Кружок "Звукоград"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Новак Татьяна Михайловна

Рабочая программа дополнительногообразования по коррекции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята:

Протокол

Педсовет № 1

от  29.08.2022 г.

Утверждена:

Заведующий МКДОУ

Бутурлиновский детский сад №11

________________ Шапошниковой С.А.

Приказ №       от 29.08.2022 г.  

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад№11 общеразвивающего вида

Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области

Рабочая программа

 дополнительного образования

 по коррекции речи

воспитанников старшей группы

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

"Звукоград"

                                                              Руководитель кружка:

                                                  Новак Татьяна Михайловна

                                                                     Учитель-логопед 1КК

2022 -  2023учебный год

Пояснительная записка

к адаптированной программе дополнительного образования

 по логопедии

«Звукоград»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Особенностью формирования речи напрямую зависит от степени развития  фонематического слуха – слуха, позволяющего  человеку воспринимать  речевые звуки (фонемы). Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению и письму. Фонематический слух может развиваться только в процессе целенаправленного обучения под руководством педагога (логопеда).

Актуальность  данной программы в том, что год от года увеличивается количество детей, страдающих недоразвитием фонематического слуха. Дети  с недоразвитым фонематическим слухом испытывают впоследствии немало трудностей: читают медленно и с ошибками, пропускают буквы при письме, меняют их местами, не дописывают буквы в конце слов.

В возрасте 5 лет дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам. Именно поэтому развитию фонематического слуха в этот период необходимо уделять особое внимание. Дошкольники вовлекаются в интересную, содержательную игровую деятельность со словами, звуками, моделями слов, то есть речь становится предметом изучения.

Коррекционное воздействие  осуществляется в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2002 г.); педагогическими технологиями по развитию фонематического слуха Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»; Е.В.Колесниковой «Слова, слоги, звуки»; развитие связной речи Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5- 7 лет».

Цель программы:  

  • развитие всех компонентов речи
  • формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза
  • развитие познавательных процессов
  • развитие словотворчества, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи

 

Задачи программы:

1.Обучающие: 

  • развить у детей с нарушением речи фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов
  • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез)
  • развитие связной речи

2.Развивающие:

  • развитие познавательных способностей
  • развитие словотворчества, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи
  • развитие внимания, памяти, мышления
  • развитие мелкой моторики и координации движений
  • развитие навыков взаимодействия в коллективе  

3.Воспитательные:

  • воспитание нравственно-волевых качеств
  • воспитание умения доводить начатое дело до конца
  • воспитание интереса к учебной  деятельности

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в шесть этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Ведущие идеи:

Многолетняя практика и поиски новых путей результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если использовать комплексно-игровой метод занятий. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения подгрупповых логопедических занятий. В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Так же с ними проводится работа по расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мышления, игры на развитие общей и мелкой моторики, психогимнастика и логоритмика. Все задания или упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Программа адресована детям 5 лет 

В группы набираются дети, имеющие фонематические и фонетико-фонематические нарушения речи. Занятия проводятся в неделю 1 раз (32 занятия в год)

Продолжительность 25  минут

В итоге реализации программы предполагается:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

а также

  • воспитание нравственно-волевых качеств.
  • воспитание умения доводить начатое дело до конца.
  • воспитание интереса к учебной  деятельности
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Содержание

адаптированной программы дополнительного образования по логопедии

«Звукорград»

п/п

Название разделов и тем

Содержание

1.

Формирование фонематического слуха

1.1

Узнавание неречевых звуков

Согласно программе  обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2002 г.)

1.2

Различение высоты, силы, тембра голоса

1.3

Различение слов, близких по звуковому составу

1.4

Дифференциация слогов

1.5

Дифференциация фонем

1.6

Звуковой анализ слов

2.

Развитие грамматического строя речи

2.1

Согласование существительных в роде, числе, падеже

Согласно конспектам занятий Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»;

Е.В.Колесниковой «Слова, слоги, звуки»

2.2

Согласование существительных ед. и мн. числа с глаголами

2.3.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе

2.4.

Употребление и изменение притяжательных местоимений

3.

Развитие связной речи

3.1

Составление простых распространенных предложений  по картинке, по демонстрации действий,

по вопросам.

Бойкова С.В.  Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет

3.2

Объединение нескольких

предложений в небольшие рассказы

3.3

Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов,  чистоговорок

и скороговорок.

Учебно-тематический план

к адаптированной программе дополнительного образования

по логопедии «Звукоград»

     

№ п/п

Название разделов и тем

Общее количество занятий/минуты

В том числе

Подгрупповые

Теоре-

тические

Практи-ческие

Твор-ческие

1.

Формирование фонематического слуха

1.1

Узнавание неречевых звуков

1

5

15

5

1.2

Различение высоты, силы, тембра голоса

1

5

10

10

1.3

Различение слов, близких по звуковому составу

1

20

5

1.4

Дифференциация слогов

2

5

40

5

1.5

Дифференциация фонем

2

5

35

10

1.6

Звуковой анализ слов

7

5

125

45

2.

Развитие грамматического строя речи

2.1

Согласование существительных в роде, числе, падеже

2

5

40

5

2.2

Согласование существительных ед. и мн. числа с глаголами

2

5

40

5

2.3

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе

2

30

20

2.4

Употребление и изменение притяжательных местоимений

1

5

10

10

3.

Развитие связной речи

3.1

Составление простых распространенных предложений  по картинке, по демонстрации действий,

по вопросам.

2

5

30

15

3.2

Объединение нескольких

предложений в небольшие рассказы

4

70

30

3.3

Заучивание наизусть прозаических, стихотворных текстов и скороговорок.

5

125

4.

Итого:

32 занятия/13ч.33 м.

45

590

10ч.23м

165

3ч.15м

Список литературы

1.Александрова Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников»

2.Бойкова С.В.  Занятия с логопедом по развитию связной речи у

детей 5-7 лет

3.Зуева «Л.Н.Думай-говори» (занимательные упражнения)

4.Колесникова Е.В. «Слова, слоги, звуки» (учебно-методическое пособие)

5.Лопухина И. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи»

6.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»

7.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми»

8.Смирнова Л.Н. «Мы учим звуки»

9.Смирнова М.В. «Скороговорки для развития речи»

10.Филичева Т.Б. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

11. Интерактивные игры и задания  портала «Мерсибо».

12.Смирнова М.В. « Домашний логопед»

13. Косинова Е.А. «Занимательная логопедия».