Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с Онр
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Погарцева Дарья Викторовна

подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка,

лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_korrektsii.docx161.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

коррекции звукопроизношения

у дошкольников

с Онр

C:\Users\User\Desktop\193.jpg

Автор:

                                                 Учитель – логопед  

                                                 Погарцева Дарья Викторовна.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка,

лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

 2.1. Постановка звука.


Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

2.2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

2.3Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

ОПОРНЫЕ ЗВУКИ.

Нарушенные звуки

Опорные звуки

Звуки, сходные по месту образования

Звуки, одинаковые по способу образования

Гласные звуки

[с]

-

[ф]

[и]

[ш]

[т], [р]

[с]

-

[р]

[ж], [д], [з]

-

-

[л]

[д]

-

[ы]

[к]

-

[т]

-

[г]

-

[д]

-

[х]

-

[с]

-

[j]

-

[з’]

-

ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Нарушенные звуки

Приёмы постановки

[с]

1.По подражанию.

2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с].

3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».

[ш]

1. По подражанию.
2. Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы,

ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».

[р]

1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».

2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс) = «тр-др».

3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4.Постановка в 2 этапа:
1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за»,

«да»;
2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда =

[р], слоги «ра», «дра».

[л]

1.По подражанию.
2.От межзубного произнесения [а] или [ы].

[к,г,х,й]

1.По подражанию.
2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и

продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».

[ц]

1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп. Звук «Ч»

[ч]

1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп.

3. От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперёд как при [ч].

[щ]

1.По подражанию.

2. Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь», или «ся»= [щ] или слог «ща»



Мягкие согласные.

1.По подражанию. Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).

2.Обходной путь.
Ребенку предлагают:
– длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

– повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с некоторым придыханием;

– перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;

– закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] – [а]), а потом сливая их;

– затем вводить слоги и слова с другими гласными.

3.Механический способ.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.
При произнесении [т] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя).

Аналогичным путем из слога am получают слог атъ.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф’], [в’], [п’], [б’], [м’], [с’], [з’].

Что касается звуков [к’], [г’], [х’], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «на руке».

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем – их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

        

Звонкие и глухие согласные.

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] – [д] – [г].

Подготовительные упражнения:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и па выдохе;

б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

                        Общие приемы для постановки звонких звуков:

1)  По подражанию, используя тактильно-вибрационный способ.

2)  Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (так-

же можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).
3) Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шёпотом – А, громко – А, шёпотом – Э, громко – Э, шёпотом – И, громко – И, шёпотом – С, громко – З.
         Важно, чтобы смежные артикуляции гласных и согласных были сходны:

И=С, О=Ш, У=В, А=К
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а. а. а. а... громко – а. а. а. а... шепотом – о. о. о. о... громко – о. о. о. о... шепотом –э. э. э. э... громко – э. э. э. э... шепотом – т. т. т. т... громко – д. д. д. д.

4). Для щелевых звуков: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.

5).Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

                       Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии
Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей

с дизартрией:
1) развитие моторики артикуляционного аппарата;
2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков; 3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.
                              Особенности подготовительного этапа
Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:
1.Логопедический массаж.
2.Использование непроизвольных движений.
3.Использование рефлекс запрещающих позиций для предупреждения

или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов у детей с церебральным параличом.

4.Пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику.

5.Развитие речевого дыхания, голоса, формирование фонематических представлений.

                 В работе с детьми используют следующие виды массажа:
1) классический;
2) по биологически активным точкам (БАТ);
3) с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина, Е. А. Дьякова).

При дизартрии, наряду с сегментарным ручным массажем, может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов – перекрестный точечный массаж К. А. Семеновой).

Вместе с ручным и пальцевым массажем можно использовать зондовый массаж Е. В. Новиковой.

У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г. В. Чиркина, М. В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1) Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем.

2) Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами.

3) Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

4) Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

5)Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического и лабиринтного тонического рефлексов. В этих случаях расслабление мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях (Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова).

Рефлекс запрещающая позиция 1. Используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине, голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; также сгибается спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.

Рефлекс запрещающая позиция 2. Используется при выраженности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине, ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

Рефлекс запрещающая позиция 3. Используется также при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине, с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

После того как выбрана адекватная поза для уменьшения влияния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью специальных приемов.

1) Расслабление мышц шеи.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине в рефлекс запрещающей позиции 2, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он производит ритмические движения головы ребенка кругового характера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, затем ребенок стимулируется к повышению активных движений.

Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голова слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движения производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.

Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения.

При тяжелой спастичности расслабление мышц лица производится в рефлекс запрещающей позиции I. Вначале обязательно производится расслабляющий массаж мышц лица.

2) Расслабление губных мышц.

При тяжелой спастичности проводится в рефлекс запрещающей позиции 2. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Направление движения пальцев к середине губ. При этом верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение производится по отношению к нижней губе, а затем и к обеим губам.

За время проведения следующего упражнения указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движение идет вверх на верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз на нижней губе, обнажая нижние десны.

Во время следующего упражнения логопед помещает кончики своих указательных пальцев в углы рта ребенка, растягивает его губы с помощью пальцев. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда (О. В. Правдина, Г. В. Чиркина).

В работе используют такие виды гимнастики:

1) Гимнастика для мимических мышц и артикуляционного аппарата. Традиционные артикуляционные и мимические упражнения рекомендуется проводить с использованием предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными мимическими и артикуляционными выражениями и позами, сопровождать картинки и позы соответствующими стихотворениями, например: «Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я – хоботок есть у меня!» Очень интересна детям «Сказка о весёлом Язычке», которую можно обыгрывать по-разному. Отработка дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения. Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова рекомендуют учить пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера и т.п.

2) Гимнастика на дистальные отделы.                                                                                                Здесь логопед может использовать такие вспомогательные средства как:

 а) «пальчиковый бассейн» (авторская разработка логопедов Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей), представляющий коробку высотой 6 – 8 см, заполненную горохом и фасолью.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне», заключающейся, например, в поиске предметов разной величины, формы, фактуры, способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис, пальцевой гнозис.

б) «разноцветные прищепки», сдавливающие подушечки пальцев и активизирующие клетки коры головного мозга. Продолжительность процедуры – от 3-5 – до 7-10 минут по схеме: 1-3 дни – большой палец, 4-6дни – большой и указательный пальцы, 7-9 дни – большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются по той же схеме. Показаниями к применению являются глубокие задержки психоречевого развития, атонически-астатическая форма ДЦП. Если наблюдается негативная реакция или возбуждение, процедуру необходимо прекратить.

в) резинки различной степени упругости, массирующими движениями надеваемые на пальцы и снимаемые с них.

г) логопедическая щётка «Ёжик» (авторская разработка логопедов Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей), с помощью многочисленных точечных раздражителей которой мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, а зависит от эмоционального настроя ребёнка, его готовности к совместным действиям.

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений. Данные направления будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Последовательность работы над звуками

Г. В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

1) степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;  

2) артикуляционной и акустической близостью звуков;
3) возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции). По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.

Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а звуки [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных.                 Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.                                                                                             Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более легкий.

Особенности постановки звуков:

1) Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова).

2) Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г. В. Чиркина).

3) Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О. В. Правдина).

4) Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О. В. Правдина).

5) Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).

6) Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

7) Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.

8) Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова).

Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей̆ умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей̆ совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который̆ традиционно включает три языковые операции:

– фонематический̆ анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический̆ синтез (составление слов из заданной̆ последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

– фонематические представления. 3) Прием связи звука и буквы.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....

Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова

Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...

Технология коррекции звукопроизношения. Автор Богомолова А. И. 23.01.2019

1.Пояснительная записка.2.Содержание и методика исправления звукопроизношения....

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)

Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ТНР

Представляю фрагмент технологии по коррекции звукопроизношения...

***Проект "Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников"

Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников.Учитель-логопед: Апатова Ирина Сергеевна....

Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...