Мастер-класс для педагогов "Артикуляционная гимнастика для развития речи детей раннего возраста"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Осколкова Валентина Александровна

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика для развития речи детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – группа специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и движений органов, участвующих в речевом процессе.

Данная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Целью гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение данных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом! Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
  • Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребёнка с названиями артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык).
  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  • Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком ещё раз.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!

Для тренировки и развития артикуляционной моторики

 предлагаю вам специальные игровые упражнения.

 «БЛИНЧИК»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

Каждый раз по  воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

«ДЯТЕЛ»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край  языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

Дятел дерево долбит – тук-тук-тук,

Целый день в лесу стоит  - стук-стук-стук.

«ЁЖИК»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

«СЛОНИК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону,

Губки хоботом тяну.

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

«МЕСИМ ТЕСТО»

«Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Ходит мятник в часах:

Влево - тик, а вправо – так.
       Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Будешь пить с друзьями чай                                                                     Ты из  чашки новой.

    Эту чашку показать

    Ты сейчас пробуй!

«УЛЫБКА»

 

Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Квака любит улыбаться,

Тянуть губы прямо к ушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Очень нравится лягушкам.

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А теперь задвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Цок-цок-цок-цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцами стучу,

Если хочешь, прокачу!

       Тема этой недели «Что как звучит» для гр. «Карапузики»

Предлагаю провести на этой неделе следующие упражнения

  1. «Дудочка»

Наши губки трубочкой,

Превратятся в дудочку,

Долго я дудеть могу:

«Ду-ду-ду-ду!» (вытягиваем губки вперед, издаем звук «ду», расслабить рот, повторить 5-6 раз.)

  1. «УЛЫБКА»

Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Квака любит улыбаться,

Тянуть губы прямо к ушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Очень нравится лягушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хроршего развития моторики рук,которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение ...

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

"Артикуляционная гимнастика для развития речи детей раннего возраста".

В пособии представлены игровые упражнения для тренировки и развития артикуляционной моторики....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»...