Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Картотека артикуляционной гимнастики на звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_na_zvuki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для звука Р.

Название упражнения

Описание упражнения

Название упражнения

Описание

упражнения

“Улыбочка”

Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.

«Грибок»

Присасываем к небу широкий язык

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

«Маляр»

Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

«Дятел»

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.

«Парус»

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.10 с.

«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз.

«Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 р.

«Утюжок»

Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-назад. 20-25 р.

 «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.

«Прогони

комарика»

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. 3р.

.

«Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. 10 сек.

Артикуляционные упражнения для звука С,Сь.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

 

«Борцы»

Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.

«С язычком случилось

что-то

Он толкает зубы,

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы».

Затем толкаем изнутри нижние зубки

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

«Трубочка»

Учить сворачивать язык в трубочку.

«Шторки»

Рот приоткрыт.  Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется. Выполнять 5-6 раз.

«Парус»

Под счет взрослого

«Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать» ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками; под счет « Раз, два, три, четыре, пять – можно парус опускать» язычок опускается, ротик закрывается.

Артикуляционные упражнения для звука Л,Ль.

Название упражнения

Описание упражнения

Название

упражнения

Описание

упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

«Накажем непослушный

язычок»

Зубы обнажены,

прикусываем широкий кончик языка.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Зайчик смотрит в окошко»

Зубы обнажены,

между зубами выглядывает кончик языка и прячется обратно.

«Часики»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, повернуть высунутый язык вправо, удержать, повернуть влево, удержать. Чередовать. Длительность – 20 сек.

«Пароход гудит»

Зубы обнажены,

язык между зубами, прижимаем достаточно сильно язык зубами. В это время длительно произносим л-л-л.

«Катание шарика»

Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта.

«Иголочка»

Язык высунуть далеко вперед, напрячь его. Сделать узким. Удерживать 10 сек.

«Слоник»

Ребенок удерживает губы, вытянутые «хоботком». Зубки плотно сжаты.

Взрослый комментирует:

«Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Потяну и перестану…

И нисколько не устану»

«Язычок на прогулке»

Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: «язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко». Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: «язычок смотрит на землю – нет ли луж после дождя». Ведем кончиком языка от одного угла рта к другому: «Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей».

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”.

Артикуляционные упражнения для звука Ш.

Название упражнения

Описание упражнения

Название упражнения

Описание

упражнения

“Улыбка-трубочка-квадратик»”

Растянуть губы в улыбке. Потом вытянуть губы в трубочку. Потом квадратик. При этом зубы все время сомкнуты.

«Грибок»

Присасываем к небу широкий язык

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

«Маляр»

Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

«Дятел»

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.

«Утиный клювик»

Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз.

«Катание шарика»

Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта.

«Мясорубка»

Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 р.

 «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....