Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"
консультация по логопедии (младшая группа)

Тулякова Юлия Александровна

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ТЕМА: «Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада» 

«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! Как же ты красива»

Е. Щукина.

Общение – это особый вид деятельности, который имеет свои мотивы, предмет, содержание, средства, результат.

 Потребность в общении – стремление особого рода к познанию себя и других как личностей.

Речь является формой общения.

 В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи:

 - развитие речи как средства общения

- обогащение активного словаря

- развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог)

- развитие речевого творчества

- знакомство с книжной культурой

- формирование предпосылки обучения грамоте

- развитие звуковой и интонационной культуры речи.

 В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

 - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Общение ребёнка со взрослым ситуативно. В разных ситуациях ребёнок проявляет себя по-разному.

 Дошкольники гораздо эффективнее учатся друг у друга, нежели у взрослых.

 Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

 Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

 Таким образом, овладение родным языком рассматривается, как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности — для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие худ. литературы, конструирование, музыкальная.

 Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

 Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Основными задачами для развития речи на протяжении всего дошкольного возраста являются:

 - Воспитание звуковой культуры речи.

 - Формирование грамматического строя речи.

 - Обогащение словарного запаса.

 - Обучение рассказыванию, связной речи.

 - Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности;

 - на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях;

 -вне занятий

– в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

 Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

 Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.

 Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года.

 В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает

- загадать загадку и найти отгадку

- поискать приметы времени года

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку

- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

 Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

 Читать – это ещё ничего не значит.

Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

 Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

 Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями.

 Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

 Хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

 Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

 Можно придумать с ребёнком свою сказку.

 Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.

  Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.

 Жили-были дед 

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

 и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

 И была у них курочка Ряба 

 (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу),

 Снесла курочка яичко 

(округлите пальцы и соедините их кончики).

 Да не простое а золотое,

 Дед бил, бил 

(постучите кулаком по «яичку»)

 — не разбил. Баба била, била 

(стучите кулаком по «яичку»)

— не разбила. Мышка бежала 

 (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу (помашите указательным пальцем)

 — яичко упало и разбилось

 (уроните расслабленные руки на колени).

 Дед плачет 

 (закройте лицо руками).

 Баба плачет (закройте лицо руками).

 А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики)

 другое, не золотое, а простое.

 Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок»

 Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

 Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

 «Как едет лошадка». Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

 Можно сделать массаж язычку: «Покусываем язычок», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. И здесь, на помощь придут игры.

 Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

 «Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.

 Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».

 Чистоговорки:

 Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:

 "да-да-да — в огороде лебеда",

"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",

 "ша-ша-ша — принесли домой ерша"

 "ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"

 "жа-жа-жа — есть иголки у ежа"

 "чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"

 "жу-жу-жу — я на солнышке лежу" и так далее.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

 Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей.

 Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.

 Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

 Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами.

 Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

 Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).

 Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

 - Что это? (Кто это?)

 -Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать?

 Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада».

Об условиях и факторах , способствующих развитию речи малышей....

Родительская встреча. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада».

Приветствие. Игра « Мы похожи тем, что у нас…..».Сообщение по результатам анкетирования.Игра-диалог «Цветик- семицветик».Презентация игр, применяемых в образовательной д...

Консультация для родителей на тему "Развитие речи детей 4-5 лет в условиях семьи и детского сада"

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи"

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических ...

Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада»...