Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями дошкольников 4-5 лет через информационный стенд ДОУ как системный подход.
статья по логопедии (средняя группа)

Стешенко Ольга Викторовна

Один из видов взаимодействия учителя-логопеда в ДОУ как системный подход является информационный стенд учителя-логопеда. При соблюдении принципа достоверности информации, сменяемости тематики, доступности изложенного, современного оформления, читаемости достигается цель образования родителей , повышения их компетентности в коррекционной работе  с детьми дошкольниками. Именно стенд, оформленный к 1 сентября нового учебного года станет визитной карточкой педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему важно говорить с ребенком правильно?  

     Сюсюканье приводит к неправильному произношению звуков и слов. Если ребенок запомнит неправильное произношение, то переучивать его придется достаточно долго.  Аналогичная ситуация, когда ребенок неправильно произнес какое-то слово, а родители смеются и умиляются этому. По этой реакции он будет считать, что именно так говорить правильно и что слово на самом деле так звучит.

     Основные факторы, которые влияют на развитие речи

 1) Анатомические особенности – это строение и функционирование органов речевого аппарата, а также правильное дыхание.

 2) Связь мелкой моторики и речевых центров головного мозга. Доказано, что через тактильные ощущения и занятия мелкой моторикой, вы активируете речевые центры.  

Различные упражнения, пальчиковые игры и гимнастика   положительно влияют на мелкую моторику. В частности, хорошо помогает игра с мелкими предметами, крупами, бусинами, которые нужно нанизывать на нитку, складывать в мешочек и т.д.

3) Эмоциональная составляющая – здесь мы, в первую очередь, имеем в виду связь ребенка с его родителями.

   Чем больше будет людей вокруг него, тем активнее он будет пытаться вступать в диалог.

   При этом важно отметить, что если у одного из родителей есть какие-то речевые дефекты, то это может передаться их ребенку.

ОНР- общее недоразвитие речи

 ОНР– сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

    Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

   Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют  

симптомы, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Словарный запас детей дошкольного возраста 

   Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом.

показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов).  К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.

Виды словарного запаса

   Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.

    Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. От родителей зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.

Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.

Метод наблюдения

Наблюдать с ребенком можно практически за всем.  Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка.  

Рассматривание картин

   Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.

   Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.

https://rudocs.exdat.com/data/136/135751/135751_html_2b1e3b69.jpg

Читайте книги  

   Нужно читать книги вслух медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.

Произведения для чтения детям 4-5 лет

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_aibolit19.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

«Оптимизация коррекционно-развивающего процессе через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов2 Федеральные государственные ...

"Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ"

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов 2 Федеральные государственные обра...