Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Суслова Анна Михайловна

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения, формами такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya.docx403.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

detsadrodnichok

Комплекс

кинезиологических игр и упражнений 

для детей дошкольного возраста

C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\image007.gif

Подготовила учитель-логопед:

Суслова А.М.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. 

Картотека кинезиологических упражнений 

Картотека рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте, а также всей картотеки для детей младшего школьного возраста).

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.C:\Users\Анюта\Desktop\b7ed384e902d54a75395e3d9daf74ac0.jpg

 2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).C:\Users\Анюта\Desktop\5c89e2b6c8b6a.jpg

 3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.C:\Users\Анюта\Desktop\F8XqRcnDAXc.jpg

4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.C:\Users\Анюта\Desktop\e1dd8fac2b4beb3a92a0c3bd0203622d.jpeg

 

5. Лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания)C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\slide-4648.jpg

Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

6. Зайчик – колечко – цепочка

Цепочка - поочередно соединяем большой палец с указательным со средним и т.д. и через них попеременно «пропускаем колечки» из пальчиков другой руки. C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\3.jpg

7. Флажок – рыбка – лодочка.C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\1.jpg

Флажок – ладонь ребром.

Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой.

Лодочка – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком». Большие пальцы прижаты к ладони.

8. Дом – ежик – замок.

Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить между собой.

Ежик – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

Замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\4.jpg

9. Ножницы – собака – лошадка.

Ножницы – указательный и средний пальцы втянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\4.jpg

Собака – ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть, указательный палец согнуть.

Лошадка – большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

10. Гусь – курица – петух.

Гусь – ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть, опирается на большой.C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\6.jpg

Курица – ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Петух – ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это гребешок.

11. Сарай – дом с трубой – пароход.

Сарай – пальцы рук соединить под углом- «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\7.jpg

Дом с трубой – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

Пароход – обе ладони «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба».

12. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».C:\Users\Анюта\Desktop\sm.jpg

13. Симметричные рисунки.

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).C:\Users\Анюта\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ\Слайд6.JPG

 Дыхательные упражнения 

1. «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

2. «Дышим носом» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. 

3. «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. 

4. «Надуй шарик» Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 

5. «Дыхание» Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. - о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос. 

6. «Губы трубкой» Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. И. п. - о. с. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот; 2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух; 4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. 

2. «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. 

3. «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. 

4. «Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги. 

5. «Маршировка» Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. 

6. «Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. 

7. «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться. 

8. «Дерево» Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз) 

9. «Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. 

10. «Повороты шеи». Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

Упражнения для развития мелкой моторики 

1. «Домик» Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз) 

2. «Ладошка» С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз) 

3. «Лезгинка» Любим ручками играть И лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз. 

4. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение. 

5. «Симметричные рисунки» Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку). 

6. «Зеркальное рисование» Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. 

7. «Кулак - ребро-ладонь» Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе. 

8. «Ожерелье» Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Глазодвигательные упражнения 

1. «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. 

2. «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. 

3.«Слон» Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. 

4. «Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем. 

5. «Глазки» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз) 

6. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.) 

7. «Глазки» Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону). 

8. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии 

1. «Ласковое солнышко» 
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко.
Сразу стало холодно.
Замерзают пальчики, руки, ноги.
Мы стали как льдинки.
Но вот из- за тучки показался солнечный луч.
Он погладил нас по носику, но щечкам.
И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце.
Оно было большое, желтое и очень-очень теплое.
Солнышко растопило все льдинки.
Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым.
Согрелись и стали теплыми руки.
Согрелись и стали теплыми ноги.
Потеплели плечи, грудка, живот.
Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко.
Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох.
Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются.
Мы можем управлять собой.
Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись.
Повернулись на бок. Встали.
2. «Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой
ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь)
3. «Грибы да ягоды»
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог: (ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)
И грибочек подрастал, ( руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг
называем грибы)
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)
Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим,
одновременно на двух руках) - называем ягоды
4. «Урожай»
Овощи растут на грядке. (скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать
пальцы)
Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь)
Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)
5. «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в
локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой
ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь)
6. Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрьнаружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу,
одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)
7. «Найди животных»
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное
пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —
кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
-дети по очереди называют диких животных
По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)
Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —
кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
- дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям)
Очень долго удивлялись (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —
кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
- дети по очереди называют животных жарких стран.
8. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях)
Да! (руки вверх, ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно
нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей (зверей). (Дети повторяют и хлопают ладонями по
коленям или по столу).
9. «Где вы, рыбки?»
Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!
Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих
рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее
оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.
10. «Букет цветов»
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с
большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
11. «Массаж ладоней»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть — Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики, Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе.
12. «Гусеница»
Шла гусеница по дорожке.
У нее в ботинках ножки.
Ротик, нос, а глаза — два,
И большая голова.
Желтый, зеленый, красный, синий,
С улыбкой ты всегда красивый! (по ходу текста пальцем обводить контур
гусеницы)
13. «Чики-чи, чики-чи»
Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот)
Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями)
Кто это стучит — узнаем. (ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан,
молоточек)
Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет.
14. «Магазин одежд»
Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные
стороны)
Протираем пыль с витрин. ( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой
и наоборот)
В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной
стороне другой)
Продавать одежду будем (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз
по ладони другой руки) - дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру
другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем (массаж каждого пальца между фалангами
указательного и среднего пальцев другой руки)
Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать (поглаживаем каждый палец)
15. «Наши пальчики»
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут (то же другой рукой)
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать ( нажимать на центр ладони пальцем другой руки
(поменять руки)
Помассировать по кругу, ( круговые движения указательным пальцем одной руки
по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)
Давим, (крепко сжать кулаки)
Тянем, (напряженно вытянуть пальцы)
Отдыхаем (расслабить кисть)
Мы внимательными станем (скрестить руки на груди)
16. «Внимательный мишка»
По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел (царапающие движения пальцев одной руки по ладони
другой)
Лапкой мед он доставал, (надавливание на центр ладони указательным пальцем
другой)
Язычком его лизал (круговые движения указательным пальцем по центру ладони
др.)
Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет (ладони на щеках, качаем головой)
Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным (указательными пальцами
обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)
17. «Пальчики»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать)
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. ( каждый палец зажимаем в кулачке)
18. Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас. (массажируем точку на переносице)
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами. (массажируем точки на висках)
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.
19. Точечный массаж
На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном. (массажируем точку между бровей)
Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит. (массажируем точки на висках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...