Элементы нейропсихологической коррекции моторной сферы в работе с детьми ОВЗ
статья по логопедии

В статье представлен опыт работы нейропсихологической коррекции моторной сферы в работе с детьми ОВЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна, учитель-логопед

Элементы нейропсихологической коррекции моторной сферы в работе с детьми ОВЗ

Развитие моторной сферы является важнейшим условием формирования личности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Опираясь на знания теории организации движений, изученной известным физиологом Н. А. Бернштейном, в коррекционной работе учитываются основные нарушения уровневой теории организации движений у детей с ОВЗ:

Руброспинальный уровень регуляции движений. У детей присутствует тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев в состоянии покоя, либо в сильном напряжении.

Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения. У детей присутствует моторная неловкость, трудности в увязке целостного движения. Коррекция заключается в увязке целостного большого движения, согласовании его составных частей.

Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля. Подуровень С-1, С-2, отвечает за согласованность движения при помощи зрения с внешним пространством. С-1 обеспечивает оценку направления движения, а также дозировку силы движения. С-2 регулирует и осуществляет максимальную целевую точность движения. У детей наблюдаются порезы, нарушения мелкой, общей моторики, координации движений при игре в мяч, при выполнении артикуляционной гимнастики, при выполнении графических работ.

Теменно-премоторный кортикальный уровень организации движений. Осуществляет пространственную осмысленность движений. У детей нарушена смысловая организация, реализация движений, ориентировка в пространстве, медленно формируются навыки.

Уровень символической организации. Обеспечивает понимание чужой и собственной речи, выражение своих мыслей. Характерны нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.

Для коррекции различных нарушений движений и активности, необходима систематическая работа по формированию моторной сферы по основным направлениям: развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонетических процессов, грамматического строя речи, развития деятельности головного мозга, межполушарного взаимодействия.

Для этого в работе с детьми используются различные виды деятельности: игровая деятельность, кинезеологические упражнения, упражнения с мячом, различные виды массажа, самомассажа, в том числе су-джок терапия, дыхательные практики, подвижные игры, упражнения на ориентировку в пространстве, в собственном теле, двигательно-графические упражнения, пальчиковые, теневые игры.

Цель коррекционной работы стимулировать развитие, активировать деятельность головного мозга, межполушарного взаимодействия, речевых областей в коре головного мозга, стимулировать развитие речи. Способствовать овладению тонкими движениями пальцев, моторной сферы, нормализовать мышечный тонус. Мотивировать потребность быть здоровым.

Развитие моторной сферы осуществляется посредством су-джок терапии с использованием массажных шариков, кольцевых пружинок, массажного эспандера, а также прищепок, карандашей, небольших массажных мячей, разноцветных каучуковых шариков, массажных упражнений лицевых мышц, игры с кинетическим песком, с графическими дощечками, пальчиковые, теневые игры.

Создана картотека игр по развитию моторики с проговариванием стихов, речевых рифмовок, чистоговорок.

Например, упражнение с массажным шариком «Ежик». Массаж, самомассаж выполняет взрослый или ребенок на правой, левой руке, одновременно двумя руками. Используем два массажных шарика, проводим ими по ладоням ребенка, которые лежат на коленях вверх, делаем по одному движению на каждый ударный слог: «Гладь мои ладошки ежик! Ты колючий, ну и что же! (продолжает ребенок, гладит, покачивая шарики). Я хочу тебя погладить. Я хочу с тобой поладить», и др.

Упражнения с кольцевыми пружинками «Мальчик-пальчик, где ты был». Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, сначала одной, затем другой рукой, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, речевые рифмовки.

Упражнения с массажным эспандером «Кружок». Сжимаем и разжимаем кисти рук поочередно и вместе. «Я с кружком играю, кисти рук я развиваю. Раз, два-правой ручкой жму. Три, четыре-левой ручкой жму. Двумя руками поработали немножко. И горячими стали ладошки», и др.

Игры с прищепками «Веселые пальчики». Ребенок надевает прищепки на пальцы руки, держит несколько секунд, тоже с другой рукой, проговаривая стишки «1,2,3,4,5 вышли пальчики играть…» и т. п.

Игры «Катание по ладоням, пальцам и между ними карандашей, орехов, шариков».

Перекатывая карандаш, произносим стихи «Карандаш в руке катаем и ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, свои ручки согреваем»; «Юла», вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами, двумя пальцами одной руки, затем другой, двумя руками; тоже с большим и средним пальцами «По столу круги катаю, юлу весело вращаю, карандаш не выпускаю», и т.п.

Массажные игры, самомассаж лицевых мышц, упражнения для мышц языка, челюсти также используются для развития артикуляционной и общей моторики.

Проговаривая стихи, ребенок выполняет массажные движения в соответствии с текстом. Массаж лицевых мышц «Листопад». «За листочками листочки, тихо кружатся, летят. Укрывает все тропинки, покрывалом листопад». Поглаживающие движения, направление движений от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. «Метелица» спиралевидные упражнения, по основным направлениям и другие.

Игры с кинетическим песком направлены на сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, фантазии, на снятие напряжения, гиперреактивности, снятие страхов, неврозов, развитие сосредоточенности, самостоятельности, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Например, игра «В огород пойдем, урожай соберем». Детям предлагается собрать урожай левой, правой рукой, двумя руками. Уточняются, расширяются знания детей об окружающем мире, развиваем мышление, речь, мелкую моторику. Сажаем огород, в песочнице. Предлагается детям убрать урожай, рассказать, что выросло, описать их по форме, цвету, размеру, сообщить о способах уборки разных культур.

Упражнения по развитию мелкой моторики улучшают мышление, концентрируют внимание, развивают память, речь.

Важным направлением по формированию моторной сферы является кинезеологические упражнения. Развитие умственных способностей, физического здоровья осуществляется через двигательные упражнения, направленные на межполушарное воздействие необходимое для координации работы мозга, для передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга частая причина трудностей в обучении детей. При недоразвитии межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между полушариями.  Двигательные упражнения направлены на восстановление, активацию, тренировку различных сенсорных навыков, оптимальное состояние которых используется в коррекционной работе с детьми. П. Дениссон, автор книги «Гимнастика мозга» обобщил процесс обучения через движение.

Система упражнений активирует деятельность тела и мозга, улучшает эмоциональное, физическое, умственное состояние, пробуждает систему тело-мозг, интеллект.

Двигательные упражнения, пересекающие среднюю линию тела, растягивающие упражнения, упражнения, повышающие энергию тела, способствующие позитивному отношению, воздействуют на эмоциональную систему мозга, стабилизируют нервные процессы организма, а также дыхательные, двигательные глазные, двигательно-графические упражнения способствуют нейропсихологической коррекции моторной сферы у детей с ОВЗ.

Двигательные, кинезиологические упражнения успешно используются с детьми ОВЗ.

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела, улучшают навыки слушания, восприятию, усвоению новой информации, улучшают формирование навыков чтения, письма, сообщают об гармоничном использовании в работе обоих полушарий. Например, упражнения: Перекрестный шаг, Ленивая восьмерка. Двойные рисунки. Алфавит восьмерки. Слон. Брюшное дыхание. Перекрестный шаг сидя. Энергетизатор. Мысль о перекрестке Х.

Упражнения на растягивание, нормализируют неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, или мышечную слабость, активизируют функции головного мозга. Например, упражнения: Сова, Активация руки. Сгибание стопы ног. Помпа икр ног. Гравитационное скольжение. Заземлитель.

Упражнения, повышающие энергию тела, обеспечивают необходимую скорость, интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Например, упражнения: Вода. Кнопки мозга. Кнопки земли. Кнопки баланса. Кнопки космоса. Энергетический зевок. Думающий колпак.

Упражнения, способствуют позитивному отношению, воздействуют на эмоциональную систему мозга, стабилизируют нервные процессы организма, несложные упражнения по развитию моторной сферы, помогают учиться, энергии хватает на все важные дела. Например, Крюки. Позитивные точки.

Используются двигательные глазные упражнения, которые расширяют поле зрения, улучшают восприятие, разнонаправленные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия.

Все упражнения выполняются на правильном вдохе и выдохе, диафрагмальное дыхание способствует развитию дыхательной функции, улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль, произвольность.

Используются двигательно-графические упражнения: зеркальные, парные, двойные. Выполняются левой или правой рукой, затем двумя руками одновременно. Графическое копирование изображений позволяет установить связи между затылочными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга. Комплексы симметричных рисунков, включают в работу правое, левое полушарие, осуществляется тренировка периферического поля зрения, активируются различные отделы больших полушарий головного мозга, межполушарного взаимодействия, синхронизируя работу полушарий, активируя работу мозга, расширяя сенсорный опыт.

В результате, происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, сенсорная, пространственная координация, повышается уровень внимания, расширяется возможность координации обеих рук, точность мелко моторных движений.

В коррекционной работе используется пособия: альбом «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», рабочая тетрадь «Графомоторика» О. А. Давыдовой, «Развиваем моторику обеих рук» А. Е. Пушкова и другие. Дети выполняют упражнения, обводки, штриховки, раскраски «зеркальных» рисунков. Это способствует развитию зрительно-пространственной ориентации, синхронизации работы глаз, рук, зрительного восприятия, активизируется в целом деятельность головного мозга.

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори» с комплексом кинезиологических упражнений помогает воспроизвести положение рук, позу по образцу картинки. Например, «Лезгинка», «Ухо-нос», «Колечко» и другие.  Совершая необходимые действия, при выполнении возникает поисковая активность, возбуждение в глубинных структурах головного мозга, активизируя работу полушарий, развивая внимание, пространственные представления, улучшается реакция.

Использование в работе с детьми ОВЗ специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Игровые сеансы, направлены на синхронизацию работы полушарий мозга, на повышение функциональных возможностей.

В работе с детьми ОВЗ необходимо использовать знания нейропсихологии, взаимосвязь психических процессов: памяти, внимания, речи, мышления с работой головного мозга, его отделов, правого, левого полушарий.

И. В. Павлов писал: «Развитие функций обеих рук (моторной сферы) и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии».

Развитие моторной сферы, кинезиологические упражнения способствуют оптимизации, коррекции межполушарных взаимодействий, необходимых для коррекции работы мозга, передачи информации из одного полушария в другое, помогает активировать новые нейронные связи, повысить эффективность мышления, увеличить способность мозга к запоминанию, к учению.

Литература

  1. Глозман Ж. М. «Нейропсихология детского возраста». Академия, М., 2009 г.
  2. П. Деннисон, Г. Деннисон. «Гимнастика мозга». Весь. 2020 г.
  3. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста». Гоезис. М., 2008 г.
  4. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми». 2019 г.
  5. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР). Феникс, 2020 г.
  6. Праведникова И. И. «Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка». Айрис-Пресс, 2016 г.
  7. Гончарова К. «Нейропсихологические игры 2. Феникс. 2019 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нейропсихологической коррекции речевой сферы

Данная программа представляет собой цикл занятий для детей с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения речевой и двигательной сфер, нарушения ...

Мастер-класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с различными нарушениями развития»

Материал для повышения уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных...

Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в р...

Конспект образовательной деятельности с элементами нейропсихологической коррекции для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности с элементами нейропсихологической коррекции для детей старшего дошкольного возраста...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений. Данные игры помогут логопедам, воспитателям и родителям при работе с детьми имеющих речевые нарушения....