Картотека по автоматизации звука Ш в речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Речевой материал по автоматизации звука Ш в речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека - звук Ш20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ш]

Занятие   №1

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш].

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки».

3. Постановка звука [Ш]

4. Игра «4 лишний» (по теме недели).

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа).

Утка — , утюг — , улитка — , улица — ;

 Антенна — , арбуз — , аптека — , ананас — ;

 Ива — , индюк — , иволга — , игрушка — ;

 Обруч — , Оля — , ослик — ,

6. Слоговая структура слов (игры).

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

 

И,О,А,О,У, Ы

 А,И,Ы,О,У,А

 О,Ы,У,И,О,А

 У,О,Ы,И,А,У

8. Связная речь: составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Занятие   № 2

1.  Артикуляционная гимнастика для звука [Ш].

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки»,  «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки».

3.   Развитие воздушной струи –  упражнение «Послушный  ветерок».

4.   Постановка звука [Ш]

5. Игра «4 лишний» ( по теме недели).

6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов.

7. Развитие связной речи - пересказ рассказа «Овощи».

8. Слоговая структура (игры).

9. Игра «Найди отличия».

Занятие   № 3

1. Звук [Ш] – рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.

2. Слоги и слова:

 Ша-ша-ша – шапка               шо-шо-шо – шов

 Ша-ша-ша – шаль                шо-шо-шо – шёпот

 Ша-ша-ша – шахматы          шо-шо-шо – шок

 Ши –ши-ши – шина             шу-шу-шу – шуба

 Ши-ши-ши – шипы              шу-шу-шу – шутка

 Ши-ши-ши – шиповник       шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

 Ша-шо-шу-ши                     шу-ши-ша-шо

 Шо-шу-ши-ша                     ши-ша-шо-шу

4. Слова и предложения:

а) Маша                      наши

 Даша                          ваши

 наша                           уши

 каша                           шея

б) Маша под душем моет шею и уши.

 Наша Маша под душем моет шею и уши.

 Даша под душем моет шею и уши.

5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.

6. Игра «Запомни, повтори»

 Шапка – шуба – шиповник – шёпот

7.   Игра «Назови ласково»: Маша — , Саша — , Даша — .

Занятие   № 4

1. Звук [Ш]  (длительное и многократное произнесение)

2. Слоги и слова:

 Аш-аш-аш – ваш                 уш-уш-уш – мушка

 Аш-аш-аш – наш                 уш-уш-уш – ушки

 Аш-аш-аш – башня             уш-уш-уш – пушка

 Аш-аш-аш – кашка              иш-иш-иш – мишка

 Ош-ош-ош – кошка             ыш-ыш-ыш – мышка

 Ош-ош-ош – мошка            ыш-ыш-ыш – пышка

3. Слоговые ряды:

Аш-ош-уш-ыш                     уш-ыш-аш-ош

Ош-уш-ыш-аш                     ыш-аш-ош-уш

4. Выбор слов со звуком  [Ш]  из рассказа «Кошка и мышка».

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

5. Слоговая структура слов (игры).

6. Звуковой анализ: АШ, ОШ, УШ, ЫШ.

7. Игра «Один и много» (слова со звуком [Ш]).

8. Игра «Назови ласково»: машина -  …, шишка -  ….

9. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Занятие   № 5

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш].

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Звук [Ш]  (длительное и многократное произнесение).

4. Слоговые ряды:

 Шка-шко-шку-шки             ашк-ошк-ушк-ишк

 Шко-шку-шки-шка             ошк-ушк-ишк-ашк

 Шку-шки-шка-шко             ушк-ишк-ашк-ошк

 Шки-шка-шко-шку             ишк-ашк-ошк-ушк

5. Заучивание скороговорки:

«Тише, мыши, тише, мыши,

 Кот сидит и еле дышит»

6. Подбор предметов к признакам:

Плюшевый     плюшевая    плюшевое

Пушистый      пушистая     пушистое

7. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка, дедушка, мишка, плюшевый).

8. Звуко - слоговой анализ (Маша, душ).

9. Слоговая структура (игры).

10. Игра «Запомни-повтори)

 Каша – машина – шишка – кукушка

 Мышка – кошка – шапка – пушка

 Мошка – уши – Даша – Саша

Дифференциация [С] - [Ш]

Занятие   № 1

1.   Звуки [С] - [Ш]  (попеременное произнесение).

2.   Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3.   Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4.    Слоговые ряды:

 са-ша           ша-са       са-са-ша         ша-ша-са

 со-шо          шо-со      са-ша-ша        ша-са-са

 су-шу          шу-са       са -ша-са        ша-са-ша

 сы-ши         ши-сы

5. Игра «Подарим картинки Сане и Маше».

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос).

6. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».

7. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.

8. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема).

9. Слоговая структура слов (игры).

10. Связная речь – составление предложений из з-х слов (схема предложений).

Занятие   № 2

1. Звуки  [С] - [Ш]  (попеременное произнесение).

2. Игра «Наоборот»

а) слоги:  са-са-са – ша-ша-ша   аш-аш-аш – ас-ас-ас

 со-со-со -                     ош-ош-ош –

 су-су-су -                     уш-уш-уш –

 сы-сы-сы -                   иш-иш-иш –

 б) слова:                     уши – усы                  вас – ваш

 шутки -                       посол –

 кашка -                        масса –

 Машка -                      Сашка –

 Мишка -                      саман –

 шины -                        басня –

 наш -                           мыс –

3. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

 А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка».

4. Подбор признаков и действий  на звуки [С] - [Ш]  к предмету:

                           Кошка

 Большая                                   спешит

 Пушистая                                 дышит

 Смешная                                  шалит

 Ушастая                                   спит

 Плюшевая                                ест

5. Звуковой анализ: шуба, сады.

6. Игры «Один-много».

 

Занятие   №3

1. Звуки  [С] - [Ш] (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды:

 Сна-сно-сну-сны              асн-осн-усн-ысн

 Сно-сну-сны-сна              осн-усн-ысн-асн

 Сну-сны-сна-сно              усн-ысн-асн-осн

 Сны-сна-сно-сну              ысн-асн-осн-усн

 Шна-шно-шну-шны         ашн-ошн-ушн-ышн

 Шно-шну-шны-шна         ошн-ушн-ышн-ашн

 Шну-шны-шна-шно         ушн-ышн-ашн-ошн

 Шны-шна-шно-шну         ышн-ашн-ошн-ушн

3. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ).

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки.  А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

4. Выделение из рассказа слов

 - со звуком С;

 - со звуком Ш.

5.  Отгадывание загадок - описаний о перелетных птицах.

6. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум,  сын, сани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для автоматизации звуков в речи

№ 1 Звук ССлоги: са-са, са-са-са (медленно  и длительно).Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолё...

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»

Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации  звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Автоматизацию...

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)

Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи  в образовательной деятельности...

Картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Звуки Ш -Ч                            К Чебурашке в чашкуШлепнула...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...

Картотека по автоматизации звуков в речи

Картотека по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков....