепление понятий «звук»«слог»«слово»«предложение».

Оборудование: аудиозапись шума ветра, музыка из телепередачи «Вопрос на засыпку», воздушный шарик с письмом от Тётушки Совы, листки бумаги в крупную клетку и схема для слухового диктанта, карандаши,  форма моряков (бескозырки и воротники), «схема путешествия по островам», картинки островов, кораблика, золотой рыбки, запись речевых звуков, интерактивная игра «Тюлени плывут, картинки везут» (портал «Мерсибо»), проектор, ноутбук, интерактивная доска, чудесная коробочками с буквами, кассы букв, фишки для звукового анализа, листки с заданиями «Какие буквы спрятались?», цветок с лепестками-картинками, карточки со словами, слоговые домики, загадки, предметные картинки к игре «Четвертый лишний», сундучок с медальками «Молодец!».

Методические приёмы:

-наглядный (картинки, карточки, пособия);

-словесный (совместная речевая деятельность);

-практический (выполнение заданий);

-игровой (пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент).

Используемые образовательные технологии:

-игровая технология;

-информационно-образовательная технология;

-здоровьесберегающие технологии.

Ход проведения:

1. Организационный момент. (Психоэмоциональный настрой)

Под музыку из телепередачи «Вопрос на засыпку» дети входят в группу.

Логопед:

Встаньте, дети, полукругом, поздоровайтесь друг с другом. Возьмитесь за руки и послушайте меня внимательно.

Дети встают полукругом, протягивают друг другу ладони, здороваются.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

Давайте подарим друг другу улыбки. Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости.  Давайте поделимся с ними теплом наших сердец (дети пальцами показывают сердечки).

Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите, к нему что-то прикреплено.  Что же это? (Письмо!) От кого это письмо? (От Тётушки Совы). Хотите узнать, что в нем написано? Давайте его прочитаем! (логопед читает письмо)

Письмо

«Здравствуйте, ребята!» Весь этот год вы хорошо занимались, выполняли домашние задания, запоминали буквы, выделяли звуки, учились читать и писать. Вы успели узнать много нового и интересного, и я думаю, что вы достойны стать хорошими учениками. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по островам знаний и выполнить интересные задания, которые я для вас приготовила. Надеюсь, что вы легко справитесь с ними, ведь вы смелые, дружные и умные дети. А когда вы справитесь со всеми заданиями, вы найдете сундук. Если сундук откроется легко, значит, вы все сделали правильно.

Логопед:

Ну что, ребята, хотите отправиться в путешествие? Я думаю, что вы легко справитесь со всеми заданиями, которые будут ждать нас на нашем пути.

2. Слуховой диктант «Кораблик»

А на каком транспорте можно отправиться в путешествие по островам? (Ответы детей).

Чтобы узнать, на чем будем путешествовать мы, давайте выполним слуховой диктант.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a33/00126d3a-baf8c338/hello_html_m382d02e.jpg

(у детей получился корабль).

Что у нас получилось? Так на чем мы будем путешествовать? (На корабле).

А кто плавает на корабле? (Моряки). Давайте мы тоже оденем морскую форму и станем моряками. (Дети надевают бескозырки и морские воротники)

Все готовы? Тогда в путь.

Логопед:

Отправляемся, друзья,

Мы на чудо острова.

Помоги нам ветерок,

Паруса надуй, дружок!

Давайте, поможем ветру!

3. Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох ртом.

  1. Остров Звуков.

Логопед:

Вижу остров. Чем наполнен воздух на этом острове?

а, и, п, в, с, т, о - (произносит логопед или запись).

Дети:

Остров наполнен звуками.

Логопед:

Правильно и это Остров звуков. 

Что такое звуки?

Какие звуки бывают?

Дети:

Звуки бывают гласные и согласные.

Логопед:

Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?

Дети:

Гласные звуки мы поём и тянем – для воздуха нет преграды, а согласные петь долго нельзя - воздух во рту встречает преграду.

Логопед:

Что создает преграду?

Дети:

Губы и зубы.

Логопед:

Назовите, какие гласные звуки вы знаете?

Тетушка Сова предлагает нам придумать слова на эти звуки.

Какие слова начинаются на звук... (а, у, и, о, э).

А какие согласные звуки вы знаете?

Как можно произносить согласные звуки?

Дети:

Согласные звуки можно произносить твердо и мягко.

Логопед:

Давайте придумаем слова на согласные звуки. Например, на звук [т] (к, м, п…)

Вы уже знаете, что в каждом слове звуки стоят все на своем месте. И Тетушка Сова предлагает нам поиграть в игру «Тюлени плывут, картинки везут» («Мерсибо») и определить место звука в слове. (Интерактивная игра) 

Вы хорошо справились с этим заданием. Поплыли дальше.

  1. Остров Букв.

Логопед:

И вот мы подплываем к следующему острову. На этом острове какая-то «Чудесная коробочка». Вам интересно, что в ней? Давайте угадаем, что находится внутри. Послушайте загадку:

В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их всех по имени зовут -

От первой А до Я.

Что в коробочке? Как вы думаете?

Дети:

Буквы.

Логопед:

Что такое буквы? (Это то, что мы видим и пишем). Назовите их.

Скажите, а какие буквы мы читаем всегда твердо (мягко).

Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый и мягкий знак).

Правильно. А как называется то, когда все буквы расположены по порядку?

Дети:

Алфавит.

Логопед:

Верно. Мы с вами знаем уже все буквы. И можем выполнить следующее задание Вам нужно внимательно посмотреть и угадать «Какие буквы спрятались?»

(Каждый ребенок отдельно выполняет задание

 вписывает угаданные буквы в пустые клеточки)

   

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А теперь скажите, для чего нам нужны буквы?

Дети:

Из букв можно складывать разные слова, а из слов предложения. Вот вам следующее задание.

Логопед:

Давайте откроем домики для букв (кассы) и выложим слово – МИШКА.

Сделайте звуковой анализ этого слова с помощь. цветных фишек.

Сколько гласных в этом слове? (Две). Сколько твердых согласных? (Две). Сколько мягких согласны? (Один)

А теперь давайте превратим слово МИШКА в слово МЫШКА.

МЫШКА          МОШКА

МОШКА           КОШКА

А еще мы с вами можем из букв придумывать слова.

Возьмите 4 буквы – у, а, ж, л и положите их так, чтобы получилось слово. Какое слово у вас получилось? (ЛУЖА). Молодцы. Задания с буквами вы выполнили отлично!

Отправляемся дальше.

  1. Остров Слов.

Звучит фонограмма ветра.

Логопед:

 Ребята, что-то ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет.

(Пока дети стоят с закрытыми глазами, логопед выкладывает цветок. 

Ветер стихает, дети открывают глаза)

Ветер, ветер, ветерок, 

а принёс он нам цветок.

Ребята, посмотрите, какой необычный цветок принес нам ветер. На лепестках этого цветка картинки, а в руке у меня карточки со словами.

Вы слова все прочитайте

И картинки подбирайте.

Вам надо прочитать слово на своей карточке и подобрать нужную картинку.

(Дети читают слово на карточке и подбирают подходящую картинку на цветке).

А теперь…              Слова на слоги разделите

                                 И в слоговые домики их определите.

Логопед:

А теперь каждый из вас должен прохлопать своё слово, определить сколько слогов в этом слове и поместить слово в нужный слоговой домик. Это наши слоговые домики. Вам необходимо в домик с одним окном, поселить слова, в которых 1 слог, в домик с двумя окнами поселить слова с двумя слогами, а в домик с тремя окнами поселить слова с 3 слогами.

Дети отхлопают слово по слогам и помещают свою картинку в слоговой домик.

Логопед:

Молодцы! Отправляемся дальше. (появляется «золотая рыбка»).

Ребята, кто это? «Золотая рыбка».

Логопед:

Правильно. Рыбка просит поиграть с ней.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

- покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону.

Рыбка, рыбка, озорница,

- грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

- медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула,

- медленно наклоняют вперед сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла.

- делают хватательные движения обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

- покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.

  1. Остров Загадок.

Логопед:

Мы плывем дальше. И вот он следующий остров – Остров загадок. На м предлагают отгадать загадки-выбиралки. Слушайте внимательно и выбирайте нужное слово.

Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стол «дружит» с тестом или с креслом?

Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой?

Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой?

Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой?

Король «дружит с троном или с поклоном?

Корка «дружит» с крошкой или с ложкой?

А теперь отгадайте Загадки-обманки. Вам нужно внимательно дослушать загадку до конца и сказать, так ли это. Если вы услышите неправильный ответ, предложите другой. И так, слушайте.

Кукарекает спросонок

Милый, добрый ПОРОСЁНОК.

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну конечно - это МИШКА.

Кто с утра в хлеву мычит

Я так думаю, что КИТ.

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще МЫШЬ.

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ВОЛК.

С пальмы вниз, на пальму снова,

        ловко прыгает КОРОВА.

Над лесом солнца луч потух

Крадется царь зверей ПЕТУХ.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду ЖИРАФ.

Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Остров загадок остается позади. А мы плывем дальше.

  1. Остров «Школа».

Логопед:

Вот перед нами следующий остров.  Как он называется вы сможете узнать, если отгадаете еще одну загадку.

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.  
(ШКОЛА)

Логопед:

- Скоро вы все пойдете в школу.

- Зачем нужно ходить в школу?

- Как вас будут называть, когда вы пойдёте в школу?

Логопед: 

Вы наверняка уже знаете, что будете складывать в свой портфель (школьные принадлежности). Вот вам задание, которое называется «Четвёртый лишний».

  • Что же лишнее среди предметов в 1 ряду: линейка, кисточка, пылесос и портфель (пылесос).

А для чего нужен пылесос? (с помощью пылесоса мы делаем уборку, он сосет пыль).

  • Что лишнее во 2 ряду – автобус, ручка, книга, пенал? (автобус).

Почему? (потому что автобус - это транспорт).

  • В 3 ряду: тетрадь, кастрюля, карандаш, краски (лишняя кастрюля, потому что это посуда).

А для чего нужна кастрюля? (варят суп, макароны, кашу).

Логопед:

Вот ребята и закончилось наше путешествие по ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ, мы с вами выполнили все задания. Думаю, что Тётушка Сова убедилась, что к школе вы готовы. Молодцы!

Рефлексия.

Логопед:

Ребята, а вам понравилось наше путешествие?

От кого мы получили письмо?

Какие задания выполняли?

Какое задание больше всего понравилось?

Что было трудным?

Что самым интересным?

И мне вы понравились за внимательность, старание, за правильные ответы.

А вот и наш сундучок, о котором говорила нам Тетушка Сова. Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в нем.

Логопед открывает сундучок и достает медали с надписью «МОЛОДЕЦ!», награждает детей под музыку из телепередачи «Вопрос на засыпку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....