Проект. Деревья.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Краткосрочный проект по теме "Деревья. Кустарники" (подготовительный возраст) для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_i_kustarniki.docx910.39 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно - исследовательский  проект «Деревья и кустарники».

Автор и руководитель проекта: Прохорова С.П., учитель-логопед.

Место реализации проекта:  МДОУ  ЦРР- д/сада «Родничок», логопункт.

Сроки реализации проекта:  Краткосрочный, творческо-исследовательский проект сроком на 1 неделю.

Участники проекта: дети подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня.

Объект исследования:  Деревья и кустарники

Предмет исследования: Деревья и кустарники

Цели исследования:

-Формирование предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников;

- изучение  представления детей  о деревьях и кустарниках;

-  расширение представлений о многообразии растительного мира;

-  формирование  у детей  умения  классифицировать деревья;

-систематизация  речевого материала   по теме «Деревья. Кустарники»;

-повышение педагогического потенциала родителей.

Задачи исследования:

1. Формировать у дошкольников  представления о жизни деревьев и кустарников;                                                   

2. Учить узнавать их по форме листка, форме и окраске ствола;                                               

3.Закреплять знание названий деревьев и кустарников, их строения, внешних признаков;                                                

4. Познакомить детей со своеобразием листьев, стволов   деревьев и кустарников;                                   

5. Сформировать представления о том, что деревья – живые существа и  для жизни им необходимы  питательная почва (земля), вода, свет, тепло;                                               

6. Выявить пользу деревьев и кустарников в ходе  бесед.                                                   

7. Расширить  и актуализировать  словарь по теме.                                                         

8. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.                                              

9.Отразить  знания,  полученные в ходе проектной деятельности,  в  книжках-малышках, сделанных  детьми совместно с родителями.                                                 

10. Уметь доносить информацию   о дереве или кустарнике из книжки-малышки своим сверстникам, отвечать на вопросы.

11. Способствовать  воспитанию любви и  бережному отношению к объектам природы, желанию сохранять их.

12. Привлечь  родителей к совместной деятельности, доказать им необходимость приобретения знаний и умений по данной теме.

Творческий продукт:  Книжки-малышки о деревьях

Введение (актуальность).                                                     

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. Адекватное восприятие окружающего, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои знания, суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития  речи. Коммуникативное развитие дошкольников происходит значительно эффективнее при наличии интереса к определенной области познания.

Приобретенные в детстве умения видеть и понимать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания. Отсутствие у детей знаний приводит к образованию неправильных  представлений и заблуждений. Важно, чтобы дети получили верные сведения о деревьях и кустарниках, их сходствах и отличиях,  так как недостаток информации дает детям односторонние бессистемные знания. Предполагаю, что исследовательский информационный проект « Деревья. Кустарники»  разовьет связную речь детей, обобщит и обогатит   их словарь. В процессе  речевой и практической деятельности  они  получат  достоверные знания и научатся их излагать.

Этапы проекта.

1. Организационный 

  Выявление проблемы:

Опрос детей:     

Как называется  то или иное дерево или кустарник?  Какое оно по величине?

 Где чаще всего растет?  Из каких частей состоит?

 Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)

Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)

 Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

 Какую пользу может принести людям?  Как изменяется в разные времена года?

 Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

 

Подготовка  информационного  листка  родителям с предложением принять участие  в проекте                       «Деревья. Кустарники».

Формулировка задач проекта.

Организация развивающей среды:

  • Подборка заданий,  игровых упражнений  в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе;
  • Подборка  картинного материала, презентации по теме «Деревья. Кустарники»;
  • Подборка стихов, пословиц, художественных текстов  по теме;
  • Подготовка презентации по теме «Деревья.  Кустарники»: виды деревьев и кустарников, места произрастания, плоды, польза.

2. Практический  ( в течение недели):                                                                                                                

 Чтение  стихов о деревьях и кустарниках.                                                                                                       

 Знакомство и отгадывание  загадок о деревьях разных видов.

Лабиринты «Деревья».

Выполнение практических заданий по теме:

альбом № 1 «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР  «Мир растений»     автор Н.Арбекова;           

альбом  № 1 «Логопедические домашние задания для детей  5-7 лет с ОНР»  автор Н. Теремкова.                                                                               

Дидактические игры:

«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

Схема  плана рассказа о растении:

Как зовут тебя?

Ты дерево или куст?

Какого ты роста?

Какова форма и цвет твоих листьев? На что они похожи? Какие они на ощупь?

Цвело ли ты летом? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

Какие семена вырастут на месте цветов?

Какой у тебя ствол? (сравнительно с другими деревьями)

Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

«Что лишнее». Цель:  ребенок  должен  определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

«Назови плод». Цель: ребенок  должен правильно указать плод этого растения.

«Определи дерево по листочку» или «С какой ветки детки?» Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый,  берёзы–берёзовый,  дуба – дубовый и т.д.).

«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

«Загадай, мы отгадаем» Цель: развитие монологической речи, умения составлять загадку о дереве или кустарнике.

«Найди дерево по плодам». Цель: учить находить дерево по его плоду.

«Найди лист такой, как покажу» Цель: учить сопоставить образец или его силуэт и найти необходимый лист дерева, назвав его.

 

        Работа с родителями. Предложение к участию в проекте.

Уважаемые родители!

Примите,  пожалуйста, участие в проекте «Деревья. Кустарники».

Для этого необходимо:

 Вместе с ребенком выбрать дерево или кустарник (во все времена года), о котором будете собирать  информационный материал.

Оформить его в  форме книжечки.

1.      Оформить обложку.

2.      Описать дерево  и сопроводить рассказ  рисунками, картинками  или фото. (Примерные вопросы,  на которые должны быть  ответы в рассказе):

Как называется это дерево или кустарник?  Какое оно по величине?

 Где чаще всего растет?  Из каких частей состоит?

 Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)

Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)

 Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

 Какую пользу может принести людям?  Как изменяется в разные времена года?

 Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

3.      Подобрать загадки,  стишки, пословицы об этом дереве.

4.      Использовать в рассказе словарь:

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина,  шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные. ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет,  летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Ребенок должен  знать содержание  книжечки и уметь изложить его своим сверстникам.

        Помощь логопеду в изготовлении книжек – малышек  по теме «Деревья. Кустарники». Пополнить библиотеку логопедического кабинета книжками, изготовленными своими руками для практического пользования детьми и обмена информацией.

 

3. Заключительный.  Презентация  детьми   своих   книжек-малышек о деревьях и кустарниках    сверстникам.

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289809_y.jpg              C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289810_y.jpg                     C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289850_y.jpg

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289847_y.jpg

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289814_y.jpg                  C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289828_y.jpg

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\аттестация 2022\Приложения_Прохоровой С.П\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\photo_5458544769543289821_y.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

Раскраски " Деревья" ( к проекту " Деревья - наши верные друзья !")

Раскраски для детей дошкольного возраста по теме "Деревья нашего края"....

Пословицы, поговорки и приметы про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья !")

Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят для нашего народа характерные оттенки, украшают речь. Если с раннего возраста читать детям послов...

Загадки про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья".)

Расширение представлений о деревьях, которые растут в родной станице....