Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»
методическая разработка по логопедии

Вожова Ирина Александровна

повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 г. Шебекино Белгородской области»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино Белгородской области»

Мастер-класс для педагогов:

«Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

-Цветные карандаши по количеству участников;

-Шишки, прищепки, эспандер по количеству участников;

-Массажные мячи гладкие по количеству участников;

-Массажные мячи с колючками по количеству участников;

-Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

-Сухой бассейн с крупами.

-Магнитофон

Раздаточный материал:

-Памятка для воспитателей «Развиваем пальчики»;

-Комплексы пальчиковых гимнастик;

-«Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие» (практические советы);

-Кинезиологические упражнения.

Ход мастер-класса:

-Уважаемые коллеги, сегодня я вам покажу мастер-класса на тему: «Играем пальчиками - развиваем речь».

-Начнем с пальчиковой гимнастики:

1. Ладони на столе, можно на коленях (на счет «раз-два» пальцы врозь-

вместе).

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу (по коленям, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки")

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе (коленях):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Потешка

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от, указательного до мизинца.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца на работе сердца.

А сейчас мы поиграем в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры -манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков кручу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.

В такие игры мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Стирка», «Засолка», «Бабушка», «Кольцо», «Замок».

Следующий вид пальчиковых игр – это игры-манипуляции. Это следующие игры: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»-указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик дедушка».

Пальчиковые игры на основе сказок.

 Такие комплексы пальчиковых игр пснимают психоэмоциональное напряжение.

Пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш! "

Например:

Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают).

Игра с палочками

Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать):

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики

-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени).

Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)

Другой ножкой топ-топ, (левой)

На головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку)

Игры с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой).

С мячиком-ёжиком:

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (катаем мячик - ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).

Спасибо всем за внимание. Буду рада, если мой материал пригодится вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Мастер - класс для педагогов «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер - класс для педагогов  «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»...

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр

Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр...

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....

Мастер – класс для педагогов «Развитие сенсомоторной активности дошкольников посредством использования физкультурных минуток и динамических пауз»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...