Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.
презентация по логопедии

Опыт работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий  в системе работы по предупреждению  нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы поделимся опытом работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий

Слайд № 2. 

На первый взгляд с этими афишами все в порядке, однако стоит присмотреться и сразу все становится понятно. ..............откуда растут корни этой проблемы.

(все слайды с афишами № 3,4,5,6,7,8,9)   

    (слайд с тетрадным листком № 10) Проблема школьной неуспеваемости актуальна всегда: отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Основная причина кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе .

   (слайд с мальчиком № 11) В основном, в группе риска дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), страдающие несформированностью фонематического слуха, зрительно и слухо-пространственного гнозиса, процессов саморегуляции и контроля, что негативно отражается на  возможности  полноценного овладения  чтением  и письмом.

Как следствие, у детей возникают специфические нарушения: дислекия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).

Слайд № 12 

  С точки зрения логопедического подхода, дисграфия требует специальных педагогических методов коррекции. Предупредить ошибки легче, чем их исправить. Поэтому, профилактика – эффективная мера, позволяющая своевременно предусмотреть трудности в овладении детьми письмом и чтением. Такую работу нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.

  Для успешного овладения письмом у ребенка в дошкольном возрасте должны быть сформированы  необходимые предпосылки письма: 

 

 В случае несформированности этих предпосылок   ребенок неизбежно встретится с трудностями,   что и приведет к появлению разных видов дисграфических ошибок.

Слайд 13.  

   Учитывая возрастные и психические особенности дошкольников  , коррекционно -  профилактическое направление проводится в рамках игровой деятельности. Мы используем разнообразные игровые технологии направленные на предупреждение дисграфии и дислексии :

- обучающие (дидактические )

- социо-игровые,  - подвижные (№14)

 - ИКТ технологии  (№ 15)

  Применение   игровых технологий помогает не только решению выше поставленных задач, но и развивает интерес,  активность,  инициативу и самостоятельность наших воспитанников.  

 (№ 16)    Этому способствует создание правильно организованной предметной среды и  ее содержательное наполнение. Возникают условия для свободного выбора детьми деятельности и  и  партнеров игры.

    (№ 17)      Поддержка самостоятельной  - спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства  помогают  предупредить возникновение дисграфии  и дислексии. Это положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами будущего первоклассника.

 Слайд 18  

Поскольку дисграфия бывает разных видов, то используемые нами игры решают  задачи направленные на профилактику определенных видов нарушений и возможных ошибок связанных  сними.

Обучающих игр большое многообразие, сегодня мы познакомим вас с примером одной игры на каждый вид дисграфии.  

Первый  вид -    

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия    (МЕДИА) 

ПРИЧИНА - неправильное произношение звуков

ПРОЯВЛЕНИЕ заменах, пропусках букв соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

РЕЗУЛЬТАТ - Ребенок пишет так, как произносит, дефектное произношение на письме, в виде смешений и пропусков букв.

 

Слайд 19 

 2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (ПЛАНШЕТ)

ПРИЧИНА - недостаточный уровень фонемного распознавания, произносит правильно , но не умеет их распознавать по их характеристикам.

ПРОЯВЛЕНИЕ- Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.(Свистящих, шипящих, африкатов, соноров)

РЕЗУЛЬТАТ-   это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме. 

По акустическому сходству смешиваются следующие фонемы: (ПРОГОВАРИВАЕМ)
- парные звонкие и глухие согласные: [б-п],[в-ф],[г-к],[д-т],[з-с],[ж-ш];
- свистящие и шипящие:[с-ш],[з-ж],[с´-щ] ;
- аффрикаты: [ч-щ],[ч-ц],[ч-т´],[ц-т],[ц-с];
- сонорные:[ р-л];
- заднеязычные: [г-к-х];
- гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];
- лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].

 Слайд 20 

     3  Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Социоигровая)

ПРИЧИНА - нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

ПРОЯВЛЕНИЕ- в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов).

РЕЗУЛЬТАТ- нарушение звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); - нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов);

- нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).

         Данный вид дисграфии проявляется в следующих видах ошибок:

На уровне слова: (ПРОГОВАРИВАЕМ)

- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)

- пропуски гласных (санки-снки);

-вставка лишних букв (стол-стлол);

-перестановки букв (тропа-прота);

- добавление букв (весна-весная);

- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).

     

Слайд 21  

   4. Аграмматическая дисграфия (ПОЯСОК)

ПРИЧИНА -  недоразвитие лексико-грамматического строя речи,  несформированность  морфологических и синтаксических обобщений.

ПРОЯВЛЕНИЯ -  нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.

РЕЗУЛЬТАТ - Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Наиболее ярко аграмматическая дисграфия проявляется к окончанию обучения в начальной школе, т. е. тогда, когда морфологический принцип письма становится более значимым.

  Характерными ошибками в устной речи у дошкольников могут быть:

•искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козлёнки»);

•изменение падежных окончаний («много деревов»);

•нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»);

•изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);

•изменение числа существительных («дети бежит»);

•нарушение согласования («бела дом»);

•нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении).

Слайд 22 

5. Оптическая дисграфия   (ЛИСТЫ)

 ПРИЧИНА - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза пространственных представлений.

 ПРОЯВЛЕНИЕ -  замены графически сходных букв, искажения в написании букв, зеркальном написании. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (в – д) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и вербальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, не дописывание элементов буквы.

РЕЗУЛЬТАТ -  ошибки на письме.

Слайд 23

   Успешность коррекционно-профилактического обучения возможно  при наличии целенаправленной, систематически комплексной работе учителя-логопеда,

а также при осознанном и заинтересованном включении родителей (законных представителей) в логопедическую работу. Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей (законных представителей), привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и дошкольной организации более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии - средство профилактики дисграфии у детей с ТНР (из опыта работы) Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма". Л.С.Выготский МБДОУ № 23 «Золотой петушок» Учителя – логгопеды : Белякова Н.В,.Сычева Я. В., Железногорск 2019 г.

Слайд 3

у о

Слайд 4

е е и

Слайд 12

предпосылки письма: правильное произношение звуков родного языка; различение на слух звуков речи: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные; достаточное формирование фонематических представлений: владение простейшими видами анализа и синтеза: выделение заданного звука; определение места звука в слове – начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука; развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи; достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве.

Слайд 18

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия . (косноязычие на письме) ПРИЧИНА - неправильное произношение звуков. ПРОЯВЛЕНИЕ – в заменах, пропусках букв соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. РЕЗУЛЬТАТ - ребенок пишет так, как произносит, дефектное произношение на письме, в виде смешений и пропусков букв.

Слайд 19

2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. ПРИЧИНА - несформированность фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам). ПРОЯВЛЕНИЕ - проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.(свистящих, шипящих, африкатов , соноров ) РЕЗУЛЬТАТ - это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме.

Слайд 20

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ПРИЧИНА - нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. ПРОЯВЛЕНИЕ - в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов). РЕЗУЛЬТАТ - нарушение звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); - нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов); - нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).

Слайд 21

4. Аграмматическая дисграфия ПРИЧИНА - недоразвитие лексико-грамматического строя речи, несформированность морфологических и синтаксических обобщений. ПРОЯВЛЕНИЕ - нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения. РЕЗУЛЬТАТ - Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Слайд 22

5. Оптическая дисграфия ПРИЧИНА - связана с недоразвитием зрительного гнозиса , мнезиса , зрительного анализа и синтеза пространственных представлений. ПРОЯВЛЕНИЕ - замены графически сходных букв, искажения в написании букв, зеркальном написании. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (в – д ) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и вербальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, не дописывание элементов буквы. РЕЗУЛЬТАТ - ошибки на письме.

Слайд 23

Успешность коррекционно-профилактического обучения работа учителя -логопеда включение родителей в логопедическую работу взаимовлияние более эффективно:

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспита...

Конспект занятия по развитию речи детей через использование игровых технологийв средней группе «Зима»

Закреплять умение  подбирать однокоренные слова,продолжать закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных,закреплять умение согласовывать существительное с числительным, п...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....