Конспект ООД по теме: "Развитие слухового внимания на материале неречевых и речевых звуков" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Таштандинова Юлия Петровна

«Сказка о весёлом язычке». Понятие о речевых и неречевых звуках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по  звукопроизношению для детей с ОНР в старшей группе.

Лексическая тема: «Времена года. Осень».

Тема:  «Сказка о весёлом язычке». Понятие о речевых неречевых звуках.

Цель: Создание условий для ознакомления детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом, с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Задачи: 

- создать условия для ознакомления детей с неречевыми звуками, понятием «речевой звук»;

 - создать условия для развития артикуляционной моторики;

- способствовать развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

- создать условия для развития мышления, памяти, внимания;

- способствовать активизации и расширению словаря по теме;

- создать условия для развития общей и мелкой моторики;

Оборудование:  картинки к заданиям, погремушки, звучащие игрушки, музыкальные инструменты, колокольчик, звучащие предметы, фольга, ножницы, морковка.

Ход образовательной деятельности:

I Организационный момент 

- Доброе утро ребята! Вы любите играть? Давайте поиграем в жмурки. Но искать мы будем не друг друга, а кое-что другое (это овощ, морковка).

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какой-нибудь игрушку-овощ (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, бубен бьёт громко, если удаляется — тихо.

- Что вам помогло найти игрушку? Слух.  А что помогает нам слышать разные звуки? Ушки.
- Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?

- Ребята, а давайте поиграем в игру «Молчанку». - Что вы услышали? Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Машины.)  Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

II Основная часть

- Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

(Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.)

- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию? (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.)
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал.

«Жмурки с колокольчиком».

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e17/00074d8e-be96a6de/1/hello_html_32ad048c.jpg

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.
- Послушайте стихотворение 
«Разные звуки».

- Где-то собаки рычали:                             Листья на ветру шумели:
   -Р-р-р!                                                         - Тсс!
В сарае коровы мычали:                          Змеи в лесу шипели:
   - Мммуу!                                                     - Шшш!
В комнате мухи жужжали:                        - А комары все пели:
   - Жжж!                                                        - Ззз!

Тихо машины бежали:                               Непоседа мячик днем и ночью
   - Тррр!                                                     Успокоится не хочет:
Гудели от ветра все провода:                        - Пам, Пам!
   - Зззнь!                                                      Куклы кашляют в постели –
Капала в кухне из крана вода:                   Днем мороженое ели!
   - Динь!                                                          - Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
   -Ууу! Ууу! (Э. Нийт)

- Как перекликались поезда?  (Ууу!)

- Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
- Однажды на лесной полянке собрались лиса, медведь, белка, волк и еж. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лиса запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Медведь: ы-ы-ы. Белка: и-и-и. Еж: э-э-э.
- Как пели звери?
 Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.)
- Мы произносим звуки ртом.
Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки. (Н.В. Новотворцева)

- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.
- Произнесите звук п-п-п. Этот звук мы произносим губами.
- Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышали голос? (Нет.)
- Произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
- Что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, небо, альвеолы.)

«Сказка о весёлом язычке».

   "Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это ротик.

Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы.

   Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).

   Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

   В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

   Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо языком).

   На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка о Веселом Язычке.

III Итог образовательной деятельности

- Логопед предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.

*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.

Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....