Проектная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Елена Сергеевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Студент магистратуры

Васильева Виктория Сергеевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Научный руководитель

Проектная деятельность как средство развития  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект,  связная речь, ОНР III уровня.

Kuznetsova E.S.,

Chelyabinsk, Russia

Project activity as a means of developing coherent speech in older preschool children with ONR level III

The article reveals the features of working on the development of coherent speech through project activities. The work on coherent speech in all educational fields is described.

Keywords: project activity, project, coherent speech, level III ONR.

Одним из важных показателей готовности детей  к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться рассказывать: называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Анализ данных, полученный в ходе логопедического обследования старшей группе, показал необходимость коррекционной работы по развитию  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Анализируя специальную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что нужно найти метод, позволяющий  ускорить активное развитие всех компонентов речи в целом, своевременное формирование когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Нами был выбран метод проектной деятельности.

Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат [32].

В период исследовательской работы нами было проведено три долгосрочных проекта: «Народы Южного Урала» в период с октября 2019г по декабрь 2019 года, «Моя Родина Копейск» в период со 2 ноября 2020г по 27 ноября 2020г. и проект «Чудо-фрукт» в период с 11 января 2021г по 12 февраля 2021 г.  Работа над проектами состояла из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Задачи подготовительного этапа: формулировка проблемы  и  задач  для  детей  на  определенный  отрезок  времени; обсуждение плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за  помощью,  какие  предметы  использовать,  где  найти  информацию); разработка плана   основных   мероприятий   в   рамках   проекта;   организация взаимодействия  с  родителями,  формирование  у  них  установки  на сотрудничество и совместную работу по реализации проекта.

На этом  этапе  вводились  элементы  проектной  деятельности.  Совершенствовались  навыки  ведения  диалога  в  процессе  обсуждения проекта;  вводилось  обучение  детей  составлению  простого  описания предмета, коротких рассказов по картинкам, рассказов-описаний, простых пересказов.

Во время второго – основного этапа решаются задачи по: реализации плана мероприятия в рамках проекта;  выполнению  проекта (комплекс действий,  завершающихся  созданием  творческого  продукта);  организации взаимодействия  с  родителями  (формирование  у  них  активности  и инициативности,  навыков  взаимодействия  с  детьми  в  процессе  создания проектного продукта).

На  основном  этапе  работы  проводилось  обучение  пересказу,  т.е.  воспроизведению  прослушанного (прочитанного) текста; обучение составлению рассказов (придумывание) по  картинкам,  предметам,  предложенному  сюжету,  теме,  по  данному началу и т.д.  На  занятиях  дети  учились  строить  разные  типы  высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями  и  частями  высказывания. Развивалось умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями  высказывания,  что  формировало  элементарное  осознание структурной организации текста, влияло на развитие наглядно-образного и логического мышления.

На заключительном этапе  проходит  подведение  итогов проекта,  формулировка  выводов,  проведение  мероприятий  (совместно  с родителями) по презентации и защите продуктов проектной деятельности.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «коррекционно-развивающая работа» должна реализоваться посредством интеграции пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Наши проекты были реализованы во всех этих направлениях.

Социально-коммуникативное развитие было направлено на развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста (формирование словаря, грамматического строя, лексической и произносительной стороны речи: диалогической и монологической форм связной речи), через художественную литературу, в различных видах деятельности.

Познавательное  развитие  предполагает работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста и проходит в течение всего дня. Дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим миром. Дети учатся составлять рассказы разных видов, формирую разговорную речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомятся с художественной литературой, учатся слушать и понимать смысл произведения. Используя художественное слово, они учатся видеть красоту родного слова.

Речевое развитие включает прежде всего, формирования словарного запаса, работу над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Художественно-эстетическое развитие предполагает важный информационный и коммуникативный канал, где тесно сплетаются речь и творчество. Музыкальная деятельность, лепка, рисование, аппликация, конструирование даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности. Именно эти виды творческой деятельности ярко и эмоционально окрашены, включают различные способы взаимодействия ребенка, как со взрослым, так и с детьми.

Физическое развитие включает двигательную активность детей и соблюдение режима, способствуют обогащению словаря детей. При взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развивается речевое данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно влияют на мимику и эмоциональную выразительность. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом в формировании связной речи и двигательных недостатков у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционная работа по развитию связной речи детей старшего дошкольника с ОНР III уровня через проектную деятельность проходила на индивидуальных и фронтальных занятиях, в сюжетно-ролевых и дидактических играх, на музыкальных и физических занятиях. В проектной деятельности принимали участие все педагоги дошкольного учреждения: воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию, а так же родители.

Исходя из всего выше сказанного нами была разработана модель коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

   

        Рис.1   Модель коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Таким образом, используя комплексный подход к развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, дети осваивают новые понятия, развивают  творческие способности  и  коммуникативные  навыки,  что  позволит  им  успешно адаптироваться в дальнейшей школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...