Семинар-практикум для педагогов "Что такое фонематический слух и как его развивать"
презентация по логопедии

Стрижова Ольга Александровна

Презентация для педагогов, в которой освящается тема: "Что такое фонематический слху и как его развивать?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух и как его развивать Учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле» Стрижова О.А.

Слайд 2

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д.) Музыкальный слух – это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. К речевому слуху относится фонематический слух.

Слайд 3

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Слайд 4

Развитый фонематический слух позволяет: Правильно произносить звуки. Четко произносить слова. Владеть голосом (говорить громко или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь). Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка. Успешно освоить чтение и письмо.

Слайд 5

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха Смешение звуков: звонкие- глухие ( б лакала – плакала ); свистящие – шипящие (ча ши – часы); твердые – мягкие ( ягод и – ягоды); сонорные (т л и – три); аффрикаты ( ч веты – цветы ). 2. Перестановка и включение отдельных звуков ( науш ин ки – наушники, нул жа – лужа). З . Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги ( метает – подметает, тиши ны на – тишина). 4 . Замена звуков ( т абака – собака, ид ю т – идёт). 5 . Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; « застревание » на какой-либо букве, слоге, слове;

Слайд 6

Этапы работы над фонематическим слухом 1 этап (2-3 года) – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ 2 этап (3-4 года) – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, И ТЕМБРА ГОЛОСА 3 этап (4-5 лет) – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ 4 этап (5-6 лет) – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ 5 этап (5-6 лет) – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ 6 этап (6-7 лет) – РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Слайд 7

2-3 года Игры с музыкальными инструментами «Угадай, что звучало?» Взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Слайд 8

«Угадай по звуку» На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучание каждого предмета. Затем предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают какой звучит предмет.

Слайд 9

Слушание окружающих звуков (пение птиц, мотор автомобиля, ветер, тиканье часов)

Слайд 10

3-4 года «Чей голос звучал?» Ребенок должен внимательно послушать и сказать чей голос звучал

Слайд 11

Игры с музыкальными инструментами «Громко-тихо» Взрослый играет на одном музыкальном инструменте тихо, на другом громко. Ребенок должен определить какой инструмент как звучал. «Определи последовательность» Взрослый играет поочередно на разных музыкальных инструментах, ребенок должен это воспроизвести в точной последовательности

Слайд 12

А также: Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко). Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации).

Слайд 13

4-5 лет Игра «Поймай звук» Взрослый называет любую последовательность разных звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный им звук

Слайд 14

Игра «Найди ошибку» Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат неправильно произнесенное слово. вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом бумага — пумага — тумага — пумака — бумака собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка корабль – корябль – колябль – колабль – коябль

Слайд 15

Игра «Повтори за мной» Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, … АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ… Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа , ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. Игра «Назови одинаковый звук в словах»

Слайд 16

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 17

Игра «Назови первый звук в слове» Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон .

Слайд 18

Игра «Назови последний звук в слове» Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ , соМ , трактоР , малыШ …

Слайд 19

«Повторение слогов, слов близких по звучанию» да – та – да са – ша – са жа – ша – жа ра – ла – ра ба – па – ба за – са – за ча – тя – ча га – ка – га ца – са – ца зайка – сайка усы- уши коса – коза бочка – почка уточка - удочка

Слайд 20

5-6 лет Продолжаем находить первый , последний звук в слове. Усложняем тем, что просим придумать слово, которое так же начинается (или заканчивается на этот звук).

Слайд 21

Игра «Найди место звука в слове» Просим детей определить, в каком месте находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце)

Слайд 22

Игра «Найди соседей звука…» Просим детей определить звук, который стоит перед заданным звуком и после. Например: Ребенок должен найти соседей звука [ С ] в слове В Е С Н А Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.

Слайд 23

6-7 лет Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. К от, о к но, со к Подобрать слова с определенным количеством звуков. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех ; в конце: бок – бокс, вол – волк. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк Слово – загадка к…. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.



Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Семинар-практикум для педагогов

«Культура общения современного педагога»

 

                                                                          учитель-логопед

                                                                         Стрижова Ольга Александровна

2022

«Что такое фонематический слух и как его развивать?»

Далеко не всем известно, что у человека существует несколько видов «слуха».

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки: : журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д.

Музыкальный слух – это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

К речевому слуху относится ещё и фонематический слух. Фонематический слух – это  способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

 Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – этозначит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – это является главными предпосылками к овладению грамоте. Нарушение или недоразвитие фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, связной речью, а также это в дальнейшем может сказываться на чтении и письме.

Условно работу над фонематическим слухом можно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Рассмотрим каким образом нужно развивать фонематический слух на разных возрастных этапах.

1 младшая группа:

1. Игры с музыкальными инструментами «Что звучит?»

Игры на развитие фонематического слуха (старший возраст)

1.Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданныйзвук.

Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э…

Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

2.Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных

звуков в разной последовательности.

Попросите ребёнка повторить за вами звуки:

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ…

АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3.Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети

должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

4.Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с

какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон.

Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови

первый звук в слове».

5. Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой

звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом

выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…

Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови

последний звук в слове».

6. Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук,

например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

7. Отвечай, не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком,

определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком.

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять

определённые звуки в словах.

- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши,

книга..);

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

8. Собери слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук,

К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

9. Разбери слово.

Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А,

машина – М-А-Ш-И-Н-А…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух и как его развивать

В данном материале раскрываются следующие вопросы:-Что такое фонематический слух-Как влияет недоразвитие фонематического слуха на подготовку детей к обучению грамоте -Какие игры можно использоват...

что такое фонематический слух и как его развивать

фонематический слух и как его развивать...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?

У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....