«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»
статья по логопедии (старшая группа)

Лысенко Оксана Владимировна

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами». У многих из нас  в группах присутствуют дети, для которых русский язык не является родным. Воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»

         Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общения, питания, поведения, чем в большинстве семей россиян, то, приходя в детский сад или школу, он испытывает определённые трудности. И связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски и не понимает обращённой к нему речи, а также с иными культурными установками, полученными в семье, и с отсутствием опыта проживания в русской культурно-языковой среде.  Детей, для которых русский язык не является родным,  можно разделить на две группы:

Дети-билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких детей никогда не были на своей исторической родине. Для детей-билингвов русский язык является почти родным.  Как правило, такие дети коммуникабельны, они свободно говорят по-русски.

—дети-инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали. Дети-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне, а бывает не владеют вообще. При этом такие дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В социуме же дети-инофоны вынуждены общаться  только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких детей определенные трудности.

 Облегчить задачу вхождения в жизнь большинства, овладение культурой и языком, в рамках которых будет проходить дальнейшая жизнь ребёнка, не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры – сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять многие годы. Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре.

Большинство родителей детей – инофонов хотят, чтобы дети ещё в детском саду начали говорить на русском языке в силу разных причин: возможность получения образования в России; вероятность занять более высокое положение в обществе; облегчение миграции; историческое наследие семьи; любовь к русской культуре и т.д.

 Особенности речевого развития двуязычных детей

         Важнейшим фактором является отставание по времени развития на втором языке по сравнению с первым.

они позднее овладевают речью;

словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, при этом сумма слов лексикона ребёнка больше;

многочисленные ошибки, допускаемые детьми: в произношении, в согласовании прилагательных, местоимений, числительных с существительными в роде, числе, падеже, в употреблении предлогов и т.д.;  при отсутствии систематического обучения может быть недостаточно усвоена грамматика;

могут возникнуть трудности при усвоении письменной речи второго языка;

при отсутствии практики может возникнуть постепенная утрата недоминирующего родного языка.

Работа воспитателя в смешанной группе

Воспитание и обучение детей в смешанных группах осуществляется на основе программ и методик, рассчитанных на владение детьми русским языком как родным. Иными словами, работа в дошкольных учреждениях, где состав детей в группах однороден по языку, и  в разнонациональных группах, ведётся по одним и тем же программам и методикам. Практика показывает, что реализация программных задач наталкивается на        определённые трудности. Дети совсем не понимают или понимают неточно указания и объяснения воспитателя, с трудом отвечают на вопросы или дают неправильные ответы. Речь детей на русском языке часто состоит из отдельных слов, они не владеют навыками построения предложения, пересказа литературного или фольклорного произведения. Особую трудность испытывают дошкольники, плохо владеющие русским языком, при общении с воспитателем и сверстниками. 

Тюркская группа языков – одна из самых распространенных в Санкт–Петербурге – характеризуется отсутствием категории рода (распределение по родам связано с половыми различиями); не сходен объем значений с русским языком (в 2 раза меньше); не совпадает порядок слов; отсутствуют звуки Ы, Ш, Щ, все мягкие; нет логического и акцентного ударений); наличие звуков русского языка, близких звукам родного языка (гласные Е, О, У, И); отсутствие вида глагола и др. Например, при осмыслении детьми глаголов движения отмечается, с одной стороны, что, как в родном, так и в русском языке эти глаголы обозначают способы передвижения, с другой – их отличие. Так, если в русском языке движение по земле дифференцируется на движение пешком и при помощи транспорта, то в тюркской группе языков подобная дифференциация отсутствует: глаголы «едем» и «идем» передаются одним словом.

В таблице представлен фрагмент паспорта–сопоставления индоевропейской группы языков и тюркской группы языков (турецкий, азербайджанский (тюркский), туркменский, башкирский, казахский, киргизский, чувашский)44.

Таблица 1. Фрагмент паспорта–сопоставления двух языковых систем

Русский язык (индоевропейская группа)

Родной язык (тюркская группа)

Фонетика

Наличие мягких согласных

Отсутствие мягких согласных

Проблемы

При восприятии мягких согласных нерусские учащиеся замечают лишь образный элемент мягкости. При замедленном произнесении «и» переходит в «й», а мягкий перед гласным учащиеся заменяют твердым согласным («опять» – «апйат»). Т.о., отдельный звук воспринимается учащимися как два звука. Самое трудное – это мягкие согласные в конце слова – пять – пяц (т.е. смычное «т» заменяется аффикатом «ц»).

Способы устранения

Имитация, артикуляция, сопоставление. Целесообразно сопоставлять слова, отличающиеся одним звуком (рад, ряд). Делать это рекомендуется через артикуляцию, а затем сопоставлять их значение (представлять слово как концепт – систему смыслов), вводя в контекст словосочетания, предложения, текста (концепт как интертекст культур (русской и родной)).

Постижение слов с помощью фонетических ассоциаций. Суть метода: подбирается сходное по звучанию с родным русское слово или несколько слов – фонетическая ассоциация. Затем фонетическая ассоциация соединяется с помощью сюжета (лучше литературного произведения, публицистики) с образом слова. Фонетическая ассоциация – «родное слово – образ в русском языке».

Упражнения

Прочитайте слова. Скажите, в каких словах звук «в» твердый, а в каких – мягкий. Сопоставьте произношение звуков. Поставьте слово в контекст словосочетания. Подберите ассоциации со словом из читательского и жизненного опыта.

 Морфология

Проблемы

Дифференциация глаголов движения

Отсутствует дифференциация глаголов движения

Глаголы «едем» и «идем» передаются одним словом

Способы устранения

Работа со словами «едем и идем» как концептами (выявление лексических смыслов слов). Составление словосочетаний, предложений (концепты «едем и идем» представляются в интертексте культур (русской и родной)).

Упражнения

Идем в метро, едем в метро. В чем смысловая разница словосочетаний? Вспомните, в каких художественных произведениях, публицистических статьях Вы встречались с глаголами движения? Приведите примеры. В чем отличие в употреблении глаголов в разных культурах?

Ударение (подвижное) 

Ударение (отсутствие подвижности)

Проблемы

Ошибки в произнесении слов; в акцентах, логических ударениях

Способы устранения

Работа с односложными словами (сила ударения и его интенсивность), превращение односложных слов в двусложные с переносом ударения (дом – дома) Здесь можно сделать акцент на формообразование (формы ед.ч. и мн.ч.), ударение различает значение слова (стрелки и стрелки).

Упражнения

Поставьте ударение, объясните, что изменилось в слове (лексическое значение). Составьте словосочетания. Выразительно их произнесите.

Современные исследования показали, что «скачок» в развитии речи детей связан, как правило, не столько с быстрым накоплением слов в их лексиконе, сколько с появлением навыков вычленять словоизменительные и словообразовательные элементы в речи и использовать их в соответствии с правилами, существующими в данной языковой среде.

Аналогично естественному речевому онтогенезу на начальном этапе усвоения грамматики неродного языка доминирующим является овладение словоизменительной его системой. В этот период ребёнок активно учится использовать различные формы слова, словообразование как языковое явления остаётся пока вне поля его внимания и осознания.

Но следующий этап грамматического развития ребёнка характеризуется тем, что ведущая роль отводится усвоению словообразовательной системы русского языка.

Поэтому обучение русскому языку условно можно разделить на два этапа.

На первом этапе основное внимание уделяется словоизменительной системе, словообразовательный аспект является вспомогательным, а на втором этапе более подробно рассматриваются словообразовательные модели изучаемого языка.

Овладение словоизменительной системой языка служит определённой цели – научиться строить коммуникативно значимую фразу.

В грамматике русского языка основные базовые категории – это категория рода и категория одушевлённости/неодушевлённости. От их усвоения зависит в дальнейшем овладение всей словоизменительной системой.

 Отдельного внимания и самой серьёзной работы заслуживает согласование прилагательных с существительными.

Как известно, в русском языке существует два основных способа передачи отношений между реалиями окружающего мира: система глагольных парадигм и шестичленная совокупность окончаний падежей.

К работе с падежной системой приступаем опять же исключительно с точки зрения её функциональной ценности. Падежная система так важна, потому что позволяет с помощью различных грамматических моделей описать определённые жизненные ситуации.

Сначала дети знакомятся с формами предложного падежа и только в значении местонахождения предмета (лежит на столе, сидит на диване). Другие значения не упоминаются.

Потом дети знакомятся с формами винительного падежа, но только в двух значениях: объект действия (видит собаку) и направление движения (идём в зоопарк).

 Следом за винительным осваиваются формы дательного падежа в значении: адресат действия (дали кошке, подарили девочке).

Творительный в значении: орудие действия (рисует карандашом) и совместное действие (играет с кошкой) предъявляется позже, так как выражает более сложные отношения между предметами.

 И последний – родительный в значении: отсутствие предмета (нет книги).

Падежные формы существительных во множественном числе представлены в тех же значениях, кроме родительного. Здесь дополнительно отрабатывается ситуация «существительное после числительных».

 Далее работа ведётся с формами глаголов.

Научившись вычленять в русской речи изменяемые элементы слова, уловив «технику» связи между словами, ребенок  начинает применять эти правила в своей речевой практике. В период овладения словоизменительной системой русского языка, в речи детей присутствует большое количество грамматических нарушений, в основе которых лежат трудности усвоения категорий рода и одушевлённости/неодушевлённости. Этот факт лишний раз указывает на необходимость тщательной и многократной отработки этих базовых категорий, в результате которой слова в языковом сознании ребёнка объединяются в группы по различным грамматическим категориям и ошибки исчезают.

Необходимым условием полноценной коммуникации является владение не только словоизменительной, но и словообразовательной системой языка.

Богатая и разветвлённая система словообразования является наиболее яркой отличительной особенностью русского языка. Подавляющее большинство русских слов – 70–80% – составляют так называемые производные слова.

 Так же, как и при усвоении системы словоизменения, формирование словообразовательных навыков происходит постепенно: сначала усваиваются наиболее простые, часто употребляемые в языке модели. Например, существительные с уменьшительно–ласкательными суффиксами (стол – столик).

Презентация языкового материала начинается с наблюдения за определёнными явлениями реальной жизни. На основе этих наблюдений мы помогаем ребенку вычленять из морфологически однотипных слов ту «частичку», которая вносит что– то общее в их смысл и позволяет объединить их в определённые группы.

Такому обобщению подвергаются слова с общим суффиксом: розочка, вазочка, шапочка, если речь идёт о маленьком или милом предмете. И если ребёнку известно, что столик – это маленький стол, а мячик – это маленький мяч, то название маленького ключа он легко определит сам.

Довольно легко усваивается сравнительная степень прилагательных.

Способы словообразования существительных дети, как правило, усваивают в рамках изучения определённых лексических тем. Например, при изучении темы «Домашние животные и их детёныши», у них формируется представление о том, что названия детёнышей образуются с помощью суффиксов –онок–, –ёнок– (у кошки – котёнок, у утки – утёнок).

А при знакомстве с темой «Растительный мир» дети узнают способы образования относительных прилагательных (лист берёзы называется берёзовый, а лист дуба – дубовый).

С полным планированием  занятий по старшему дошкольному возрасту можно познакомиться в приложении к данному выступлению.

  Основной задачей ежедневной работы воспитателя с детьми в повседневной жизни является повышение их уровня владения русской речью. Ведущая форма работы – целенаправленное общение естественного типа в различных наглядных и предметно-практических ситуациях (индивидуально с ребёнком, с небольшой подгруппой детей). Следовательно, воспитатель должен прежде всего больше говорить с детьми, но при этом речь педагога не должна носить монологического характера, важно постоянно обращаться к детям с вопросами, предложениями.

        При планировании работы с детьми по повышению их уровня владения русской речью, воспитателю необходимо придерживаться следующих общих методических рекомендаций:

- в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, целесообразно сопровождать обращённую к детям речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;

- при планировании занятий необходимо учитывать достигнутый уровень владения языком, подбирать материал для обучения, соблюдая последовательность формирования речевых умений и навыков;

- для активизации речевой и речемыслительной деятельности детей необходимо как можно чаще применять коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы).

        Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на занятиях и вне занятий шире использовать различную наглядность. Для этого в группе рекомендуется оформление         постоянного речевого уголка со сменой лишь части заданий в зависимости от         темы.  

 Речевой уголок включает:

библиотечный уголок, в котором сосредоточена литература по данной теме;

игровой уголок с коммуникативными играми;

уголок для рисования на свободную тему, письма;

уголок прослушивания, где хранятся кассеты с записями сказок и стереомагнитофоны с наушниками, диафильмы для нерусскоговорящих дошкольников (например, «Сказка про репку» автор Е.Бажанова, «Маша и медведь» автор М Борисенко – М.: студия «Диафильм»), а также связанные со сказками задания;

телефонный уголок для упражнений в диалоге.

Необходимо целенаправленно использовать в учебно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности двуязычных детей.

Повышенный интерес у детей вызывают игры-драматизации (ролевые игры). Воспитатель может дополнительно включать в игровую деятельность детей (по мере накопления необходимых для игры слов, грамматических форм) этот вид игры с указанием ситуации, например: «Мама готовит обед», «Семья обедает», «У врача», «Шофёр и дети» и т.д. Исполняя роли в игре, дети ведут разговор и тем самым включают в речь (соответствующие ситуации) знакомые слова и формы слов, самостоятельно составляют предложения усвоенных конструкций. Вне занятий целесообразно использовать игры-инсценировки знакомых сказок (или их фрагментов): «Колобок», «Теремок», «Козлята и волк» и др.

Живой процесс постижения русского языка всецело зависит от атмосферы сотрудничества на занятиях и тех используемых педагогом методических  приемов, которые помогают ему  прикоснуться одновременно и к уму, и к сердцу каждого ребенка. От эрудиции педагога, от его любви к детям зависит отношение  детей к русскому языку. Вспомним известные слова 15 слайд Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку, знай  ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял ее учить, наука не производит воспитательного влияния».

Приложение 1

Содержание программы обучения детей-инофонов.

Старшая группа.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

После двухнедельного обследования состояния устной речи детей-инофонов логопед приступает к занятиям (подгрупповым и индивидуальным). Работа по выработке навыков и умений общения на русском языке ведётся в следующих направлениях: коррекция звукопроизношения (при необходимости), расширение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Звукопроизношение: уточняется произношение твёрдых (особенно всегда твёрдого Ш) и мягких согласных звуков, отработка одно-, двух- и трёхсложных слов с твёрдыми согласными без стечения согласных (вот, тут, шар, рот, да, машина, голова) и со стечением согласных в середине слова (кукла).

Словарная работа: отработка словаря по лексическим темам «Игрушки», «Части тела», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

Грамматический строй речи: усвоение форм единственного существительных, глаголов 3 лица единственного настоящего времени; согласование прилагательных и существительных в роде и числе, существительных и глаголов.

Связная речь: формирование первоначальных умений различать по интонации, правильно произносить и составлять повествовательные и вопросительные предложения следующих грамматических конструкций:«вот + имя существительное» (Вот шар), «тут (там) + имя существительное» (Тут шар. Тут шар?), «имя существительное + глагол 3 л.ед.ч. наст.вр.» (Девочка идёт).

       

        8

II период обучения (декабрь, январь, февраль):

Речевые возможности детей возрастают, появляется более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грамматического материала. Они становятся более общительными, используют речевые умения в простых коммуникативных ситуациях.

Звукопроизношение: продолжается работа над совершенствованием у детей навыков правильного произношения звуков (различение твёрдости-мягкости,         глухости-звонкости, взрывности-фрикативности согласных звуков).

Словарная работа: усвоение словаря по лексическим темам  «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Части тела», «Умывальные принадлежности», «Детский сад», «Зимняя одежда», «Домашние птицы», «Транспорт».

Грамматический строй речи: отработка ранее усвоенных грамматических категорий, а также согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, твой, твоя, твоё с существительными; усвоение глаголов I и  II лица наст. времени ед. числа и глаголов  III  лица  мн. числа настоящего времени,  употребление существительных в винительном, родительном, дательном  падежах единственного числа с предлогом и без предлога У.

Связная речь: составление повествовательных и вопросительных         предложений с известными конструкциями; участие в диалоге по заданной         ситуации; составление предложений,         коротких рассказов  по демонстрируемым действиям, по картинкам.

        III период обучения (март, апрель, май):

Воспитательная работа направлена на практическое усвоение пройденных грамматических конструкций, а также на развитие первоначальных навыков монологической речи, воспитание активности и уверенности в различных видах речевого общения.

Звукопроизношение: к этому времени у большинства детей-инофонов фонетическая система русского языка сформирована. При необходимости         продолжается работа по дифференциации согласных звуков.

Словарная работа: освоение и обогащение словаря по темам «Дом. Семья», «Профессии», «Птицы», «Весна», «Мебель», «Продукты питания», «Игрушки», «Труд людей в природе»,  «Весна. Лес», «Наш город»,  «Домашние животные».

Грамматический строй речи: совершенствование лексико-грамматических конструкций, изученных в предыдущих периодах; усвоение творительного, предложного падежей существительных в единственном числе; употребление предлогов В, НА, ПОД, О, глаголов прошедшего времени; образование приставочных глаголов.  

Связная речь: закрепление и совершенствование умений составлять предложения и связные высказывания с усвоенными конструкциями; составление рассказов по демонстрируемым действиям, по серии картинок;         пересказ коротких текстов; ведение диалога.

Примерный перспективный тематический план занятий

по формированию лексико-грамматических категорий

(1-й год обучения, старшая группа)

Неделя

Лексические темы

Грамматические категории

Количество занятий

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1-2

Обследование

4

3

4

«Игрушки»

«Части тела»

Формирование понятий о предмете

2

2

5

«Семья»

Формирование понятий о действии и предмете

2

6

«Овощи. Огород»

Закрепление понятий о действии и предмете (вопросы: Кто? Что? Что делает?)

2

7

8

«Сад. Фрукты»

«Одежда»

Род имен существительных (муж, жен.);  местоимения ОН, ОНА.

2

2

9

«Осень»

Согласование глаголов 3 л. ед. ч. наст. вр. с существительными и местоимениями. Развитие связной речи.

2

10

11

«Посуда»

«Мебель»

Согласование прилагательных с существительными муж. и жен. рода

ед. числа.

2

2

12

Повтор пройденных тем

Род имен существительных (средний). Местоимение ОНО.

2

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

13

«Зима»

Глаголы 1 и 2 лица наст.вр., ед.числа.

Личные местоимения 1 и 2 лица ед. ч.

2

14


15

«Домашние животные»

«Дикие животные»

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в ед. ч. (с предлогом «У»)

2


2

16

«Новый год»

Глаголы 3 лица мн. числа наст. вр.

Развитие связной речи.

2

17

«Части тела»

Согласование притяжательных местоимения МОЙ, МОЯ

с существительными.

Согласование притяжательных местоимений ТВОЙ, ТВОЯ.

1



1

18

«Умывальные принадлежности»

Согласование притяжательных местоимений МОЁ, ТВОЁ

с существительными.

2

19

«Детский сад»

Глаголы 1 и 2 лица мн. числа наст. вр.

Падежные конструкции. Родительный падеж личных местоимений в ед. ч.

1  

1      

20

«Зимняя одежда»

Падежные конструкции. Винительный  падеж существительных в ед. ч.

2

21

«Домашние птицы»

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в ед. ч.

2

22

Транспорт

Предлог «К».

2

23

Повторение пройденных тем

Дифференциация предлогов «К» - «ОТ»

2

III период обучения (март, апрель, май)

24

25

«Дом. Семья»

«Профессии»

Падежные конструкции. Творительный падеж  существительных ед. ч.

2

2

26

«Птицы»

Приставочные глаголы.

Развитие связной речи.

2

27

«Весна»

Предлог «НА»

2

28

«Мебель»

Предлог «ПОД».

2

29

«Продукты питания»

Предлог «В».

Относительные прилагательные.

1

1

30

«Игрушки»

Дифференциация предлогов

«НА» - «ПОД».

Развитие связной речи.

2


31

«Труд людей в природе»

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

2

32

«Весна. Лес»

Предлоги «В», «НА», «ПОД».

          2

33

«Наш город»

Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже.

2


34

«Домашние животные»

Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. ч. по падежам.


2

35

Повторение пройденных тем

Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. числе по падежам.

Развитие связной речи.

2

Подготовительная группа.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

Обследование состояния устной речи детей-инофонов. Закрепление у детей навыков правильного произношения всех звуков русского языка, развитие лексико-грамматических средств языка,  самостоятельной связной речи.

Словарная работа: актуализация словаря по лексическим темам «Наше тело», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Квартира. Мебель», «Одежда обувь», «Головные уборы», «Посуда. Столовые приборы», «Продукты питания».

Грамматический строй речи: практическое употребление форм единственного и множественного числа существительных, приставочных глаголов с разными оттенками значений, относительных прилагательных, предлогов «в», «из» ; введение в активную речь названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами; усвоение и практическое употребление падежных форм (родительный падеж множественного числа существительных), согласование прилагательных с существительными и местоимениями в роде и числе, существительных и глаголов.

Связная речь: повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения., обучение построению сложных предложений. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей (заучивание и инценсирование диалогов, заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической темой).

         2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Словарная работа: обогащение словаря по лексическим темам «Бытовые приборы», «Профессии», «Новогодний праздник», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Транспорт», «Детский сад». Употребление обобщающих слов по изученным темам, усвоение слов – антонимов.

Грамматический строй речи: отработка ранее усвоенных грамматических категорий, практическое употребление существительных в винительном, дательном, творительном, предложном падежах множественного числа с предлогом и без предлога, закрепление согласования существительных с прилагательными и местоимениями.

 Связная речь: закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в первом периоде; составление предложений по опорным словам и предметным картинкам; расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседы по прочитанному, пересказы по ролям и инсценирование); составление рассказов по картине и по серии сюжетных картин.

        3 период обучения (март, апрель, май):

Словарная работа: освоение и обогащение словаря по темам «Семья. Мамин праздник», «Домашние животные», «Дикие животные», «Весна», «Весна. Сельскохозяйственные работы», «Птицы», «Наш дом», «Весна. Лес», «Насекомые» «Садовые и полевые цветы», «Школа», «Лето».

Грамматический строй речи: закрепление трудных категорий предыдущих периодов; практическое употребление падежей существительных в единственном и множественном числе; упражнение в правильном употреблении сложных предлогов.

Связная речь: продолжение работы по формированию умения строить сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); продолжение работы по совершенствованию диалогической речи; развитие навыка монологической речи (по плану, по ситуации). Развитие интонационно-выразительной стороны речи.

Примерный перспективный тематический план занятий

по формированию лексико-грамматических категорий

(2-й год обучения, подготовительная группа)

Неделя

Лексические темы

Грамматические категории

Количество занятий

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1-2

Обследование

4

3




«Наше тело»



Падежные конструкции. Именительный падеж мн. ч. существительных.

Согласование прилагательных с существительным и местоимениями муж. и жен. рода в ед. и мн. ч.

2





4

«Осень»

Согласование прилагательных с существительным и местоимениями муж. и жен. рода в ед. и мн. ч.

Развитие связной речи.

2

5

«Овощи»

Распространение предложений одним определением.

Глаголы совершенного и несовершенного вида

2


6

«Фрукты»

Падежные конструкции. Родительный падеж мн. ч. существительных.

2

7

8.

«Перелетные птицы»

«Квартира. Мебель»

Приставочные глаголы. Падежные конструкции. Родительный падеж мн. числа  существительных.

2

2

9

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ, ВАШ, ВАША, ВАШИ с существительными.

2

10

«Посуда. Столовые приборы»

Дифференциация предлогов  «В» - «ИЗ».

2

11

«Продукты питания»

Относительные прилагательные.

2

12

Осень (обобщение).

Комплексное занятие «Осенняя сказка»

Падежные конструкции. Именительный и родительный падеж мн. числа существительных. Развитие связной речи.

2

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

13

«Бытовые приборы»

Падежные конструкции. Винительный падеж мн.ч. существительных.

2

14

«Зима»

Сложноподчиненное предложение с союзом «а», «и»

2

15

«Профессии»

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных мн. числа.

2

16

«Новогодние праздники»

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных мн. числа. Развитие связной речи

2

17

«Зимние забавы»

Употребление глаголов в разных временных формах. Развитие связной речи.

2

18

«Зимующие птицы»

Предлоги «С» - «СО».

2

19

«Дикие животные»

Притяжательные прилагательные.

2

20

«Транспорт»

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных мн. числа.

2

21

«Детский сад»

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных мн. числа.

2

22

«Профессии»

Согласование числительных с существительными.

2

23

Зима (обобщение).

Комплексное занятие «Зимушка-зима»

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных.  Развитие связной речи.

2

III период обучения (март, апрель, май)

24

«Семья. Мамин праздник».

Притяжательные прилагательные

 ед. и множ. числа. Согласование прилагательных с существительными.

2

25

«Домашние животные»

Притяжательные прилагательные. Предлог «ИЗ - ПОД».

2

26

«Дикие животные»

Согласование числительных с существительными.

Предлог «ИЗ - ЗА».

2

27

«Весна»

Сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Развитие связной речи.

2

28

«Весна. Сельскохозяйственные работы»

Сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».

2

29

«Птицы»

Предлог «НАД».

2

30

«Наш дом»

Согласование числительного, прилагательного и существительного.

2

31

«Весна. Лес»

Согласование числительного, прилагательного и существительного. Развитие связной речи.

2

32

«Насекомые»

Дифференциация предлогов «ИЗ - ЗА» - «ИЗ - ПОД».

2

33

 «Садовые и полевые цветы»

Дифференциация предлогов «НА» - «НАД».

2

34

«Школа»

Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. и мн. числе по падежам.

2

35

Времена года. Комплексное занятие «Здравствуй лето»

  Падежные конструкции. Изменение существительных в ед. и мн. числе. Развитие связной речи

2

Структура занятий:

- 2 занятия по 20-25 минут;

- занятия объединены сюжетно-дидактической темой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"

В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...

Современные образовательные технологии в обучении английскому языку детей дошкольного возраста.

В методике обучения иностранному языку дошкольников разработано множество разнообразных игр и красочных пособий, но нет целостной системы предъявления этого материала в условиях  ДОУ, к тому же т...

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

РаннПроблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вы...

памятка родителям по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста

Почему ранний возраст предпочтителен для занятий иностранного языка? Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...