Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические навыки  формируются  в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную  и социальную сферу.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические навыки  формируются  в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную  и социальную сферу.

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать так, чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к определенному виду деятельности.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

Основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:

•      Занятия со спичечными или счетными палочками.

•      Массаж.

•      Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.

•      Пальчиковый и теневой театры.

•      Игры на развитие тактильного восприятия.

Творческие занятия по изобразительной деятельности,  направленные на развитие мелкой моторики рук:

1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) с использованием самых разнообразных изобразительных средств (ягода, краски собственного приготовления и др.) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)

2) Рисование красками, кисточками  и карандашами.

3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).

4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)

5) Конструирование из бумаги.

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

1) Работа в тетрадях и прописях.

2) Рисование по трафаретам и линейкам.

3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.

4) Выполнение различных штриховок.

5) Рисование  карандашами.

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по образцу.

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка».

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе

Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навы...