ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ
методическая разработка по логопедии

Разгуляева Марина Геннадиевна

В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности при помощи Су-Джок терапии  у детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации комбинированного вида. Показаны формы, методы и приемы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

РАЗГУЛЯЕВА МАРИНА ГЕННАДИЕВНА

учитель-логопед Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 комбинированного вида»,

г.Богородицк, Тульская область

Аннотация. В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности при помощи Су-Джок терапии  у детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации комбинированного вида. Показаны формы, методы и приемы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: логопедическая работа развитие познавательной, эмоционально-волевой, речевой деятельности, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с общим недоразвитием речи, Су-Джок терапия.

В настоящее время много детей, которые  имеют нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития. Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су- Джок терапия. Это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Метод Су Джок терапии - один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны.

Эта технология – достижение восточной медицины. Разработал её южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок  терапия - это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

На кистях рук и стопах ног в строгом порядке располагаются биологически активные точки, которые соответствуют всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,  регулировать функционирование внутренних органов.

Неоспоримые достоинства Су- Джок терапии:

  • абсолютная безопасность применения.
  • доступность и простота. Ваша рука и знания всегда с собой. Предусматривает использование различных подручных средств.
  • высокая эффективность.
  • универсальность метода. Могут использовать педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.

В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. 

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две  зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает  за восприятие речи, и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Стимуляция систем соответствия способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.

Это значит, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

          Приемы работы Су – Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Формы  работы с детьми:

          1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Ежик колет нам ладошки,

    Поиграем с ним немножко.

    Ежик нам ладошки колет –

    Ручки к школе нам готовит.

    Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

    Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек) 

    Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

    И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)

    Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем… (катаем мячик)

    Потом ручку поменяем (меняем руки)

Массировать следует не только кончики пальцев, но и  всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

При массаже пальцев  эластичным кольцом,  дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Очень эффективен МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА, отвечающий за функции головы человека и повышающий активность мозга. Приведу пример такого массажа, используя основную стандартную систему соответствия. При массаже используются различные техники: линейный, вращательный массаж, прерывистое давление, защипывание, трение, вибрация. Используем приём сказкотерапии: «Жил-был мальчик с пальчик. По утрам он закаливался: умывался, легко поглаживая себя махровым, пушистым полотенцем (линейный массаж), кружился на своей любимой карусели (вращательный массаж),  играл в кнопочки (прерывистое давление), и любил ходить зимой в лес на прогулку. Там он строил свои любимые снежные фигуры (защипывание), растирался холодным, хрустящим снегом (трение). Вечером, возвращаясь домой, он принимал тёплый, приятный душ (вибрация), ложился в кроватку и его гладило нежное, тёплое одеяло (лёгкое поглаживание)»

Чрезвычайно важен для коррекционной работы МАССАЖ НОГТЕВЫХ ПЛАСТИН, активно стимулирующий речевые зоны.

Существуют различные техники профилактического массажа ногтевых пластин. Одна из них: «Надавливание на ноготь в семи основных направлениях»

- сверху вниз;

- в направлении, противоположном росту ногтя;

- в направлении роста ногтя;

- с боковых сторон;

- в области свободного края ногтя в Инь-сторону (внутреннюю);

- в области свободного края ногтя в Ян-сторону (внешнюю).

И закончим «постукиванием» по любому твёрдому покрытию, это приводит к интенсивной стимуляции данных областей. И «перетиранием» - пальцы каждой руки сгибаются таким образом, чтобы ногти оказались на одном уровне (образовали ряд). После этого необходимо интенсивно потереть ногтями обеих рук друг о друга.

         2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

          Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

 На правой руке:

 Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

 Этот малыш-Ванюша, (указательный)

 Этот малыш-Алеша,   (средний)

 Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

 На левой руке:

 Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

          Эта малышка-Ксюша, (указательный)

 Эта малышка-Маша, (средний)

 Эта малышка-Даша, (безымянный)

          А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».

Аналогично проводятся  упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4.Использование Су-Джок  шаров для развития памяти и  внимания.

 Выполнение инструкций:

- Наденьте колечко на мизинец правой руки.

- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.

- Закройте глаза, я надену  колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. (На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).

- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)

- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.

6.Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.

Применение метода Су-Джок терапии в логопедической практике помогает более быстро и эффективно оказать помощь детям с речевой патологией. Метод Су-Джок терапии стал применятся нами не так давно, наблюдения показали, что у детей с диагнозом моторная, сенсорно-моторная алалия, и у детей с общим недоразвитием речи динамика становления правильной речи примерно на 30% стала проходить быстрее, чем у тех детей, к которым Су-Джок терапия не применялась.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

Список литературы.

  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
  2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
  3. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
  4. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
  5. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
  7. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
  8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
  9. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной ...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...