Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»
план-конспект занятия по логопедии

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»

«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА» 

 Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.

 Задачи:

 Образовательные:

 - познакомить с новым звуком;

 - учить дифференцировать заданный звук на слух;

 - учить соединять звуки в слоги;

 - усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

 - познакомить с буквой Ы;

 - закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

 Коррекционно-развивающие:

 - развивать фонематический слух и фонематическое представление;

 - развивать зрительный и пространственный гнозис;

 - развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;

 - развивать правильный речевой выдох; развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса) ;

 - развивать память, внимание, мышление.

 Воспитательные:

 - воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;

 - воспитывать чувство импатии (сопереживания) .

 - воспитывать интерес к занятию;

 - воспитывать настойчивость;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»

«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА» (Звук и буква Ы)

Тема: Звук и буква Ы.

 Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.

 Задачи:

 Образовательные:

 - познакомить с новым звуком;

 - учить дифференцировать заданный звук на слух;

 - учить соединять звуки в слоги;

 - усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

 - познакомить с буквой Ы;

 - закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

 Коррекционно-развивающие:

 - развивать фонематический слух и фонематическое представление;

 - развивать зрительный и пространственный гнозис;

 - развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;

 - развивать правильный речевой выдох; развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса) ;

 - развивать память, внимание, мышление.

 Воспитательные:

 - воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;

 - воспитывать чувство импатии (сопереживания) .

 - воспитывать интерес к занятию;

 - воспитывать настойчивость;

 Оборудование: Аудио запись (гудок парохода, звуки леса, красный замок, цветовые символы звуков (у каждого ребенка, звуковые линейки, 2 провода (длинный и короткий, буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка, корзинка (сделанная из картона, картинки грибов с буквами, картинки (крокодилы, бегемоты, жирафы, обезьяны, слоны, сюжетные картинки.

Ход занятия:

 I. Организационный момент

 Дети в кабинет «заезжают на поезде».

 Логопед:  Мы приехали на поезде, а на чем еще можно путешествовать? (Ответы детей.)

 - А вы путешествовали когда-нибудь на пароходе? А как он подает сигнал? Включается запись сигнала парохода. Дети слушают и повторяют. Детям предлагается немного «проплыть» на пароходе («плывут» и подают сигнал). «Доплыли» до берега, и вышли на лесную поляну. Дети садятся на свои места.

 II. Сообщение темы занятия

 По просьбе логопеда дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.

 Логопед: А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал?

 Дети:  На звук Ы.

Логопед: А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

Дети:  Со звуком Ы.

Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко).

Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.

 III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

 Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).

Логопед:  Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?

 Дети:  Звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.

Логопед: В каком замке живет?

Дети: Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка.

Логопед: Каким символом обозначаем гласные звуки?

 Дети: Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком). Выставляется красный квадрат рядом с замком.

IV. Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук».

 Логопед произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы, а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.

 Логопед: Мы сейчас с вами ловили какой звук?

Дети: Мы ловили звук Ы.

 V. Произношение звука Ы в слогах

 Игра «Звуки подружились»

 Логопед предлагает подружить звуки.

 - Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными.

- Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы, слог – МЫ.

 - А сейчас мальчикам я подарю звук Т, девочкам звук Ы. Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ). Дети, соединяя, ладошки произносят слоги.

VI. Произношение звука Ы в словах. Анализ слова ПЫХ

Включается аудиозапись, в которой слышится пыхтение - ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ.

 Логопед:  А как кто-то там пыхтел? Дети повторяют все хором.

 Появляется ёжик (игрушка).

 Ёжик: Звали меня? – Я ПЫХ.

Логопед: Повторите, как зовут ёжика?

Дети все вместе: ПЫХ.

Пых: Засиделся я в лесу. Мне очень хочется с вами поиграть, ребята, только я вот должен знать правильно ли вы услышали мое имя. А для этого вам нужно на звуковой линейке с помощью символов выложить схему моего имени.

Дети делают звуковой анализ слова ПЫХ. Определяется последовательность звуков, дается полная характеристика каждого звука, определяется общее количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков.

Выполняется взаимопроверка (дети передвигают звуковые линейки и проверяют правильность выполнения друг у друга) .

 Пых: Молодцы, ребята, вижу, правильно вы услышали мое имя, справились с заданием, правильно составили схему.

 - А сейчас поиграем с вами в мою любимую игру «Рифмовки».

 VII. Физкультминутка

Логопед начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.

 Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.

 Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.

 Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.

 Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны

 Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны.

 Игра проводится 2 раза. Второй раз с помощью картинок-подсказок дети начинают говорить слоги, а логопед заканчивает.

 Логопед: А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? (Звук Ы) .

 VIII. Знакомство с буквой Ы

 Пых: Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква Ы

 Логопед:  Из скольких элементов состоит буква Ы?

Дети: Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка.

Логопед: В какую сторону повёрнут животик?

 Дети: Вправо.

С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка) .

 Игра «Собери грибы».

 Логопед: Пых сказал, что возле его дома растет много грибов, только вот он не знает какие из них можно собирать, а какие – нет. Поможем ему собрать?

 Под запись «Звуки леса» дети подходят к столу, на котором лежат картинки грибов с буквами. Им необходимо положить в корзину только те, грибы на которых написана буква Ы.

 Дети садятся на места.

 IX. Подбор картинок на заданный звук

 Логопед:  С каким звуком, и какой буквой мы познакомились?

 Дети: Мы познакомились с буквой Ы.

 Логопед:  Пыху очень нравится, что вы так часто повторяете его любимый звук, он решил с вами еще поиграть. Поиграем? Игра называется «Найди слово со звуком Ы».

- Пых каждому из вас отправил письмо. Возьмите конверты, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. в конверт вложено по две картинки, в названии одной есть звук Ы, а в названии другой – нет.

 Дети по цепочке проговаривают свое слово.

 X. Произношение звука Ы в предложении

 Логопед: Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть.

 Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое.

 XI. Итог занятия.

 Литература.

 Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. – СПб., 1998.

 Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект фронтальной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Животные жарких стран"

Дети с  ОНР(III)   II  год обученияТема: Животные жарких  стран (пиктографическое письмо)Задачи:Коррекционно - образовательные:- закрепить знания о животных жарких стран, уточ...

Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».

Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч....

конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "С"".

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенно...

конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "Ш"".

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенно...

Фронтальное тематическое занятие в подготовительной логопедической группе на тему «Профессии в детском саду»

Цель: познакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, расширить и обобщить знания детей о профессиях в детском саду.Задачи:Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детск...