Коммуникативная функция речи в психическом развитии ребенка
консультация по развитию речи

Савельева Галина Александровна

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшим уровнем сознания и произвольности поведения. Единицей коммуникативной речи является предложение (фраза). 

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

1. Подготовительный этап, довербальное развитие общения.

2. Этап возникновения речи.

3. Этап разития речевого общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Подготовительный этап —

довербальное развитие общения

Этап охватывает 1-й год жизни детей. Имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. В этот период жизни у ребенка имеется потребность слышать речь.

Развитие этого периода логопеду важен, чтобы соотнести с самим речевым развитием ребенка. Именно в довербальный период закладываются очень многие функции. Если ребенок не проходил ту или иную стадию этого развития, то логопеду это важно знать.

А помогают ему «Мамины книжки» или «Записная книжка молодой мамы», в которой мама записывает развитие ребенка с момента его рождения, то, что происходит в каждый из месяцев.

1 месяц

Ребенок рождается и у него еще нет взаимодействия с родителем и для нас важно на сколько он может сосредотачиваться, может ли он следить глазками. В это период мы фиксируем как следит глазами за яркими предметами.

  • Непроизвольно улыбается

2 месяц

Ребенок следит за родителем глазками, происходит улыбка в общении с ним, поворачивает голову на голос.

  • Начинает издавать смешные звуки, гулить (напоминает пение)
  • Улыбается
  • Перестает плакать если вы заговариваете с ним
  • Радуется, услышав знакомый голос
  • Поворачивает голову в ту сторону, откуда раздался звук

Используйте звуковые игрушки для игр с малышом и разговаривайте с ним          так, чтобы он видел ваше лицо.

В те моменты, когда малыш сыт и спокоен, попробуйте поиграть с ним. Держите его на руках так, чтобы ваше лицо было в поле его зрения на расстоянии 25 – 30 см от его глаз. Привлеките его внимание и начинайте изменять выражение лица. Улыбнитесь, нахмурьтесь, надуйте щеки, вытяните губы. Делайте это медленно, давая ребенку возможность хорошо рассмотреть вас.

3 месяц

Ребенок не просто поворачивает голову, он оживился, так это и называется «Комплекс оживления» реакции на взрослого, ребенок радуется, уже активно появлению взрослого. Самая главная функция в 3месяца – это гуление.

  • «Комплекс оживления» - как только малыш заметит вас или услышит ваш голос, он начнет улыбаться, радостно гулить и активно двигать ручками и ножками. Таким образом он не только выражает радость, но и приглашает вас общаться
  • Малыш уже научился задерживать взгляд на предметах
  • Малыша все больше интересуют звуки
  • Гуление с пропеванием гласных звуков – скоро перейдет в лепет
  • Вслушивается в речь взрослого

Поиграем!

Любимая игра в этом возрасте «Полетели»! Возьмите малыша на руки, поверните лицом к себе и, придерживая его головку, повращайтесь в разные стороны. Ободряюще улыбайтесь крохе и весело приговаривайте:

«Наш малыш – самолет,

Отправляется в полет!

Я лечу, лечу, лечу!

Облететь весь мир хочу!»

4 – месяца

В 4 месяца ребенок дифференцированно оживляется, у него не просто гулениие, а и смех.

  • Гуление превращается в лепет – соединяя согласные звуки с гласными, он начинает произносить слоги, нравится произносить одинаковые сочетания звуков много раз подряд «ма-ма-ма».

Ребенку понравится, если вы будете играть с ним в прятки. При этом можно прятать, накрывая платком, какую – либо игрушку или же «прятаться» самим, закрывая лицо руками.

Поиграем!

Уложите ребенка на спину и раскройте его ладошки. Погладьте и помассируйте правую и левую, а потом поиграйте с каждой ручкой. Осторожно разминая подушечку каждого пальчика, читайте одну строчку стихотворения. После этого сгибайте палец и прижимайте его к ладошке.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я.

Вместе – дружная семья.

5 - месяцев

Гуление приобретает окрас, это модулированное певучее гуление. Ребенок всего чаще сопровождает игры звуками, как бы разговаривая сам с собой. Появляются такие звуки, как «н», сочетание «мб», а также гортанное «грррр». «Тпрууу» - получается у него при помощи губ и слюны.

Поиграем!

Уложите малыша на спинку и сядьте или встаньте так, чтобы он смотрел на ваше лицо. Закройте глаза ладонями и удивленно спросите: «Где же мама?

Где?» Откройте лицо, улыбнитесь ребенку и весело скажите: «Вот мама! Ку-ку!» Скорее всего, ваш кроха очень удивится, а потом начнет смеяться. После этого возьмите малыша за ручки и закройте его глаза ладошками. Спросите с удивлением в голосе: «Где же малыш? Где? Отведите ладошки от его лица и, радостно воскликните: «А вот он где! Вот он! Ку-ку!»  

6 - месяцев

Появляется лепет – очень социальная функция.

Ребенок пытается повторить за вами то, что слышит, конечно используя те звуки, которые ему сейчас доступны. Ребенок уже хорошо знает свое имя и очень радуется, когда кто-то зовет его.

 

Поиграем!

Игра «Идет коза рогатая» - приводит в восторг всех без исключения малышей. Когда ребенок будет в хорошем настроении, уложите его на спинку. Сделайте рукой «козу», приближайте руку к малышу приговаривая: «Идет коза рогатая!

Идет коза богатая!

Кто каши не ест, молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!»

Произнося последнюю строчку, пощекочите животик крохе «рогами».

 

7 – месяцев

Ребенок активно лепечет, повторяя один и тот же слог много раз подряд. Постепенно он научится применять получающиеся цепочки, например «ма-ма», «па-па», «ба-ба», для обозначения конкретных людей и предметов. Пока же он использует самые разнообразные комбинации слогов и интонацию для поддержания «беседы» со взрослым.

Поиграем!

Усадите кроху на колени лицом к себе. Руками придерживайте его под мышки, потряхивайте его, приподнимая и опуская колени, постепенно ускоряя темп. Приговаривайте:

«Поехали – поехали, с орехами, с орехами,

По ровненькой тропинке,

По ровненькой дорожке.

По кочкам, по кочкам,

По темненьким лесочкам,

В ямку – бух!»

Произнося «Бух!», немного разведите колени и, крепко удерживая малыша, дайте ему провалиться в получившуюся «ямку».

8 – месяцев

Появляется особая реакция на незнакомые лица, в этом месяце ребенок активно повторяет слоги. Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть родной речью, можно включать в общение с ним простые жесты – это поможет ребенку лучше соотносить слова с реальностью. Развивая подвижность ручек, ускоряется не только речевое, но и интеллектуальное развитие в целом.

Поиграем!

Посадите ребенка перед собой, возьмите его ручки в свои. Массируя его пальчики и похлопывая ладошками друг о друга, приговаривайте:

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- А что ели?

- Кашку.

- А что пили?

- Бражку.

- Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

 

Разведите ручки малыша в стороны и помашите ими: «Попили, поели – Кыш! Полетели!» положите ладошка ему на макушку: «На головку сели! Ладушки запели!»

9 – месяцев

Ребенок начинает понимать слова взрослого и вместе с ним выполнять некоторые просьбы. Появляется жест «До свидание», «Дай ручку» и т.д. Появляется диагностически важная игра «Ладушки».

Ребенок начинает произносить первые осознанные слова, они по-прежнему простые: «папа», «мама», «дядя», но они уже относятся к конкретным людям. Уже пытается по-своему называть какие-то предметы и животных, с которыми встречается постоянно. Хорошо понимает значения отдельных слов и фраз, с которыми взрослый обращается к нему: «Дай», «На», «Иди сюда», «Пойдем гулять».

У ребенка проснулся интерес к книгам. Внимательно рассматривает яркие картинки, трогает их пальчиком, пытается переворачивать страницы.

10 – месяцев

В этом возрасте ребенок пытается копировать речь взрослого и произносить те звукосочетания, которых не было в его лепете. Повторяет простые слова, начинает понимать интонацию запрета: «Нельзя!»

К концу месяца объем словарного запаса может достигать 5-6 слов, обозначающих конкретные предметы.

Со взрослым работает ситуативно, по ситуации может выполнить какую-то просьбу например: «Дай мяч?», «Иди ко мне?» и т.д

Важно!

Побуждать ребенка повторять за взрослым слова и звукоподражания.

Читая вслух стихотворения, подключайте ребенка к действию – пусть он вместе со взрослым мычит, как корова, жужжит, как шмель, пыхтит, как паровоз. Но не ждите от него пока точного повторения услышанного. Сложные звуки, для произнесения которых нужен сильный выдох (в частности «з», «ф», «ж»), сейчас еще не по силам ребенку.

Поем ребенку колыбельную песню «Спят усталые игрушки»

(слова З. Петровой, муз. А. Островского)

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай — Баю — бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

11 – месяцев

Начало использования лепетных слов и произнесения слов с помощью первого слога.

Даже если ребенок не разговаривает в этом возрасте, он внимательно слушает взрослого и запоминает те слова, которые часто повторяются.

Важно!

Играть с ребенком в игры сопровождая каждое движение словесным комментарием, таким образом помогаем быстрее запомнить названия действий.

12 – месяцев

В год ребенку уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

Довербальный период – это диагностический период!

Это период начала коммуникации, важное человеческое умение, если ребенок, проходя тот или иной месяц не приобретает эти навыки, то для нас (родителей, специалистов и т.д.) это сигнал.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль речи в психическом развитии ребенка

Крнсультация для родителей, содержит краткую информацию о функции речи и о влиянии речевых нарушений на психическое развитие ребенка...

"Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников".

Значение коммуникативной функции речи в развитии ребёнка; закономерности развития данной функции и типы общения в дошкольном возрасте....

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Функции речи в психическом развитии ребёнка

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии но...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...