Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
презентация по логопедии

Еремеева Любовь Николаевна

      Материал «Методика  коррекции фонематического  восприятия  у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» предлагается для учителей – логопедов, работающих в детском саду. В данном материале описана поэтапная работа логопеда по формированию и дальнейшему развитию фонематического восприятия у дошкольников. На каждом этапе работы предложены наиболее интересные игровые приёмы для развития фонематического восприятия и формирования способности к фонематическому анализу и синтезу у старших дошкольников, направленные на предупреждение акустической дисграфии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕРЕСНО РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ… Еремеева Любовь Николаевна учитель – логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №15 Стаж работы 25 лет

Слайд 2

Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи: формирование способности к фонематическому анализу и синтезу, направленная на предупреждение дисграфии . Вашему вниманию хочу я предложить, Как нам дисграфию в школу не пустить.

Слайд 3

Грамотно, без «фикции», приложив старание, «Исправить дефект дикции!» - это моё призвание. Коллеги дорогие, Скажу вам без улыбки: «Школьники в тетрадях Делают ошибки: То КНИСКА вместо книжка, То вместо дома, ГОМ, То ПЯТЬ ОКНОВ, ДВА СЫШКА! Ну, а проблема в чём? На практике мы знаем, А не понаслышке, Ученики с ошибками , Даже читают книжки! Дислексию, дисгафию В школе трудно победить. Надо в детском садике причины устранить!

Слайд 4

Особенность формирования речи зависит от степени развития фонематического слуха. Этапы логопедической работы: I этап - узнавание неречевых звуков II этап - различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса III этап - различение слов, близких по звуковому составу IV этап - дифференциация слогов V этап - дифференциация фонем VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза Все эти этапы работы взаимосвязаны между собой и представляют комплексную систему логопедической коррекции.

Слайд 5

I этап – узнавание неречевых звуков Слушаем звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди), кто смеется? (женщина) и т.д. Слушаем звуки в детском саду: какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из кухни, зала и т.д. Даем характеристику звуков: громко – тихо, звонко – глухо, т. д. Учимся различать звуки по силе. Предлагаются игры: «Найди игрушку», «Большой и маленький зайцы». Учимся определять направление звукового сигнала. Предлагается игра «Колокольчик».

Слайд 6

I этап – узнавание неречевых звуков (более тонкая дифференциация) «Что я делаю?» - дети вслушиваются в звуки, издаваемые во время деятельности логопеда с предметами: логопед стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой и т. д. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее мять, разрывать. «Что звучало? » - дети вслушиваются в звуки, издаваемые во время игры на музыкальных инструментах. Все эти игры способствуют дальнейшему развитию фонематического восприятия .

Слайд 7

II этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса «Кто позвал тебя, узнай» - Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий показывает, кто его позвал. «В лесу» - Дети по очереди кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает, кто кричал. Затем меняем игру, дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу», он произносит: «Ау!» то тихо, то громко. «Определи настроение человека» - Дети учатся определять по интонации настроение человека. Сами подражают интонации страха, радости, печали, испуга, удивления.

Слайд 8

II этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса «Где котёнок?» - Дети определяют, где котенок по его мяуканью близко (громко), или далеко (тихо). Затем дети сами мяукают по команде: «Близко» или «Далеко». «Животные и их детеныши» -Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно высоту голоса, узнают, кто кричит: «Муу - Муу» - корова, или «муу - муу» - теленок; «Мее» - коза, или «мее» - козленок. Также детям предлагаем звукоподражанием самим издавать звук взрослого животного и детеныша.

Слайд 9

II этап – Работа с настольным театром. «Расскажи сказку» Дети произносят реплики и звукоподражания голосами сказочных героев.

Слайд 10

II этап – Работа с настольным театром. «Расскажи сказку» Дети произносят реплики и звукоподражания голосами сказочных героев. «Послушай сказку» - например, во время чтения сказки «Три медведя» Л.Н.Толстого логопед произносит реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают, какой из медведей мог так сказать. «Расскажи сказку» - Дети произносят реплики и звукоподражания голосами сказочных героев.

Слайд 11

III этап – различение слов, близких по звуковому составу «Поймай слово» - Логопед показывает детям картинку, четко называет ее: «Вагон» . Затем предлагает цепочку слов: « Вагон – ва к он – ф агон – вагон – ф а к он – вагон », услышав правильно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Аналогично это упражнение проводится с другими словами. «Подбери картинки» логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых близки по звучанию, например: лак , мак , рак ; коза , коса ; дом , гном , лом . Затем называет слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки и расставить их в названном порядке.

Слайд 12

III этап – различение слов, близких по звуковому составу «Подбери слово» Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию картинки: ком , бак , сук , ветка . Раздает детям предметные картинки: рак , дом , лук , сом , клетка , мак , жук , пятка . Затем вызывает детей, ребенок должен поставить свою картинку под той, название которой звучит похоже: Ком Бак Сук Ветка Д ом Р ак Л ук Кле тка С ом М ак Ж ук Пя тка

Слайд 13

III этап – различение слов, близких по звуковому составу «Подбираем рифмы и сочиняем стихи» Зреет на кустах … (мал ина , По дороге мчит … маш ина ) Мальчик тычет пальчик в … На пол уронили … (кни жка или ми шка ) В речку уронили … (мя чик , От лисы спасался … зай чик ) Над цветком порхала … Под кроватью нашлась … (тапо чка или бабо чка ) Буду кашу кушать … (ло жка , Поделюсь я кашей с … ко шка )

Слайд 14

IV этап – дифференциация слогов «Найди ошибку» - Логопед произносит несколько слогов На – на – на – па ( па ) Ка – ка – га – ка ( га ) На – но – на – на ( но ) Па – ба – па – па ( ба ) Дети определяют неправильно названный слог. «Сравни слоги» - Ребенок вслух произносит слог, например, «па» . Затем логопед называет или тот же слог, или оппозиционный. Ребенок Логопед Ребенок Логопед ПА ПА КА ГА ПА БА ФА ВА Когда произнесут очередные слоги, дети указывают одинаковые они или нет, на одинаковые слоги нужно поднимать зеленый кружок, на разные красный . В результате игр этого этапа дети овладевают умением различать оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Слайд 15

V этап – дифференциация фонем (фонетика – звуковой строй языка) Т.В. Александрова Живые звуки или фонетика для дошкольников Основные задачи Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры, развития фонематического восприятия) Овладение элементами грамоты Взаимное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка

Слайд 16

Т.В. Александрова Живые звуки или фонетика для дошкольников

Слайд 17

V этап – дифференциация фонем Последовательность ознакомления со звуком Знакомство со звуком - изучаемый звук выделяется на слух Изучение или уточнение артикуляции звука Определение характеристик звук а ( гласный / согласный, какой согласный? звонкий / глухой ) Выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова) с опорой на картинки Формирование понятий «твердый» / «мягкий» (при изучении согласных) Составление слогов, слов из заданных звуков Самостоятельный подбор слов с определенным звуком и указанием места этого звука в слове

Слайд 18

V этап – дифференциация фонем Изучение и уточнение артикуляции при произношении звука «И»

Слайд 19

V этап – дифференциация фонем Составление звукосочетаний, слогов из заданных звуков Игра «Эхо» Цели: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Ход игры: логопед произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети – ЭХО – повторяют то, что услышали и затем выкладывают эти звукосочетания соответствующими кружочками - символами, например: логопед произносит: АУ дети – ЭХО повторяют : АУ и выкладывают символами.

Слайд 20

V этап – дифференциация фонем Последовательность знакомства с буквой Знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа) Выделение элементов Прослушивание стихотворений о букве Раскрашивание буквы красным, зеленым или синим цветом «Печатание» буквы в воздухе, далее - в тетрадях по образцу Чтение слогов с изучаемой буквой На каждом занятии проводятся игры на развитие лексико – грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Слайд 21

Знакомство с буквой А Подбор слов со звуком «А» в начале слова Игра «Я учу буквы» Задачи: совершенствование навыков звукобуквенного анализа, развития внимания, зрительной памяти, логического мышления. Задание: подбери картинки с изображением предметов в названии которых звук «А» мы слышим в начале слова. Проверка: (на слух) Прослушай слова и подумай, ты правильно выполнила задание? - А рбуз - А ист - О бувь (или А бувь?) - О слик (или А слик?) Исправляем ошибки совместно с ребенком.

Слайд 22

V этап – дифференциация фонем Закрепление зрительного образа букв А, О, У Подбор слов со звуками «А», «У», «О» в начале слова

Слайд 23

V этап – дифференциация фонем Последовательность работы по дифференциации звуков Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий ( твердый / мягкий , глухой / звонкий ) Дифференциация звуков на слуховом уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий) определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки Составление звуковых схем слогов, слов Составление слогов, слов из заданных звуков и букв Запись слогов, слов с изучаемыми звуками Составление предложений из слов с изучаемыми звуками

Слайд 24

V этап – дифференциация фонем Составление слов из заданных звуков (букв) с опорой на схему слова Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков «М» и «М» ( Мь ) обозначение мягкости согласных на письме буквами Я, Ю, Е, Ё Знаем, что в слогах: М А , М У , М О , М Ы согласный звук «М» твердый М Я , М Ю , М Е , М Ё , М И согласный звук «М» мягкий Проверка: Прочитай слово, которое, ты, составил. Какой звук твердый или мягкий, ты, слышишь в слове «ХО М АК»?

Слайд 25

V этап – дифференциация фонем Составление слов из заданных звуков (букв) с опорой на схему слова Своевременная работа над ошибками: 1. Прочитал слово «ХО М АК ». В слове звук «М» твердый. 2. Прослушал и произнес сам слово «ХО М ЯК». В этом слове звук «М» (Мь) мягкий . 3. Вспомнил, как обозначить на письме мягкость согласных звуков. - В слоге « М Я » звук «М» (Мь) мягкий . 4. Исправил ошибку: составил из букв слово «ХО М ЯК» правильно.

Слайд 26

V этап – дифференциация фонем Работа воспитателей группы Большое значение для развития и коррекции речи имеет работа воспитателей группы, выполняемая ими по поручению логопеда как на фронтальных занятиях, так и индивидуально . Все педагоги, работающие в детском саду, должны помнить, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста игра . В целях повышения интереса к занятиям воспитателям рекомендуется применять различные игровые формы закрепления знаний детей .

Слайд 27

Они уже большие, но любят все играть! В играх эффективнее детишек обучать! Игра: «Собери ромашку» развиваем фонематический слух звуко-буквенный анализ слова развиваем внимание, память, мышление, связную речь

Слайд 28

V этап – дифференциация фонем Работа воспитателей группы Игра: «Новоселье» Развиваем: фонематический слух звуко-буквенный анализ слова внимание память мышление связную речь

Слайд 29

VI этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза Задачей последнего, шестого, этапа является формирование навыков звукового анализа и синтеза. Начинаем эту работу с обучения определять количество слогов в слове. Дети учатся «отхлопывать» слова разной сложности и выделять при этом ударный слог. Параллельно с обучением детей делить слова на слоги, учим их «собирать» слова из слогов.

Слайд 30

VI этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза Игра: «Делим слова на слоги» Закрепление навыков слогового анализа слова Знакомство с ударением в словах Развитие памяти, внимания, мышления

Слайд 31

VI этап – развитие навыков звукового синтеза «Собери слово из звуков, из слогов»

Слайд 32

Хорошо знаком детям цикл стихотворений А. Барто «Игрушки» «Пропущенный звук» Цель: развивать фонематические представления. Ход игры: детям предлагается хорошо знакомый текст. Его можно еще раз прочитать, затем ребенок должен повторить текст, пропуская в словах заданный звук. За каждую ошибку насчитывается штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.

Слайд 33

Игра «Пропущенный звук» Мишка Ш Уронили ми..ку на пол, Оторвали ми..ке лапу. Всё равно его не бро..у - Потому что он хоро..ий. Бычок Ч Идёт бы..ок, ка..ается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кон..ается, Сей..ас я упаду! Слон Л Спать пора! Усну.. бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только с..он не хочет спать. Го..овой кивает с..он, Он с..онихе шлёт пок..он.

Слайд 34

Игра «Пропущенный звук» Мячик Ч Наша Таня громко пла..ет: Уронила в речку мя..ик. - Тише, Тане..ка, не пла..: Не утонет в ре..ке мя.. ! Зайка С Зайку бросила хозяйка - Под дождём о..тался зайка! ..о ..камейки ..ле..ть не мог, Весь до ниточки промок!

Слайд 35

Игра «Пропущенный звук» Зайка З ..айку бросила хозяйка - Под дождём остался ..айка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Лошадка Л Я люблю свою ..ошадку, Причешу ей шёрстку г..адко, Гребешком приг..ажу хвостик И верхом поеду в гости. Грузовик З Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык - Опрокинул гру..овик!

Слайд 36

Игра «Пропущенный звук» Кораблик Р Мат..осская шапка, Верёвка в ..уке, Тяну я ко..аблик По быст..ой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И п..осят меня: - П..окати, капитан! Самолёт С ..амолёт по..троим ..ами, Понесёмся над ле..ами. Понесёмся над ле..ами, А потом вернёмся к маме.

Слайд 37

Уровень сфомированности фонематического восприятия у детей 4 – 5 лет (1 год обучения) 1 – начало года / 2 – конец года

Слайд 38

Уровень сфомированности фонематического восприятия у детей 5 – 6 лет (2 год обучения) 1 – начало года / 2 – конец года

Слайд 39

Уровень сфомированности фонематического анализа и синтеза в подготовительной группе 1 – начало года

Слайд 40

ЛИТЕРАТУРА Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебное пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – СПб., 1996. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей: Методические рекомендации для педагогов и родителей. – СПб., 1994 Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика. – СПб., 1994 Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

Слайд 41

Спасибо за внимание! luba.eremeeva@rambler.ru 8-921-315-62-90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормаль...

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...