Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей
консультация по логопедии

Баринова Людмила Викторовна

К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам. Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя - логопеда для родителей

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

К  сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели.

 Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители должны подготовить ребёнка к предстоящей работе,  объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной  коррекционной работе с ребенком.

 Коррекция  звукопроизношения происходит постепенно и состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный. На данном этапе происходит подготовка  речеслухового и  речедвигательного анализаторов к  правильному восприятию и воспроизведению  звуков.  Формируется  заинтересованность в занятиях.

2.  Постановка звуков. На этом этапе необходимо добиться правильного звучания изолированного звука.

3.       Автоматизация звуков.

4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

 

В процессе работы может сложиться такая ситуация: Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.

Что же это – автоматизация звука в речи?

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных  связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация  звука осуществляется по принципу от легкого к  трудному, от простого к сложному.

Последовательность автоматизации звуков:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в  чистоговорках,  скороговорках и  стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и  в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий.

Проведение занятий дома.

Материал, который изучается  на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Все упражнения  должны быть отработаны с ребенком дома под родительским  контролем.

Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься  несколько раз  по 10 - 15 мин.;

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются только карандашами;

          • весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком речевого материала.

         • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);

• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом;

• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца.

Таким образом,  исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего Вам хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:• не ругать ребенка за неправильную речь;• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;• не заострят...

Памятка для родителей. Этапы работы по коррекции звукопроизношения.

Этапы работы по коррекции звукопроизношения. Памятка для родителей...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

laquo;Роль родителей в работе по коррекции    звукопроизношения у детей»...