Звуки "С-З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тимохина Эльвира Николаевна

Занятие по автоматизации и дифференциации в речи свистящих звуков, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по дифференциация звуков [с] - [з]

(подготовительная к школе группа )

Цели:

- Различение звуков [с] — [з] на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.

- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными.

- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза при обучении детей чтению и письму по схемам и с помощью разгадывания кроссворда.

- Обучение связной речи при пересказе сказки «Как собака друга искала».

- Образование разноприставочных глаголов.

- Образование однокоренных слов.

- Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

Раздаточный материал:

- эмблемы с изображением зайца и совы;

- дидактическая игра «Подари картинку»;

- лото «Сосчитай и назови птиц»;

- конверты с буквами для составления кроссворда.

Демонстрационный материал:

  • мнемотаблица;
  • звукослоговые схемы слова и предложений;
  • письмо с загадками;
  • магнитная доска;
  • изображения совенка и зайчонка.

Помещение (группа), в котором проводится занятие, должно быть красиво оформлено с использованием в качестве декораций настенного панно и елок.

Ход занятия

Логопед. Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Здравствуйте!

Сюрпризный момент

Ворона приносит письмо. В письме загадки:

Днем спит, ночью летает,

Мышей в лесу ночью пугает. (Сова.)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка, Кто же это?» (Зайка.)

Сравнение звуков [с] - [з]

Логопед. Какие первые звуки в словах-отгадках? ([с], [з])

Чем они похожи? (Согласные, твердые.)

Чем отличаются? ([с] — глухой, [з] — звонкий.)

Образование однокоренных слов

Дети делятся на две команды — «Совята» и «Зайчата», надевают на себя символы совы и зайца. Далее, во время занятия, команды соревнуются.

Логопед предлагает детям подобрать однокоренные слова к словам «сова» и «заяц» (совушка, совенок, совята, совиный, зайчик, зайчонок, зайчишка, заячий).

Дидактическая игра «Подари картинку зайчонку и совенку» (дифференциация звуков [с] - [з] в словах)

На доске изображены четыре схемы слов, а у детей на столах лежат подписанные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с] — [з]. Детям дается задание поставить свои картинки к схемам в соответствии со звуковым наполнением слова.

Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в конце:

куст, мост, зонт.

Предметные картинки односложных слов со стечением ее гласных звуков в начале:

стол, слон, звон.

Предметные картинки двусложных слов из двух открытых слогов:

бусы, ваза, роза.

Предметные картинки трехсложных слов из трех открытых слогов:

мимоза, посуда, береза.

Дети находят свою схему и ставят под нее картинки, называя их и объясняя свой выбор.

Игра «Составь предложение» (дифференциация звуков [с] - [з] во фразах)

 старый

Команде «Совята» предлагается исправить деформированное предложение:

(Сова спит в старом дупле) и нарисовать его схему на магнитной доске.

Команде «Зайчата» предлагается другое предложение:

|заяц[    | куст |        |жить|

[под|      |зеленый|

(Заяц живет под зеленым кустом)

Игра-лото «Сосчитай и назови птиц» (образование сложных прилагательных и их согласование с существительными и числительными)

На доске картинки, на которых изображено по одной птице: снегирь, сорока, голубь, синица, дятел. А у детей на картинках изображено по нескольку птиц.

Логопед. У меня на картинке изображен один красногрудый снегирь (белобокая сорока, сизокрылый голубь, желтогрудая синица, красноголовый дятел).

Ребенок, у которого на картинке снегири, должен посчитать, сколько их нарисовано, и ответить, например: «У меня на картинке пять красногрудых снегирей» и т.д.

Физкультурная пауза

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

 На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул много раз.

Пересказ сказки «Как собака друга искала» с использованием мнемотаблиц (дифференциация звуков [с] - [з] в связной речи)

«Собака искала друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца и решила с ним подружиться. Ночью мимо пробежала мышка. Собака услышала и залаяла. А трусливый заяц испугался, подумал, что это пришел волк, и убежал в лес. Собака решила подружиться с волком: уж он, наверное, никого не боится. Ночью мимо пролетала сова. Собака опять залаяла. Волк подумал, что это медведь, испугался и убежал в лес. Собака позвала медведя, но тот и двух дней с собакой не прожил. Приползла змея. Медведь перепугался и убежал в лес. И вот наконец собака встречает верного друга — человека, который уж точно никого не боится».

Дети пересказывают сказку с использованием мнемотаблицы, стараясь правильно и четко произносить звуки [с] и [з] в словах.

Разгадывание кроссворда (подготовка к обучению грамоте)

На магнитной доске начерчен шестистрочный кроссворд. Дети берут конверты с буквами. Им дается задание составить из находящихся в конвертах букв слова и выложить их на магнитной доске. Вместе с логопедом дети выполняют задание, разгадывают кроссворд и читают ключевое слово, выделенное другим цветом (СКАЗКА)

           СОВА

   ВОЛК

   СОБАКА

           ЗМЕЯ

МЫШКА

         ЗАЯЦ

Логопед. Сегодня вы слушали и пересказывали сказку, дома вы ее еще раз перескажите, придумайте продолжение и подумайте, кто кого защищает: человек собаку или собака человека.

Итог занятия. Сюрпризный момент

Логопед. Обе команды играли хорошо. Поэтому в награду вам дарю сундучок сказок.