Педагогическая мастерская Тема: «Формирование образной речи средствами художественной литературы»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Емельянова Елена Владимировна

Педагогическая мастерская

Тема: «Формирование образной речи средствами художественной литературы»

 

Цель:  в результате педагоги получили представление  о  приемах формирования образной речи средствами художественной литературы.

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами. Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Слайд 2

Под образной речью понимается речь яркая, эмоциональная, выразительная, насыщенная – в целом можно сказать, что это речь, реализующая эстетическую функцию языка. Владение образной речью подразумевает умение свободно обращаться с лексическим богатством языка, строить свои предложения, умение «рисовать словом».

Слайд 3

Важнейшим средством развития образности речи является художественная литература. Образные средства языка, широко встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях и т. д.). Художественная литература содержит богатый материал словотворчества писателей и поэтов. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы. Фиксируется внимание на особенностях литературного языка (образные слова, эпитеты, сравнения).

Формирование образной речи средствами художественной литературы.

* Знакомство с художественным произведением

 

*Беседа по содержанию произведения, уточнение понимания содержания произведения, его идеи;

 *Выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

- прием домысливания

- прием привлечения внимания к образному слову

*Выполнение разнообразных творческих заданий.

 

К приемам развития образной речи детей дошкольного возраста относятся прием домысливания и прием привлечения внимания к образному слову.

Прием домысливания. Взрослый не дочитывает последнюю строку стихотворения, дети пробуют угадать ее по рифме, ключевым словом, которые взрослый особенно выделяет голосом при чтении:

Я лежу на лужайке

И в небо гляжу,

В табуне облаков

Я….(коня нахожу).

(«Вечером»)

Прием привлечения внимания к образному слову. Очень важно чтобы дети уже в дошкольном возрасте почувствовали красоту образного слова, узнали, что обыденное можно называть необычно.

Например:

Отчего прохладно стало

одуванчику в бору?

Оттого, что прошлой ночью……

Взрослый читает первые две строки стихотворения – вопрос автора читателям: «Отчего прохладно стало одуванчику в бору?» Дети пробуют ответить: «Ночь наступила, пошел дождь, подул ветер» и т. д. Содержание ответов говорит о том, что они услышали в стихах пока только одно слово – прохладно. При повторном чтении выделяем интонацией слово одуванчику. Ответы детей меняются: «Одуванчик облетел!». Чтение в третий раз позволяет выделить слова в бору. Прогнозы-ответы детей: «Бор-это лес, там елки, сыро, темно». Затем взрослый перечитывает строки - вопрос и после короткой паузы читает строки – ответ:

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он

На ветру!

Такой ответ автора у старших дошкольников вызывает разные эмоции: кто-то радуется, что угадал про ветер и ночь, кто-то открывает для себя, что вместо облетел можно сказать красиво и точно: облысел.

 

Слайд 4

Творческие задания

*подбор синонимов («Скажи по-другому»), антонимов («Скажи наоборот»), определений, характеризующих персонаж, его настроение, состояние («Какой, какая?»), действия и поступки («Кто, что делает?»);

*подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

*драматизация небольших произведений или наиболее интересных частей произведения;

*придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам

Слайд 5

*Дидактическая игра «Подбери сравнения»

*Упражнение «Подбери образы к слову»

*Упражнение «Скажи почему?»

*Составление загадок.

 

Практическая часть

Так же для формирования выразительной, образной речи дошкольников можно применять следующие приемы работы со словом.

 

Дидактическая игра «Подбери сравнения»

 Берем какое – либо важное, ключевое для нас слово. Например, зима или снег, елка и т. п. Подбираем и наклеиваем предметную картинку, которую обозначает данное слово, на лист бумаги. Затем с детьми придумываем, с чем этот предмет можно сравнить. Сравнение подбираем с начала по форме, цвету, размеру, затем по другим признакам, действием, ассоциациям. Такое творческое задание нравится детям. Образы – сравнения бывают очень неожиданными. Выбираем наиболее точные из них, рисуем или приклеиваем соответствующие картинки на этот же лист.

Богатая копилка слов – образов служат хорошим тренировочным материалом для словарной работы. Словарный запас расширяется, уточняется, активизируется. Подбираем не только существительные, но и глаголы, прилагательные, которые дети редко используют в речи. Накапливаются синонимы, антонимы, появляются причастия. С подобранными словами легко и интересно составлять словосочетания, предложения.

 

Упражнение «Подбери образы к слову снег».

Снег белый, как (сахар); пушистый, как (пух); летящий, как (стрелы); сверкающий, как (алмаз); блестящий, как (звезда); кружащийся, как (танцоры); скрипящий, как (дверь); накрывающий, как (скатерть); хрустящий, как (морковка); мягкий, как (подушка).

 

Упражнение «Подбери образы к слову ветер».

Воет, точно (волк); ноет, точно (нытик); стучит, точно (молоток); свистит, точно (свисток); гудит, точно (труба); пугает, точно (злодей); бушует, точно (бык); разбрасывает, точно (неряха); ломает, точно (хулиган); поет, точно (певица).

 

Упражнение «Скажи почему?».

Детям задают вопросы.

Почему зиму сравнивают с талантливым художником? (Потому, что зимой узоры на окнах и т. д.).

Почему зиму сравнивают с добрым волшебником? (Потому, что зимой волшебный праздник – Новый год, Дед Мороз делает разные чудеса и т. д.)

Почему зиму сравнивают с забавной проказницей? (Потому, что зимой дети много проказничают на горке, забавляются, балуются и т. д.)

Почему зиму сравнивают с богатой красавицей? (Потому, что зимой много блестящего, сверкающего как серебро снега).

 

Почему зиму сравнивают с трудолюбивой хозяйкой? (Потому, что зимой снег укрывает всю травку, чтобы не мерзла и т. д.).

 

Проделанная предварительная работа в дальнейшем положительно влияет на качество детских рассказов на заданную тему.

 

Составление загадок.

На первом этапе детям предлагается отгадать загадку, найти сравнения и объяснить их. (Загадка про ель: Я – модница такая, что всем на удивление. Люблю я бусы, блестки, любые украшения). Задаются вопросы: с кем сравнивается ель в загадке? Чем ель похожа на модницу? Почему модница вызывает удивление у людей? Дети легко находят сравнения в загадках и объясняют причину сравнения. Загадки помогают более внимательно, осмысленно относиться к тексту, чувствовать образность языка.

Обучение самостоятельному сочинению загадок начинаем проводить с коллективной игры. Дети выбирают предмет, и каждый придумывает к нему свое сравнение. Затем дети оценивают, какое сравнение было самым точным, какое самым интересным. Сравнения можно записывать, зарисовывать на одном листке, а потом читать всю загадку по картинкам. Можно вводить в загадку отрицание но, не (мягкий, но не травка, покрывающий но не скатерть… что это)

Привлечение внимания детей к  необычным словам, образным выражениям в художественных текстах способствует развитию собственного творчества детей.  В процессе работы с текстами художественных произведений с помощью специальных упражнений и творческих заданий на основе литературного материала речь детей обогащается образными средствами языка.

Рефлексия

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Педагогам предлагается придумать эпитеты, которыми можно охарактеризовать проведенный мастер-класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Тема: «Формирование образной речи средствами художественной литературы»

Цель:  в результате педагоги получили представление  о  приемах формирования образной речи средствами художественной литературы.

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами. Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Слайд 2

Под образной речью понимается речь яркая, эмоциональная, выразительная, насыщенная – в целом можно сказать, что это речь, реализующая эстетическую функцию языка. Владение образной речью подразумевает умение свободно обращаться с лексическим богатством языка, строить свои предложения, умение «рисовать словом».

Слайд 3 

Важнейшим средством развития образности речи является художественная литература. Образные средства языка, широко встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях и т. д.). Художественная литература содержит богатый материал словотворчества писателей и поэтов. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы. Фиксируется внимание на особенностях литературного языка (образные слова, эпитеты, сравнения).

Формирование образной речи средствами художественной литературы.

* Знакомство с художественным произведением 

*Беседа по содержанию произведения, уточнение понимания содержания произведения, его идеи;

 *Выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения; 

- прием домысливания

- прием привлечения внимания к образному слову

*Выполнение разнообразных творческих заданий.

К приемам развития образной речи детей дошкольного возраста относятся прием домысливания и прием привлечения внимания к образному слову.

Прием домысливания. Взрослый не дочитывает последнюю строку стихотворения, дети пробуют угадать ее по рифме, ключевым словом, которые взрослый особенно выделяет голосом при чтении:

Я лежу на лужайке

И в небо гляжу,

В табуне облаков

Я….(коня нахожу).

(«Вечером»)

Прием привлечения внимания к образному слову. Очень важно чтобы дети уже в дошкольном возрасте почувствовали красоту образного слова, узнали, что обыденное можно называть необычно.

Например:

Отчего прохладно стало

одуванчику в бору?

Оттого, что прошлой ночью……

Взрослый читает первые две строки стихотворения – вопрос автора читателям: «Отчего прохладно стало одуванчику в бору?» Дети пробуют ответить: «Ночь наступила, пошел дождь, подул ветер» и т. д. Содержание ответов говорит о том, что они услышали в стихах пока только одно слово – прохладно. При повторном чтении выделяем интонацией слово одуванчику. Ответы детей меняются: «Одуванчик облетел!». Чтение в третий раз позволяет выделить слова в бору. Прогнозы-ответы детей: «Бор-это лес, там елки, сыро, темно». Затем взрослый перечитывает строки - вопрос и после короткой паузы читает строки – ответ:

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он

На ветру!

Такой ответ автора у старших дошкольников вызывает разные эмоции: кто-то радуется, что угадал про ветер и ночь, кто-то открывает для себя, что вместо облетел можно сказать красиво и точно: облысел.

Слайд 4

Творческие задания

*подбор синонимов («Скажи по-другому»), антонимов («Скажи наоборот»), определений, характеризующих персонаж, его настроение, состояние («Какой, какая?»), действия и поступки («Кто, что делает?»); 

*подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

*драматизация небольших произведений или наиболее интересных частей произведения;

*придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам

Слайд 5

*Дидактическая игра «Подбери сравнения»

*Упражнение «Подбери образы к слову»

*Упражнение «Скажи почему?»

*Составление загадок.

Практическая часть

Так же для формирования выразительной, образной речи дошкольников можно применять следующие приемы работы со словом.

Дидактическая игра «Подбери сравнения»

 Берем какое – либо важное, ключевое для нас слово. Например, зима или снег, елка и т. п. Подбираем и наклеиваем предметную картинку, которую обозначает данное слово, на лист бумаги. Затем с детьми придумываем, с чем этот предмет можно сравнить. Сравнение подбираем с начала по форме, цвету, размеру, затем по другим признакам, действием, ассоциациям. Такое творческое задание нравится детям. Образы – сравнения бывают очень неожиданными. Выбираем наиболее точные из них, рисуем или приклеиваем соответствующие картинки на этот же лист.

Богатая копилка слов – образов служат хорошим тренировочным материалом для словарной работы. Словарный запас расширяется, уточняется, активизируется. Подбираем не только существительные, но и глаголы, прилагательные, которые дети редко используют в речи. Накапливаются синонимы, антонимы, появляются причастия. С подобранными словами легко и интересно составлять словосочетания, предложения.

Упражнение «Подбери образы к слову снег».

Снег белый, как (сахар); пушистый, как (пух); летящий, как (стрелы); сверкающий, как (алмаз); блестящий, как (звезда); кружащийся, как (танцоры); скрипящий, как (дверь); накрывающий, как (скатерть); хрустящий, как (морковка); мягкий, как (подушка).

Упражнение «Подбери образы к слову ветер».

Воет, точно (волк); ноет, точно (нытик); стучит, точно (молоток); свистит, точно (свисток); гудит, точно (труба); пугает, точно (злодей); бушует, точно (бык); разбрасывает, точно (неряха); ломает, точно (хулиган); поет, точно (певица).

Упражнение «Скажи почему?».

Детям задают вопросы.

Почему зиму сравнивают с талантливым художником? (Потому, что зимой узоры на окнах и т. д.).

Почему зиму сравнивают с добрым волшебником? (Потому, что зимой волшебный праздник – Новый год, Дед Мороз делает разные чудеса и т. д.)

Почему зиму сравнивают с забавной проказницей? (Потому, что зимой дети много проказничают на горке, забавляются, балуются и т. д.)

Почему зиму сравнивают с богатой красавицей? (Потому, что зимой много блестящего, сверкающего как серебро снега).

Почему зиму сравнивают с трудолюбивой хозяйкой? (Потому, что зимой снег укрывает всю травку, чтобы не мерзла и т. д.).

Проделанная предварительная работа в дальнейшем положительно влияет на качество детских рассказов на заданную тему.

Составление загадок.

На первом этапе детям предлагается отгадать загадку, найти сравнения и объяснить их. (Загадка про ель: Я – модница такая, что всем на удивление. Люблю я бусы, блестки, любые украшения). Задаются вопросы: с кем сравнивается ель в загадке? Чем ель похожа на модницу? Почему модница вызывает удивление у людей? Дети легко находят сравнения в загадках и объясняют причину сравнения. Загадки помогают более внимательно, осмысленно относиться к тексту, чувствовать образность языка.

Обучение самостоятельному сочинению загадок начинаем проводить с коллективной игры. Дети выбирают предмет, и каждый придумывает к нему свое сравнение. Затем дети оценивают, какое сравнение было самым точным, какое самым интересным. Сравнения можно записывать, зарисовывать на одном листке, а потом читать всю загадку по картинкам. Можно вводить в загадку отрицание но, не (мягкий, но не травка, покрывающий но не скатерть… что это)

Привлечение внимания детей к  необычным словам, образным выражениям в художественных текстах способствует развитию собственного творчества детей.  В процессе работы с текстами художественных произведений с помощью специальных упражнений и творческих заданий на основе литературного материала речь детей обогащается образными средствами языка.

Рефлексия

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Педагогам предлагается придумать эпитеты, которыми можно охарактеризовать проведенный мастер-класс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование образной речи средствами художественной литературы

Слайд 2

Образная речь - это яркая, эмоциональная, выразительная, насыщенная речь, реализующая эстетическую функцию языка.

Слайд 3

Формирование образной речи средствами художественной литературы *Знакомство с художественным произведением; *Беседа по содержанию произведения, уточнение понимания содержания произведения, его идеи; *Выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения; - прием домысливания - прием привлечения внимания к образному слову *Выполнение разнообразных творческих заданий .

Слайд 4

Творческие задания *подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки; *подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. *драматизация небольших произведений или наиболее интересных частей произведения; *придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам.

Слайд 5

* Упражнение «Подбери образы к слову» *Дидактическая игра «Подбери сравнения» *Упражнение «Скажи почему?» *Составление загадок.

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие образной речи средствами художественной литературы"

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно –они удивляются и восхищаются всё меньше, интерес...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Консультация для педагогов "Формирование нравственных установок средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста"

Важную роль в формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. В данной консультациии детская книга рассматривается как средство нравственного...

Педагогическая мастерская «Формирование образной речи средствами художественной литературы»

Педагогическая мастерская«Формирование образной речи средствами художественной литературы»...

план по самообразованию "Формирование нравственных ценностей средствами художественной литературы"

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годПодменный  воспитатель Саух  Елена  Андреевна...

Проект "Формирование семейных ценностей средствами художественной литературы"

Данный проект, реализуемый для воспитанников старшей, подготовительной групп. За основу взято произведение А.К.Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик".Взаимоотношения в семье н...